Виды научных гипотез. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы. Важная роль гипотезы

ГИПОТЕЗА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к зна­нию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдви­гаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждени­ями.

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о при­чинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий приро­ды, общества и мышления.

Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отли­чать от плодов беспочвенной фантазии в науке. В письме, об­ращенном к научной молодежи, И. П. Павлов предостерегал от выдвижения пустых гипотез. Он писал: «Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ни­чего, кроме конфуза, у вас не останется» 1 .

Существуют неверные гипотезы, например существовавшая до Коперника гипотеза неподвижности Земли. Новая гелиоцент­рическая система была изложена Николаем Коперником (1473- 1543) в основном сочинении - в книге «О вращениях небесных сфер»; эта книга через 73 года после появления была внесена Ватиканом в Индекс запрещенных изданий, где она числилась до 1822 г. Рассматривая аргументы сторонников господствующей в то время геоцентрической системы, Н. Коперник писал, в част­ности, следующее: «Итак, обнаруживается, что в процессе до­казательства, которое называется μέθοδον (методом), они или пропустили что-нибудь необходимое, или допустили что-то чуждое и никак не относящееся к делу. Этого не могло бы случиться, если бы они следовали истинным началам. Дейст­вительно, если бы принятые ими гипотезы не были ложными, то, вне всякого сомнения, полученные из них следствия оправдались бы» 2 .

Гипотеза является формой развития и естественных, и обще­ственных, и технических наук; с точки зрения логической струк­туры она не сводится к какой-то одной форме мышления: поня­тию, суждению или умозаключению, - а включает в свой состав все эти формы.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности че­ловека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного харак­тера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Приме­ром общей гипотезы является гипотеза Демокрита об атомисти­ческом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию; другой пример - гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. В случае подтве­рждения общая гипотеза становится научной теорией.



Частная гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о причинах, происхождении и о взаимосвязях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, об­щественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возник­новения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества.

Существует также несколько частных гипотез о причинах возникновения злокачественных опухолей, в том числе и гипотеза об онкогенных РНК, содеражащих вирусы.

Среди множества проблем, связанных с подготовкой длительных космических полетов, наиболее серьезной и наименее решенной, как отмечают ученые, является проблема сосуществова­ния человека с вирусами в замкнутом пространстве кораблей. Поэтому очень важным аспектом биологических работ являют­ся исследования в области вирусологии; и превращение гипотез в научно обоснованные теории будет иметь большое научное и практическое значение.

Гипотезы в области вирусологии мы называем частными, а не общими потому, что они выдвигаются для выяснения закономер­ностей отдельных, только некоторых из организмов - вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипо­тезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.

Приведем несколько единичных гипотез, выдвигавшихся по поводу картины Рафаэля (1483-1520) «Портрет женщины под покрывалом (Донна Велата)», написанной около 1515-1516 гг. Неизвестно, кто послужил моделью этого знаменитого портрета. Еще в XVI в. родилась легенда, согласно которой «Женщина под покрывалом» - возлюбленная художника, прекрасная булочни­ца Форнарина. Назывались и другие имена: Лукреция Делла Ровере, внучка папы Юлия II; племянница кардинала Бибиены - Мария, ее прочили Рафаэлю в жены. В «Донне Велате» видели аллегорию земной любви, парную к любви небесной. Судя по великолепному одеянию, Рафаэлю позировала знатная особа. Покрывало (il velo), спускавшееся с головы на грудь, - знак замужнего положения дамы, а правая рука, прижатая к груди, - жест, выражающий супружескую верность. Неоднократно отме­чалось сходство «Донны Велаты» с «Сикстинской мадонной», «Мадонной Делла Седиа», «Фригийской Сивиллой» 5 .

В ходе доказательства общей, частной или единичной гипо­тезы люди строят рабочие гипотезы, т. е. предположения, выдви­гаемые чаще всего в начале исследования явления и не ставящие еще задачу выяснения его причин или закономерностей. Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную си­стему (группировку) результатов наблюдения и дать согласу­ющееся с ними предварительное описание изучаемого явления. Работа академика И. П. Павлова ярко характеризует способы и цели построения рабочей гипотезы. Один из его учеников и сотрудников академик П. К. Анохин вспоминает стиль работы И. П. Павлова:

«Поражало в нем то, что он не мог ни минуты работать без законченной рабочей гипотезы. Как альпинист, потерявший одну точку опоры, сейчас же заменяет ее другой, так и Павлов при разрушении одной рабочей гипотезы старался сразу же на ее развалинах создать новую, более соответствующую последним фактам... Но рабочая гипотеза была для него только этапом, через который он проходил, поднимаясь на более высокий уро­вень исследования, и поэтому он никогда не превращал ее в до­гму. Иногда, напряженно думая, он с такой быстротой менял,.. гипотезы, что трудно было поспеть за ним». 6

В судебном расследовании выдвигаемые гипотезы называют­ся версиями. Версии бывают общие, объясняющие все преступле­ние в целом, частные, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдель­ные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д. Напри­мер, до сих пор выдвигаются различные версии убийства амери­канского президента Джона Кеннеди. Общей версией является та, которая объясняет данное преступление в целом; частных версий может быть несколько: убил ли президента одиночка-маньяк или это был заговор против Д. Кеннеди, каковы причины убийства, как готовилось это преступление; единичные версии: из какого оружия убит президент, кто именно стрелял, из какого помещения раздался выстрел и т. д 7 .

1. Эмпирическое обобщение. Это такое обобщение фактов, которое охватывает явление целиком. Эмпирическое обобщение строго опирается на факты, не выходя за их пределы на гипотезы. [Можно заметить только частности.]

2. Учение. Это систематическая форма существования научной идеи в которой содержание данной предметной области выражается теоретическим, эмпирическим и мировоззренческим аспектами научного знания.

3. Научная теория (см. Тема11.).

4. Метатеория (общие теории и научные картины мира).


Тема 9. Научная гипотеза

Вопросы:

1. Понятие научной гипотезы

2. Основные требования к научной гипотезе

3. Виды научных гипотез

4. Функции гипотез

1. Понятие научной гипотезы

Деятельность человека осмысленна, он всегда стремиться понять, тот или иной предмет реальности, который исследует, однако эти предметы не даны ему непосредственно. Прошедшие события не дано наблюдать, а в настоящем через явления из бесчисленных связей можно «увидеть» только некоторые, поэтому вся человеческая деятельность сопровождается множеством догадок предположений допущений.

Гипотеза («предположение»–гр.) – это предположение или допущение, истинное значение которого не определено. Однако всякая догадка или допущение может претендовать на научную гипотезу. Научная гипотеза выдвигается для объяснения новых фактов, разрешения противоречий (между фактом и теорией, например), то есть для решения любой научной проблемы. В этой связи, научная гипотеза –это форма вероятностного научного знания в виде предположений, догадок или предсказываний, о существовании явлений, причин их возникновения и развития.

2. Основные требования к научной гипотезе

Чтобы стать научной, а не произвольной догадкой гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Синтаксической правильности построения и семантической осмысленности её языковых утверждений или высказываний;

2. Адекватности и обоснованности , то есть в своих рамках объяснять максимально возможный круг явлений и по возможности не противоречить установленным ранее фактам и научным положениям;

3. Принципиальной проверяемости , то есть следствие научной гипотезы или её следствие должны вообще давать возможность опытной проверки необязательной сейчас, на данном уровне развития науки;

4. Широты , то есть она должна быть применима не только к своему кругу явлений, для которого она выдвигалась, но и захватывать другие связи;

5. Простоты , то есть способности её единого основания объяснить широкий круг явлений, не прибегая к искусственным построениям и дополнительным гипотезам;

6. Момент истинности и достоверности , то есть её предположения (посылки) должны опираться на некоторую совокупность достоверных знаний.

3. Виды научных гипотез

Научные гипотезы подразделяют:

1. По характеру зрелости гипотетических знаний:

a) рабочие гипотезы (научные догадки). Они строятся для первоначальной систематизации фактов, внесения плановости и целеустремлённости в исследования. Оно часто меняются;

b) научные гипотезы . Возникают на теоретическом уровне исследования или анализа, обладают большой степенью достоверности в объяснении известных явлений. [Входит в уровень теоретических вопросов.]

2. По происхождению они связаны с аналогией, индукцией дедукцией и другими методами.

3. По уровню знания :

a) эмпирические научные гипотезы содержат в себе только термины наблюдения. Обобщают, как правило, некоторые черты явлений и возникают на основе индукции;

b) теоретические . Содержат в своём составе теоретические термины или смешанные.

4. По степени проникновения в сущность наблюдаемых явлений

a) описательные , они фиксируют внешнее поведение систем;

b) объяснительные – формулируют законы поведения систем, Вскрывают механизмы наблюдаемых явлений.

4. Функции гипотез

1. Обобщает опыт, предпочтительно расширяет наличное эмпирическое знание (индуктивное обобщение и «эмпирические кривые»).

2. Функция рабочих гипотез , то есть упрощённых допущений, позволяет перейти от идеальных объектов теории к опыту.

3. Ориентировки в исследовании, придания ему направленного характера.

4. Интерпретация (разъяснения) эмпирических данных или других научных гипотез.

5. Защиты других научных гипотез от конкурирующих теорий или каких-нибудь противоречащих опытных данных.

Таким образом, научная гипотеза –это неустранимый элемент науки и развитие знания в принципе не возможно без предположений, выходящих за рамки данного опыта.


Тема 10. Научный закон

Вопросы:

1. Отношение, связь, закон

2. Сущность и структура научного закона

3. Типология научного закона (классификация)

1. Отношение, связь, закон

Философским основанием понимания закона является концепция материального единства мира, позволяющая утверждать, что мир–не хаос, а системы материальных явлений, различной степени общности, которая находится в определённых связях и отношениях.

Отношения –это взаимозависимость явлений, при этом выделяют три вида отношений: изолированность, связь и взаимосвязь.

Изолированность –это отношение при котором существование и изменение одного объекта, не обуславливает изменение и существование другого. Если наличие или изменение одного объекта является условием наличия другого, то говорят об отношении связи . Соответственно взаимообусловленность существования объектов определяет взаимосвязь .

Взаимосвязь подчёркивает статику, момент устойчивого отношения. Динамику, изменчивость отражает категория взаимодействия .

Взаимодействие –это такой вид связи объектов, который сопровождается процессами их взаимного воздействия, изменения и взаимоперехода. Если изменение систем носит циклический и количественный характер (без изменения качества), то можно говорить о связях функционирования.

Качественные изменения систем свидетельствуют о связях развития. [Не путать развитие с прогрессом.]

Гипотеза как научное предположение, требующее экспериментальной проверки. Виды гипотез.

После постановки задач исследования экспериментатор переходит к формулированию гипотез. Гипотеза – это обоснованное предположение о том, как, каким путем можно получить искомый результат. Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с помощью ее исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Формулирование гипотез систематизирует предположения исследователя и представляет их в четком и лаконичном виде. Благодаря гипотезам исследователь не теряет путеводной нити в процессе расчетов и ему легко понять после их окончания, что, собственно, он обнаружил.

Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из теоретического анализа проблемы, при этом названное предположение еще не подтверждено и не опровергнуто.

Таким образом, гипотеза формулируется на основе проблемы. Многие гипотезы выводятся с помощью аналогии, следуя логическому правилу: если два предмета сходны в ряде существующих признаков, то они могут быть сходны и в другом определенном признаке, обнаруженном в одном из сравниваемых предметов.

В методологии науки различают:

- теоретические гипотезы ;

- экспериментальные гипотезы, то есть, гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.

Теоретические гипотезы входят в структуры теорий в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов и являются инструментов совершенствования теоретического знания.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

1. Фальсифицируемости (т.е. гипотеза может быть опровергнута в ходе эксперимента);

2. Верифицируемости (может быть подтверждена в ходе эксперимента).

Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

Нас интересует второй тип гипотез – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования.

Исходя из содержания , различают три основных вида экспериментальных гипотез :

Гипотезы о наличии некоторого психологического явления (гипотезы о фактах).

Проверка гипотез данного типа - это попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Например, «Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия», «Есть ли фено­мен "сдвига к риску" при групповом принятии решения?» и т.д.



- описательные гипотезы (используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры исследуемого объекта и его функций), так называемые предположения о тесноте связей.

К таким предположениям относится, например, гипо­теза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты бо­лее осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследова­нием. Их результатом является установление линейной или нели­нейной связи между процессами или обнаружение отсутствия тако­вой.

- объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связей в изучаемом объекте.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы данного типа. В такую экспе­риментальную гипотезу включаются независимая переменная, за­висимая переменная, отношение между ними и уровни дополни­тельных переменных.

Готтсданкер Р. выделяет следующие варианты экспериментальных (объяснительных) гипотез:

- контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;

- третья конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспе­риментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой пере­менной на зависимую; проверяется только в лабораторном экспери­менте;

- точная экспериментальная гипотеза - предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения незави­симой переменной и "очищения" ее условий;

- экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине - предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или мини­мальное) значение. "Негативный" процесс, основанный на представ­лении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную - при достижении определен­ного (высокого) уровня независимой переменной, становится силь­нее "позитивного"; проверяется только в многоуровневом экспери­менте;

- экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональ­ных отношениях - точное предположение о характере постепенно­го (количественного) изменения зависимой переменной с постепен­ным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;

- экспериментальная гипотеза с одним отношением - предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависи­мой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный экспери­мент, но вторая независимая переменная является при этом кон­трольной:

- комбинированная экспериментальная гипотеза - предположе­ние об отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой; проверяется только в фактор­ном эксперименте.

Итак, все, о чем мы говорили, касается научных гипотез, которые формируются как предполагаемое решение проблемы.

Статистические гипотезы – утверждения в отношении неизвестного параметра, сформулированные на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык математической статистики.

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество статистических гипотез ограничива­ют до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в проце­дуре статистической интерпретации данных. Эта процедура своди­ма к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги­потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия, например, в степени выраженности признака в разных выборках. Как указывают Дж. Гласс и Дж. Стенли, подтверж­дение первой гипотезы свидетельствует о верности утверж­дения на статистически значимом уровне, а второй - об отсутствии раз­личий.

После проведения конкретного эксперимента проверяются многочисленные статистические гипотезы, поскольку в каждом пси­хологическом исследовании регистрируется не один, а множество поведенческих параметров.

Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации экс­перимента, а статистическая - для организации процедуры сравне­ния регистрируемых параметров . То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпи­рических исследований. Эксперимен­тальная гипотеза - первична, статистическая - вторична . Правила формулирования статистических гипотез обсуждаются при чтении дисциплины «Основы математической статистики». В настоящем курсе будут обсуждаться лишь правила формулирования научных гипотез.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, законо­мерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) экспериментатора - "генератора идей".

Подведем промежуточный итог. Теорию в эксперименте непо­средственно проверить нельзя . Теоретические высказывания явля­ются универсальными; из них выводятся частные следствия, кото­рые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулиро­ваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводи­мые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для после­дующей проверки.

Напомним, что гипотеза — это часть , раскрывающая условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

В частности, гипотеза может выражать:

  • сроки вступления в действие правовой нормы;
  • достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;
  • время и место совершения того или иного события;
  • «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;
  • состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Примеры гипотез

Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет (гипотеза), может быть объявлен полностью дееспособным (диспозиция), если он работает по трудовому договору (продолжение гипотезы) (ст. 27 ГК РФ об эмансипации). В нормах семейного права имеются условия заключения брака: «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния» (п. I ст. 10 СК РФ) — условие места или органа заключения брака.

«Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации заключения брака...» (п. 2 ст. 10 СК) — условие момента возникновения брачного правоотношения.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления . Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные - на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка). Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы могут быть абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

Рис. 1. Виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

  • на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет» (п. I ст. 186 ГК РФ);
  • составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ — состояние в браке одного из супругов, близкое родство, а также недееспособность, признанная судом);
  • альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать. Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» (п. 3 ст. 484 ГК РФ);
  • сложно-альтернативные . В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

  • положительные - указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;
  • отрицательные - предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

  • общие. В них указываются общие признаки, например общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;
  • частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

Поделиться