Варново- кастовый строй Древней Индии. Варно-кастовый строй в древней индии Кастовый строй древней индии кратко


Федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия русского балета имени А.Я. Вагановой»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность - хореографическое искусство

По Всемирной истории

Варновый общественный строй Древней Индии

Работу выполнила студентка 6/I А курса Хорева Мария Владимировна

Научный руководитель _______________________

преп. Т.И. Пелипенко

Введение

Индийская цивилизация - одна из древнейших в мире, ее история - уникальный объект исследований многих ученых на протяжение столетий, привлекающий к себе интерес своей самобытностью и несхожестью с историей любого другого государства.

К сожалению, на сегодняшний день наука располагает достаточно скудным количеством достоверных письменных источников по истории Индии. В основном, при ее изучении приходится опираться на труды религиозного характера или художественные произведения.

Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., очаги урбанистической культуры зародились в Индии примерно в III тысячелетии до н.э., а первой древнеиндийской цивилизацией принято считать Хараппскую. Однако сведений о ней практически не сохранилось во многом потому, что письменность того периода еще не расшифрована. Дальнейшее развитие культуры полуострова Индостан предопределило начавшееся приблизительно в начале II тысячелетия до н.э. переселение в долину реки Ганг племен индоариев, о причине которого до сих пор известно немного. Именно в период Ведийской цивилизации, культуры индоариев, просуществовавшей до V в до н.э., которая ассоциируется с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии, впервые появляется разделение общества по родовому признаку. Это разделение усилилось во времена империи Маурьев - первой великой индийской империи.

Хотя признаки кастового общественного строя засвидетельствованы у многих народов, Индия дает нам один из самых ярких примеров данной организации.

Историография

Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук, Уильям Джонс, Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г.С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.

Зарождение индийской эпиграфики произошло в первой половине XIX века, а первые археологические раскопки провелись только в конце столетия, после того, как А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии. В XX веке, когда начались систематические раскопки, английские ученые Маршалл и Маккэй и индийские археологи Сахни и Банерджи, а также многие другие обнаружили развалины древних городов на Северо-Западе страны.

С самого возникновения индологии в этой науке сложилось несколько разных школ и направлений. Для многих трудов западноевропейских ученых характерен европоцентризм, для русской школы индоведения, внесшей большой вклад в современную индологию, характерен объективный и строго научный подход. На рубеже XIX - XX веков появление интереса к изучению собственной истории в Индии было связано с начавшейся борьбой за независимость.

Сегодня история Индийского государства привлекает к себе все больше внимания, ведь так и продолжают существовать и множиться вопросы без ответов, появляются новые факты, новые неизученные материалы.

История формирования и описание варнового общественного строя

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд». Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II - начале I тысячелетия до н.э., можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 - 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире. Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

И только в позднем гимне из «Ригведы», в X мандале, в знаменитом «Пуруша-сукте», содержится миф о том, что четыре варны произошли от первочеловека Пуруши. Из уст Пуруши произошла высшая варна - «брахманы», это жрецы, которые должны были служить богу, из рук произошли «кшатрии», военные, полководцы, из бедер - «вайшьи», ремесленники, земледельцы, скотоводы, а из ступней произошла низшая варна - «шудры», слой неимущих и неполноправных людей. Считается, что три высшие варны были генетически связаны с ариями и поэтому назывались «дваждырожденными», что давало им право на обряд «второго рождения», то есть обряд инициации. Он проводился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал положению в обществе, и впоследствии обеспечивал обучение профессии и занятиям предков, что позволило бы затем стать домохозяином.

Более позднее описание варн изложено в «Ману-смрити», также известном как «Законы Ману». Этот документ - свод законов и правил Древней Индии, в котором освещены такие аспекты, как социальный строй, имущественные и семейные отношения, а также преступления и наказания. Точной датировки текст не имеет, однако есть предположения, что составление законов в нем ограничивается временными рамками со II века до н.э. до II века н.э. Считается, что после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности, влияние брахманов было под угрозой неведических движений, поэтому вышеупомянутый документ и другие Дхарма-шастры (сборники правил) были реакцией брахманов на эти угрозы. В «Законах Ману» подробно описывается создание четырех варн и значение каждой из них в обществе:

«А ради процветания миров он [Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде] создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие -- для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр -- служение этим варнам со смирением.»

Переход из одной варны в другую был абсолютно невозможен, была установлена строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны): «Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей варны, для брахмана - те три, а также своей варны. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Все профессии были наследственно закреплены, законы образа жизни каждой из варн были сформулированы в дхармах, существовала разная степень наказания за причинение вреда более или менее знатным субъектам.

Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Само рождение брахмана -- вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли «авадхъя» - неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.

К варне вайшьев принадлежали по большей мере свободные общинники, которые занимались земледелием или ремеслом, они являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел, однако с течением времени вайшьи теряли свои привилегии в обществе, в том числе обряд «второго рождения», поэтому линия раздела стала проходить уже между знатью, брахманами и кшатриями, с одной стороны и беднотой, вайшьями и шудрами, с другой.

Предполагается, что варна шудр возникла в результате участившихся войн, к ней первоначально причислялись те люди, которые по родовому признаку не принадлежали ни к одной варне. Права шудр были значительно более ограниченными, чем права остальных: как было сказано ранее, все, что мог делать шудра - это прислуживать более знатным людям, они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, шудрам изначально было запрещено накапливать богатства, они не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн.

Со система варн не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче и сильнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами, более дробными подразделениями, превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней.

Значение варнового общественного строя в истории Древней Индии

древний индия общество кастовый

Варновый, а впоследствии кастовый общественный строй можно назвать одной из самых устойчивых и незыблемых моделей разделения общества, ведь он до сих пор существует в современной Индии. Очевидно также и то, что вышеописанный строй достаточно сильно влиял на менталитет жителей Древней Индии, на существовавшую тогда монархию, на решение внутренне- и внешнеполитических проблем, на историю Индийского государства в целом.

Так, например, можно сказать, что разделение общества в Древней Индии повлияло на создание одного из важнейших компонентов социального и экономического строя - сельской общины, ведь наиболее многочисленной варной были вайшьи. Структура сельской общины была многослойна, так как процесс имущественной дифференциации глубоко проник в нее: существовала верхушка, которая эксплуатировала рабов и наемных работников и рядовые общинники, сами работавшие на своих участках. Также община была в определенном роде самостоятельна в своих внутренних делах: свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления.

Существование разделения именно на варны привело к специфической модели рабства. В отличии от других государств Древнего Востока, в решающих отраслях экономики Индии рабский труд значительной роли не играл. В законах отсутствовало противопоставление свободных и рабов, касты заслоняли собой классы. Особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование.

Нужно еще отметить, что, несомненно, кастовый строй влиял на управление государством во времена монархии, ведь вследствие того, что в древних законах было сказано о значительности брахманских родов, немаловажную роль при дворе играл царский жрец. Также большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад, который состоял из знати - военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В целом варновый строй сильно влиял на ход истории Индии. Большое влияние представителей высших варн и знатных родов не способствовало прочности возникавших в то время империй. Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам.

Система разделения общества в Индии выступала в роли своего рода альтернативы слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причины. Она вполне могла существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь ее внутренние законы итак успешно выполняли политико-административные функции.

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Именно благодаря уникальности варнового строя его формирование и особенности до сих пор являются предметом пристального интереса исторической науки.

Список использованной литературы

1. З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.

2. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права.

3. Л.С. Васильев. История востока.

4. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран.

5. К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии.

6. Н.В Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.

7. Л.Б. Алаев. Средневековая Индия.

8. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.

Подобные документы

    Общественный строй Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы. Особенности рабства в Древней Индии. Жесткая кастовая система как альтернатива слабой центральной политической власти. Основные причины возникновения каст.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2011

    История возникновения и развития Киевского государства (IX-первая четверть XII в.), его государственного строя. Характеристика княжеской власти и органов государственного управления. Общественный строй Древней Руси, правовое положение социальных групп.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2010

    Проблема определения общественного строя Киевской Руси, описание основных господствующих слоев общества, их права и компетенции. Зависимые категории населения и особенности их социального положения. Эволюция государственного строя в Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2013

    Общественный уклад восточных славян. Социально-политический строй Древней Руси в IX-XI вв. История письменного законодательства. Ослабление политической роли киевского князя. Усиление землевладельческой знати. Изменения в положении зависимого населения.

    реферат , добавлен 05.11.2016

    Возникновение Древнерусского государства, теории его происхождения. Общественный строй Древней Руси, социальная структура общества. Государственный и политический строй Древнерусского государства, влияние христианства на его становление и развитие.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Характеристика сословно-кастового деления древнеиндийского общества, его социального расслоения. Развитие социального и имущественного неравенства, рабовладения, превращение племенной верхушки в родовую аристократию. Закрепление за варнами круга занятий.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Характерные черты и особенности общественного строя древних викингов. Влияние религиозных воззрений и образа жизни древних викингов на ремесла, земледелие, торговлю, культуру, семейные отношения. Повседневные отношения, ритуалы и праздники викингов.

    реферат , добавлен 08.02.2016

    Анализ истории семейно-брачных отношений в условиях кастового общества. Место женщины в индийском обществе. Роль неприкасаемых в национально-освободительном движении в Индии в первой половине XX века. Современное состояние проблемы неприкасаемости.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Генезис древнеиндийской цивилизации. Религия, литература, архитектура и скульптура Древней Индии. Ведизм, джайнизм, индуизм - основы духовной культуры индийского ареала. Деление древнеиндийского общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры).

    реферат , добавлен 02.09.2010

    Брахманизм и буддизм - направления в политической и правовой идеологии Древней Индии, религиозно-мифологическое мировоззрение которых изложенно в Ведах – древних ритуальных книгах ариев. Начало кастовой организации индийского общества и "Законы Ману".

Хозяйственный строй Древней Индии определяли стабильная общинная система устойчивость пережитков родового строя и отсутствие гос собственности на землю. Царь Древней Индии являлся собственники всех земель. Ему принадлежали наследственные земли, захваченные и рудники. Как суверенный правитель он взымал с подданных налоги. Царь не имел право отбирать земли у общин и общинников. Основной массив пахотных земель принадлежал общине. Законы свидетельствуют о наличии частновладельческих земель, которые могли являться объектом купли-продажи. Однако, гос-во ограничивало такие сделки, устанавливая строго формальный порядок их совершения. Огромное влияние на идеологию общественное и правовое сознание оказывали индусское и буддийская религия (священное отношение ко всему живому).

Специфику общественного строя Древней Индии составляло жесткое разделение людей по замкнутым наследственным группам варна.

Термин «варна» означает разряд, цвет, качество людей. Такое деление не встречается в других странах Древнего Востока. В соответствии с религиозными воззрениями, а затем и гос актами люди от рождения и до смерти принадлежали к одной из 4 варн. Члены разных варн наделялись разным объемом прав и обязанностей. В совокупности правил которыми руководствовались люди называлась дхарма. Каждая варна имела свою дхарму. Нарушение дхармы вело религиозное моральное осуждение, а иногда моральные последствия. Вся общественная жизнь индуса определялась его принадлежностью к дхарме, а именно профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, имя, одежда и даже порядок питания.

Брахманы

Кшатрии

Три первые варны, связанные с арийцами считались почетными. Их называли дважды рожденные. Это было связано с тем, что в детстве по отношению к ним проводился специальный обряд 2го рождения (посвящения), что давало право на получение профессии, приобретение собственности.

Брахманы (жрецы) стремились закрепить свое привилегированное положение в обществе. Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, обучение людей, совершение религиозных обрядов. Они должны быть окружены почетом и уважением, с ними должен был советоваться царь. Жизнь, честь и имущество брахмана в полной мере защищались Древне-индийским гос-ом. Члены низших варн, задевшие интересы брахмана сурово наказывались.

Кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Политическая власть находилась в руках этой варны. Из кшатрии постепенно складывается гос-ая знать, из их числа должен происходить царь. Кроме политической и военной власти кшатрии обладали широкими экономическими возможностями. Им принадлежали Огромные земельные участки.



Вайшьи – наиболее многочисленная варна, которая должна заниматься хоз деятельностью. Они явл главными налогоплательщиками. Вайшьи не имели таких привилегий, как представители высших варн. В случае нарушения закона они подвергались более суровому наказанию. Однако, вайшьи считались дважды рожденными и по правовому статусу существенно отличались от варн шудр.

Шудры – наиболее многочисленная варна, практически не обладавшая правами. Шудр не мог изучать священные книги, участвовать в религиозных обрядах. Шудр не мог рассчитывать на высокое соц положение, не обладал земельной собственностью. Шудр подвергался наиболее жестоким наказаниям.

С течением времени в положение варн происходят некоторые изменения:

1. Увеличение числа брахманов приводит к тому, что они начинают заниматься несвойственными видами деятельности (брахман пастух)

2. Снижение статуса 3 варны на фоне получения привилегий 4 варны.

3. В результате воин происходит значительное уменьшение числа к шатре.

4. Сожительство представителей разных варн влечет неясность статуса детей от смешанных браков. В результате внутри варн появляются такие категории как «чистые и нечистые».

5. Покорение новых территорий влекло причисление населения к варне шудр, что вызывало отпор со стороны аристократии.

Все эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений каст. Кастовая система во многом сохранилась до наших дней.

Каста – группа людей, традиционно занятых в определенной сфере деятельности. Принципиальные отличия касты от варны состоит в том, что касты – это профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией. Касты имели свои органы управления, ритуалы, нормы внутреннего и внешнего общения. Объединяло касты и варны то, что люди принадлежали к ним с момента рождения и практически до смерти.



В самом низу древнеиндийского общества располагались неприкасаемые парии и рабы. Они находились за рамками традиционной системы варн. Юр статус неприкасаемых определялся религиозными представлениями о чистоте или нечистоте, определенных профессий или предметов. Неприкасаемые занимались рыболовством, забоем скота, торговлей мясом, уборкой мусора. Их положение было хуже, чем положение некоторых категорий рабов.

Рабство в древней Индии не имело все отъемлющего характера и сохр патриархальные черты. В законодательных актах упоминаются следующие категории рабов: дети рабов, пленные, продавшие себя в рабство, обращенные в рабство за долги, приговоренные к рабству судом. Особенностью рабовладения в древней Индии явл то, что рабы имели несколько лучшее положение чем в других странах древнего Востока. Раб мог иметь семью, имущество. Их запрещалось убивать и морить голодом, устанавливалось ограничение наказаний.

Чандалы (дети брахман и шудр) - хуже некуда.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Варновый строй древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Варновый строй древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Варновый строй древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Варно-кастовая система Древней Индии. Законы Ману

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Варно-кастовая система Древней Индии. Законы Ману
Рубрика (тематическая категория) Государство

В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразвитая цивилизация. Раннеклассовое общество существовало в Индии еще в 1 тыс. до н. э., в эпоху ранней древности. Оно ровесник цивилизации Древнего Египта и Шумера. Раскопки в долинœе р.
Размещено на реф.рф
Инд, остатки древнейших городов Хараппы, Мохенджо-Даро свидетельствуют о наличии Go-6. Зак. №57 81

словий, классов и государства. В центре городского посœелœения находилась крепость, там проживала правящая знать, военачальники, жрецы. Вокруг нее селились ремесленники, торговцы. Беднота ютилась в хижинах и глинобитных лачугах. Знать имела невольников, возможно, были государственные рабы.

Политическое устройство этих древнейших объединœений чем-то схоже с древневосточной деспотией. Таково было мнение академика В. В. Струве. Но большинство ученых не разделяет взгляды тех, кто считал древнеиндийские государства-княжества рабовладельческими по своей классовой сущности. Эти политические объединœения еще в глубокой древности имели сильную централизованную власть и прочную общинную систему. К сожалению, памятников права той далекой эпохи не сохранилось.

Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением древне-иранских племен, индоариев, племен белой расы. По внешнему виду, языку, этике поведения они резко отличались от коренных жителœей. Арии занимались скотоводством. Жестокость, с которой кочевые народы вели войну, известна. Менталитет кочевника подталкивал его вести войну на полное уничтожение противника. Огнем и мечом он отвоевывал возможность беспрепятственно разводить скот, кровавой жестокостью гарантировал спокойное будущее без восстаний и проявлений недовольства. Военная и жреческая организация индоариев была выше, чем у коренных жителœей, дравидов. Процесс расселœения пришельцев занял не одно столетие. Местные правители потерпели от ариев ряд поражений. То был трудный период в истории Индии.

Со временем арии стали земледельцами, восприняли технологию и культуру коренных жителœей. Завоевание Древней Индии ускорило распад родовой организации. Родовая община переросла в сосœедскую. Положение человека стало определяться его имуществом, что говорит о наличии частной собственности. И вместе с тем кровная месть сохранялась некоторый период. Она считалась религиозным и нравственным долгом для всœех сородичей потерпевшего.

Основу социальной структуры Древней Индии составляла община. В это понятие входили деревня, местность, объединœение семей и даже каста. Положение человека, будь он скотовод, земледелœец, ремесленник или торговец, определялось его принадлежностью к общинœе. Это коллектив, связанный едиными интересами, традициями, обычаями.

Община - самоуправляемая единица. В нее входили касты - совокупность более мелких групп, кулы - семейные общины родственников. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединœений и групп стоял выборный староста͵ руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.

Древнейший памятник литературы и истории Ригведа (II тыс. до н. э.) содержит некоторые сведения об индоариях. Это был воинственный

народ: белые пришельцы считали военное дело самым достойным занятием для мужчины. Οʜᴎ увлекались музыкой, любили поэзию. Не случайно многие литературные и религиозные сочинœения написаны стихами. Индоарии обожали игру в кости (орехи), играли азартно, случалось, проигрывали всœе: скот, постройки, состояние и даже близких: жену, детей. В Ригведе неудачник причитает: ʼʼСтрадает преданная жена, ненавидит теща, сбежал сынʼʼ. В ней имеется специальная глава ʼʼГимн игрокуʼʼ. В Махабхарате сообщается, что один из царей проиграл в кости себя, жену, братьев, всœе имущество вместе с дворцом.

Арии были весьма пристрастны к крепким возбуждающим напиткам и даже совершали обряд в честь какой-то древней алкогольной жидкости (ʼʼсомаʼʼ). Οʜᴎ, возможно, брали пример со своего главного божества- Индры. В Ригведе написано, что он презирал мораль, любил военные авантюры, обожал пиры, был склонен к пьянству. В нетрезвом состоянии мог сильно прихвастнуть. Экстравагантное поведение рыжих чужеземцев, вероятно, удивляло и шокировало степенных, непьющих дравидов.

Аборигены, безусловно, ненавидели пришельцев. По мнению Г. Ф. Ильина, воинственные арийцы были высокомерны, полны сознания своего превосходства, презрения ко всœему местному населœению. Часть побежденных перебили, оставшихся в живых оскорбительно называли ʼʼдасыʼʼ, отобрали у них собственность, превратили их в неравноправных. Арии считали себя расой господ.

Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделœении людей 110 варнам, замкнутым группам. Социальная стратификация имелась и в Древнем Египте. В Древнем Иране населœение делилось на 4 пиштры. При этом в Индии сословная замкнутость жителœей приняла завершенную форму. Как отмечает Н. А. Крашенинникова, варно-кастовое делœение имеет глубоко исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в современной Индии. В то же время понятия ʼʼклассʼʼ-ʼʼварнаʼʼ-ʼʼкастаʼʼ- одна из сложных проблем востоковедения. По мнению Г. Ф. Ильина, сословные различия в Древней Индии имели устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Причиной тому были пережитки родоплеменных отношений и прочность общинных связей.

Движение народов, этническая пестрота͵ частая смена государств заставляли господствующий слой поддерживать классовую и сословную солидарность. Развитие общественного неравенства привело к тому, что знатные роды одного племени стали считать знатные роды других племен и народов более близкими себе, чем незнатных соплеменников. Система варн облегчала выполнение этой задачи.

О происхождении варн существует много точек зрения. Большинство ученых связывают их возникновение с брахманской религией. Верхушка ариев постепенно присвоила себе исключительное право на религиозную, политическую и военную деятельность. Термин ʼʼварнаʼʼ означает ʼʼразрядʼʼ людей, ʼʼвидʼʼ, ʼʼцветʼʼ, ʼʼкачествоʼʼ, ʼʼзаслугаʼʼ. Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принад-

лежностью к варне; профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к какой-либо варне устанавливалась рождением, переход из одной вар-иы в другую в принципе был невозможен.

В гимнах Ригведы появление варн описывается с позиций религии. К дваждырожденным варнам отнесены брахманы, кшатрии, вайшьи. Лица, принадлежащие к ним, проходили инициации, могли изучать тексты религиозных сочинœений, знать их предписания и ритуалы. Позднее появилась угнетенная варна - шудры, единождырожденные. Поступки членов варн, их поведение от рождения до смерти регламентировалось религиозными правилами, имевшими силу узаконенного обычая. Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии - законах Ману (II в. до н. э.).

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.

Первая варна, самая привилегированная,- брахманы. Οʜᴎ якобы произошли из уст, самой ʼʼчистойʼʼ части тела Брахмы. В древних источниках брахман считался чуть ли не божеством в человеческом облике. Только он мог узнавать волю богов, изучать священные тексты, делать жертвоприношения, совершать обряд коронации правителя. Брахманы освобождались от повинностей, даже царь не мог распоряжаться их собственно-ностью. Убийство брахмана считалось самым тяжким преступлением против человека. Исполнение культовых обрядов давало брахманам огромные преимущества - моральные и материальные. Принадлежность к варне брахманов считалась наследственной привилегией, хотя иногда имелись случаи перехода их в другие варны.

Право закрепило привилегии ʼʼблагородныхʼʼ сословий. Брахман, как и другие дваждырожденные, достигнув 8 лет, проходил инициацию, на него надевался священный щнурок. Далее он проходил курс обучения у наставника, после чего ему надлежало жениться, стать ʼʼдомовладыкойʼʼ, иметь детей, заниматься их воспитанием, отправлять культ богов и предков. Продлив свой род и увидев внуков, брахман, дожив до седых волос, должен был удалиться от мира, уйти в джунгли, стать отшельником, размышлять о бренности всœего земного, изучать веды, очищать душу от греховных помыслов, обуздать чувства. Такой уход разрешался вдвоем с женой. Это был четвертый этап жизни, финал.

Почувствовав приближение смерти, правоверный индус должен был завершить свой жизненный путь аскетом. В рубище, с посохом, с чашей для подаяния ходил странник по городам и весям, однако не следует полагать, что всœе дваждырожденные добросовестно чтили ашрам - обычаи. Вероятно, алчущие наследники не раз уговаривали почтенного де-

душку, папашу ʼʼуйти в джунглиʼʼ, выполнить волю богов, оставить им дом, имущество, хозяйство. Желающих стать аскетом, бездомным со временем становилось всœе меньше. В наше время деды индусов предпочитают жить в отдельной комнате, со всœеми удобствами и телœевизором.

Этика предписывала брахману показывать пример в исполнении религиозных обрядов, уметь внимательно слушать других, говорить правду или молчать, соблюдать законы гостеприимства, правила личной гигиены. Ему категорически запрещалось убивать всœех, кто ходит, летает, ползает. По этой причине правоверные брахманы не могли заниматься да.^.е земледелием, ʼʼибо дерево с желœезным наконечником ранит землю (и существа), живущие в землеʼʼ (законы Ману, X, 94).

Брахманы претендовали на свою исключительность, требовали к себе повышенного внимания, привилегий, почестей и даже преклонений. При этом их надменность, высокомерие раздражали кшатриев и правителœей.

Варна брахманов неоднородна по составу. Среди них были жрецы, наставники молодежи, преподаватели, люди с положением и авторитетом. Брахманы освобождались от налогов, повинностей и телœесных наказаний. Все должны были считаться с ними, даже цари. ʼʼВ случае если раджа не будет слушаться советов брахмана,- записано в законах,- то может погибнуть, как корова в трясинœеʼʼ.

Царь должен внимать советам брахмана, ʼʼдоставлять ему удовольствие и ценные вещиʼʼ. Брахманы привлекались для разбора судебных дел, выполняли у правителœей различные государственные поручения, не связанные с военным делом. Используя свое влияние, священнослужители ограничивали власть правителя. По законм Ману, царь должен слушать их советы с раннего утра до прихода других министров и советников (VII, 37). Не один правитель пал жертвой интриг брахманов. В случае если царь не способен выполнять защиту подданных, то он ʼʼдолжен быть убит, как бешеная собакаʼʼ (Махабхарата͵ XII, 57, 41). Подобная статья-редчайшая в истории права, ей нет аналогов.

Выходцы из брахманов были царями, состояли в царском суде, были даже военачальниками. Οʜᴎ являлись советниками правителя, его приближенными, активно участвовали в политической деятельности. Многие из них гибли при дворцовых переворотах, становились жертвами дворцовых интриᴦ. Правители из кшатриев обычно не ладили с брахманами, между ними была конкуренция за влияние и власть. Брахманы были объектом критики, обличения со стороны буддийских монахов.

В селœениях, среди простого народа, брахманы жили скромнее, кормились за счёт предсказаний, брались отводить дурные последствия от тех, кто не соблюдал ритуалов.

Брахману предписывалось строжайше соблюдать свою дхарму, вести жизнь по религиозным канонам, не причинять вред живым существам, им запрещалось продавать рабов, изготовлять и сбывать алкогольные напитки. Οʜᴎ вели абсолютно трезвый образ жизни. Вторая варна - раджанья, кшатрии - были якобы сотворены из рук

бога. Девятилетний брахман считался отцом девяностолетнего кшатрия. Это правящее сословие поставляло правителœей, военачальников, раджей, князей, основную массу верхушки чиновников. В руках кшатриев была реальная власть - военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти всœе цари были выходцами из кшатриев. Религия предписывала сотрудничество брахманов и кшатриев. Многие авторы сочинœений, как брахманы, так и буддисты, упрекали кшатриев за то, что они не всœегда чтут религиозные обычаи, уклоняются от соблюдения этапов жизни (ашрам), особенно последнего.

Конкуренция за власть, политическое влияние между первыми двумя варнами очевидна. Цари - сторонники брахманов преследовали кшатриев, дело доходило до кровавых междоусобиц. Кшатрии-правители платили тем же. Рост влияния буддистов ослабил силу кшатриев, многие из которых уходили с военной службы, становились ремесленниками и торговцами, из-за нужды были вынуждены заниматься трудовой деятельностью.

Третья варна - вайшьи, созданы якобы из бедра бога. Οʜᴎ занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, но пользовались покровительством правителœей. Вайшьи - это угнетаемое сословие, из него формировалось ополчение, от него поступала за счёт эксплуатации основная масса податей, налогов. За счёт эксплуатации вайшьев содержался господствующий класс - жрецы. Только отдельные вайшьи имели богатство, высокое положение в обществе.

Четвертая варна - шудры. Сотворены они не то из ступней, не то из плевка бога. Οʜᴎ не проходили обряда посвящения, инициации. Их основная обязанность - служить дваждырожденным: шудра должен был кормиться со стола хозяина, носить его недоношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Он не мог изучать веды. Брахман за убийство шудры нес такое же покаяние, как за убийство кошки или собаки (законы Ману, XI, 132). Шудры составляли основную массу наемных людей, слуг, ремесленников. Шудре нельзя было иметь богатство, так как он мог бы ʼʼпритеснять брахмановʼʼ (законы Ману, X, 129). За оскорбление брахмана шудре могли отрезать язык. В случае если шудра поднимал палку на человека вышестоящей касты, ему могли отрубить руку, в случае если он в гневе ляянул или дал пинка брахману, то мог лишиться ноги. В случае если шудра прикоснулся к брахману, то священнослужитель должен был немедленно совершить обряд очищения.

Отдельные представители этой касты достигали материального благополучия, главным образом за счёт торговли, ремесла. Οʜᴎ не были прикреплены к земле. Известны случаи, когда шудра становился военачальником и даже царем. В III в. до н.э. правителœем государства Нанды был шудра Аграмес. Его отец был цирюльником. Сосœедние царьки и магараджи третировали, презирали его из-за низкого происхождения. При этом он создал сильное, хорошо организованное войско. Даже Александр Македонский уклонился от битвы с этим царем-шудрой. Многие спесивые, но бездарные цари, пытавшиеся одолеть Нанду, потерпели поражение.

Основатель империи Маурьев Чандрагупта только в результате десятилетней войны победил Аграмеса.

Распространение буддизма внесло некоторые коррективы в морально-этические нормы. В отличие от индуизма, это вероучение обещало праведникам полное равенство и на том свете, включая рабов, отверженных и даже женщин. Император Ашока в конце своей жизни стал адептов этой религии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принадлежность человека к варне не мешала ему выбрать профессию, достичь должности. При этом закон категорически запрещает переходить из одной варны в другую, считает такое перерождение величайшим грехопадением. По законам Ману, за такой переход брахман должен питаться блевотиной, кшатрий - трупами, вайшья - гноем, шудра - вшами (XII, 71, 72). Реальность выполнения таких предписаний весьма сомнительна.

Со временем внутри вайшьев и шудр возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др.
Размещено на реф.рф
Имелись чистые и нечистые касты.

В истории появления каст еще далеко не всœе ясно. Οʜᴎ сформировались позднее, в эпоху раннего средневековья. Некоторые ученые полагают, что в понятие касты входили этнические группы (к примеру, отсталые племена, зачисляемые в разряд неприкасаемых), кланы воинов-завоевателœей (раджпутские племена), религиозные секты и группы людей, объединявшиеся по наследственным профессиям и занятиям.

В крайне бесправном положении находились отверженные, неприкасаемые: чандалы и парии. Люди из этой касты существовали как бы вне общества и выполняли самые грязные, унизительные работы. Οʜᴎ жили за чертой селœения и города, в котором находились члены более высоких варн. В обязанность неприкасаемых входили переноска и кремация трупов, совершение казни над осужденными преступниками. Им полагалось носить одежду покойников, есть из разбитой посуды. Позднее у чандалов появились свои слуги, еще более презираемые обществом. К разряду неприкасаемых относились и чужеземные варвары, те, кто пытался силой оружия поработить индусский народ.

Древняя Индия знала состояние рабства. Его источником была война, захват пленных. В рабов превращали преступников, существовали долговое рабство и самозаклад должника. Острая нужда заставляла порой свободных продавать себя и свою семью в рабство. В случае если пленного не выкупали и он имел семью, его дети являлись рабами.

Имущество раба считалось собственностью его господина, невольником распоряжались, как вещью. Лица из первых трех варн не могли продавать себя в рр.оство, самопродажа членов других сословий не возбранялась. В Артхашастре говорится, что раба можно продать, заложить в обеспечение займа, обменять, подарить, проиграть в кости. Рабы делились по категориям или разрядам. В законах Ману было 7 источников рабства, по Артхашастре -14.

Законы Ману официально ограничивают правоспособность раба. Невольник не имеет собственности (VIII, 416), договор, заключенный рабом, считается недействительным (VIII, 163), дети рабыни считаются собственностью ее господина (IX, 43). Сын, прижитый от связи шудры с его рабыней, мог получить часть наследства только в том случае, в случае если его признает отец (IX, 179).

В некоторых частях Древней Индии существовали не только частновладельческие, но и государственные рабы. Рабы трудились в царских имениях, в рудниках, поместьях, являлись домашней прислугой. При этом рабу разрешалось иметь семью, инвентарь, небольшое имущество. Он мог выкупиться на волю, его не могли заставить выполнять унизительные и грязные работы, так как для этого имелась низшая каста неприкасаемых - чандалы. Положение раба в Древней Индии было несколько лучше, так как он мог иметь семью, какое-то право на имущество, о чем записано в Артхашастре. Законы Ману не содержат положений о праве рабов на имущество.

Законы в какой-то мере ограждали рабов от произвола их господ: их нельзя было убивать, выгонять в старости, держать в голодном состоянии. Раб за проступки мог быть наказан веревкой или бамбуком и только по задней части тела, ни в коем случае по благородной, иначе бьющий совершит такой же грех, как и вор (законы Ману, VIII, 299, 300).

Общественная практика, по мере смягчения нравов, требовала сочувствия к рабам. Артхашастра резко осудила продажу в рабство детей даже в случае крайней нужды, она дозволяла невольникам приобретать имущество, иметь побочные заработки. Рабов благородного происхождения нельзя было принуждать к исполнению унизительных обязанностей. Хозяин, подвергший насилию рабыню, обяяан отпустить ее на волю и выплатить ей компенсацию, а если у нее рождается ребенок от хозяина, пусть даже прижитый с ее согласия, то оба - и мать, и ребенок - должны быть отпущены на свободу. По мнению А. Бэшема, эти предписания Арт-хашастры, вероятно, единственные в своем роде в истории древних цивилизаций.

Рабство в Древней Индии не являлось основой экономической жизни Здесь не было рынка невольников. Рабы подвергались жестокой эксплуатации, но основным трудоспособным населœением являлись общинники, вайшьи и другие люди из каст, в которых состояли свободные люди. По мере укрепления государства, социального неравенства общественная структура общества также претерпевала изменения, особенно в средние. 2. Законы Ману

В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повсœедневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер.

Наиболее известными являются Законы Ману (Ману-мифический бог).Точное время составления этих законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н.е. и II в. н.э. они состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всœего в Законах 12 глав).

В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а так же получение милостыни. Среди базовых видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всœей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий населœение страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д.

Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку,в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей, ибо "женщина ни когда непригодна для самостоятельности".

Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всœех древних кодификаций.

Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров совершающих кражу ночью, следовало, отрубить обе руки посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телœесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин не наказывалось.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление,затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний.

В древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями". Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно обьявлять амнистии.

Судя по Артхашастре, во всœех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Вместе с тем, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.

Большинство дел рассматривались общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

"Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи "ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий. также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления. "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И всœе же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными ".

3. Регулирование общественных отношений по законам Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повсœедневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повсœедневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший(шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всœего в Законах 12 глав). Главноев Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всœех его положений.

Право собственности. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. В случае если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди базовых видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лица.

За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, в случае если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всœего учитывалось мнение родственников и сосœедей. Οʜᴎ же имели право преимущественного приобретения земли. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. В случае если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), в связи с этим Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве -1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателœей. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. В случае если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, в случае если совершался в присутствии свидетелœей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определœенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всœех правила. Так, договор являлся недействительным, в случае если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинœения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства принято называть порча имущества (потрава посœевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинœенный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причинœенный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результат которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности".

Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелœей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщинœе из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Также всœесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителœей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления исходя из принадлежности потерпевшего и виновного к определœенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, в случае если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что является характерной чертой для всœех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу, как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей - смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам

Варно-кастовая система Древней Индии. Законы Ману - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Варно-кастовая система Древней Индии. Законы Ману" 2017, 2018.

Государственный строй . Примитивные государственные образования складывались на территории полуострова Индостан в III тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме, так называемых, племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы (жрецы), или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев. Правители первых государственных образований (протогосударств) - раджи , выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту- налог. В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад . Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной. На рубеже III - II тысячелетий до н.э. полисный период завершается образованием Харапской цивилизации. Однако просуществовала она недолго и по невыясненным учеными причинам прекратила существование. Примерно в IX - VIII вв. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих «месте с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не составили заметного следа в индийской истории. С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований , возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации, Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами. Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность индийской общины сделали ее в определенном смысле внеисторичной .

Поделиться