Война за объединение галицко-волынского княжества. Объединение галицкого и волынского княжеств Галицкие и волынские земли впервые объединил князь

Галицко-Волынское княжество образовалось па территории, которую занимали восточнославянские племена - уличи, тиверцы, дулебы и отчасти хорваты.

После распада Киевского государства образовались два самостоятельных княжества - Галицкое и Владимиро- Волынское.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187 гг.) вел успешную борьбу с венграми и поляками, пытавшимися захватить Галицкие земли. Ему приходилось вести также борьбу и против сепаратистских устремлений своего боярства. После смерти Ярослава Осмомысла борьба обострилась при его сыне Владимире, который вынужден был пригласить к себе на княжение владимиро-волынского князя Романа.

В 1199 г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. Роман, опираясь на верное ему волынское боярство и городское население, подавил сепаратизм местной боярской знати и укрепил свое господство. Оправдывая свои действия, он говорил: "Не передавив пчел, меду не ясти".

Князь Роман совершил несколько успешных походов на венгров, литовцев и половцев, приобретя тем самым большую известность за границей. Римский папа, желая привлечь князя на свою сторону, предложил ему корону. После смерти Романа (1205 г.) в Галицко-Волынской земле началась междоусобная борьба бояр за власть. Этим воспользовались польские и венгерские феодалы и захватили часть русских земель.

Особенно сильно возросло значение Галицко-Волынской земли при сыне Романа Данииле (1238-1264 гг.), который при поддержке средних землевладельцев и горожан добился политического единства Галицко-Волынской земли и повел успешную борьбу с польскими и литовскими феодалами за независимость своего княжества. При нем были построены новые города (Холм, Львов), укреплялись границы, развивались ремесла и торговля, устанавливались торговые, политические и культурные связи с соседними странами.

В 1254 г. Даниил получил от римского папы титул короля. Галицко-Волынская земля стала наиболее сильным княжеством на западе Руси. Однако развернувшаяся впоследствии междоусобная борьба князей за власть ослабила военную мощь Галицко-Волынского княжества. В конце XIV в. эти земли оказались под властью Польши, Литвы и Венгрии.

Процесс феодализации в Галицко-Волынской земле, особенно на Волыни, протекал активно. Здесь еще до прихода киевских князей боярство, выросшее из местных землевладельцев, захватило почти все общинные земли и стаю основным феодальным землевладельцем.

Галиция, подобно Северо-Восточной Руси, сделалась местом оживленной колонизации, в то время как южные земли приходили в упадок и теряли население. Приток колонистов оседав в уже сложившихся боярских вотчинах и таким образом усиливал экономическую и социальную базу местных бояр.

В Галиции не было городов, которые издавна являлись политическими и экономическими, а также крупными торговыми центрами, подобными не только Киеву или Новгороду, но даже, например, Смоленску, Суздалю или Владимиру. Очень характерно, что Галиция вначале называлась не по имени своей столицы - Галича, а описательно: "Червенские города". Значит, Галич не выделялся из других галицких городов; он и впоследствии не играл особой роли как крупный торгово-промышленный центр. Города здесь организовывались и укреплялись самими галицкими князьями (например, Холм, Львов), и в них влияние князя было весьма велико. Однако в целом городское население в Галицко-Волынской земле было малочисленнее, чем в других землях.

Все это предопределило ряд местных особенностей в процессе феодализации Галицко-Волынской земли. В то время как в Киевской земле значительная часть бояр являлась княжескими дружинниками, в Галиции так же, как и в Новгороде, основная масса феодалов выросла из местных землевладельцев, появившихся в разлагавшихся сельских общинах. Поскольку в Галицко-Волынской земле процесс феодализации был шире и глубже, чем где-либо, можно предполагать, что значительная часть общинных земель перешла к феодалам уже в XII в. Бояре сумели захватить в свои руки основную часть Галицкой земли и в руках многочисленной группы боярства сосредоточились почти все земельные владения. Основным типом феодальных владений в Галиции была боярская вотчина. Можно полагать, что эксплуатация сельского населения здесь была сильнее, чем в других землях, поскольку процесс феодализации начался раньше.

Галицкое боярство отличалось такой многочисленностью и сплоченностью, какой не было ни в одной другой земле. Естественно, что галицкие бояре были мало связаны с князьями, а иногда и враждебно относились к ним, как только замечали, что князья стремились ограничить их своеволие.

Одной из значительнейших особенностей в процессе феодализации в Галицкой земле являлось то, что галицким князьям не удалось образовать здесь своего домена в таких размерах, как в других русских землях. Первые местные русские князья утвердились здесь только в конце IX в. Княжеский домен в Галиции стал развиваться только в XII в. и был менее значителен, нежели где-либо. Еще до появления местных князей общинные земли были захвачены местными землевладельцами, выросшими в недрах разлагавшихся общин. Князья не в состоянии были создать себе могучего окружения, так как у них не было достаточного земельного фонда для размещения своих военных слуг. Влияние княжеского хозяйства в экономической жизни страны было незначительно. Так как домен галицких князей был невелик, в Галицкой земле основная масса сельского населения находилась в зависимости от галицкого боярства.

Из дошедшего до нас материала трудно уяснить значение церковного землевладения в Галиции, но можно думать, что и оно было менее развито, чем в других землях, в частности в Новгороде, и играло меньшую роль.

Рост феодальных владений сопровождался закабалением общинников. Крестьяне несли в пользу феодалов отработочные и оброчные повинности и подвергались различным поборам, размеры которых определяли сами землевладельцы. Усилившийся феодальный гнет вызывал протест смердов. Известно, например, восстание смердов в 1159 г. при Ярославе Осмомысле.

С развитием ремесла и торговли росло и городское население, основную массу которого составляли ремесленники.

Особенностью государственного устройства Галицко- Волынской земли было то, что она долгое время не делилась на уделы, т.е. в отличие от многих других русских земель сохраняла единство, хотя власть в ней принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной, хотя и передавалась по наследству: место умершего отца занимал старший из сыновей. Соотношение классовых сил было таково, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом, т.е. по своему усмотрению приглашало и сменяло князей. История Галицко-Волынского княжества полна примеров, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре активно использовали помощь европейских (венгерских и польских) рыцарей. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созывать совет по своему желанию, не мог издавать ни одного акта без согласия совета, которому фактически подчинялся весь государственный аппарат управления, поскольку в его состав входили бояре, занимавшие крупные административные должности.

Галицко-Волынские князья время от времени при чрезвычайных обстоятельствах созывали вече, которое, впрочем, не имело особого влияния. Князья принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества.

Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того, как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата княжеского двора, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Территория княжества, соответственно, была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города князьями назначались посадники, которые обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения.

Правовая система Галицко-Волынского княжества почти не отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Здесь продолжали действовать несколько видоизмененные нормы Русской Правды (Сокращенная редакция Русской Правды).

Галицко-волынские князья, как правило, издавали и свои собственные нормативные и правовые акты, поскольку обладали определенными административными, военными и законодательными полномочиями. Так, среди нормативных актов, изданных галицко-волынскими князьями, заслуживают упоминания Уставная грамота Ивана Берладника (1134 г.), предусматривавшая ряд льгот для иностранных купцов этой грамоте "Иван Ростиславич, князь Берладский", освобождает чешских, венгерских и других купцов от мыта при складке привезенных ими товаров в Малом Галиче, но при вывозе из сего города за разные, купленные в его земле товары, русские, угорские и чешские, они должны платить мыт), а также Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права (1287 г.). Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича, в которой регламентировались повинности феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

Особенностями социально-экономической системы княжества были наличие экономически и политически сильной аристократической феодальной элиты (боярства); сосредоточение в руках этой элиты самых значительных земельных владений; умелое политическое использование представителями элиты внешнеполитических факторов (иностранных интервенций, давления со стороны Польши, Литвы и Венгрии) в своей борьбе с центральной княжеской властью.

Уже к концу XIII в. Литве и Польше удается захватить Гродно, Полоцк и Минскую землю. В начале XIV в. Литва присоединяет к себе еще ряд русских южных и западных земель: Туровское, Пинское, Витебское княжества. Вскоре все земли Галицко-Волынского княжества были разделены между Литвой и Польшей (XIV в.).

Галицко-Волынское Княжество

С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских Городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами: Владимиром-Волынским, Луцком, Брестом, Белзом, Дорогочином и другими.

На «Червенские Города» еще во время Владимира Святого претендовали поляки и они находились под постоянной угрозой захвата или вторжения со стороны Польши.

При разделении Руси на уделы Ярослав Мудрый отделил Галицкие «червенские города» от Волынских и отдал их в удел своему внуку Ростиславу – сыну умершего еще при жизни Ярослава его сына Владимира.

Во время княжеской междоусобицы после смерти Ярослава Мудрого Ростислав был изгнан из Галиции и умер в изгнании в Крыму, оставивши трех сыновей, которым только в 1087 году удалось вернуться на княжение в Галицкую Русь.

На съезде князей в Любече в 1097 году Галицкая Русь была признана «вотчиной», то-есть наследственным владением потомков Ростислава, которые и сохранили над ней власть в течение целого столетия, давши двух выдающихся князей: Владимира I и Ярослава (Осмомысла), его сына.

В правление этих двух князей, длившееся 62 года (1125– 1187) Галицкая Русь росла и крепла экономически и политически и туда устремлялась много переселенцев из Приднепровья, страдавшего от “постоянных княжеских междоусобиц и набегов половцев. Под влиянием западных соседей – Венгрии и Польши, с которыми Галицкая Русь находилась в тесных торговых и культурных сношениях, там сложился социальный строй во многом отличный от остальной Руси. Характерной чертой этого строя было очень сильное значение боярства, бравшего пример с западно– европейских феодалов и стремившегося ограничить власть князя и влиять на государственные дела. Борьбу с этими, стремлениями бояр и Владимир I и Ярослав Осмомысл вели довольно успешно и твердой рукой правили своим княжеством, имея всегда поддержку от начинавшей усиливаться северо-западной Руси, Владимиро-Суздальского княжества. Ярослав Осмомысл был женат на дочери Суздальского князя Юрия Долгорукого.

Умирая, Ярослав Осмомысл разделил свое княжество между двумя сыновьями: законным – Владимиром (II) и внебрачным – Олегом. Между ними вскоре началась борьба, из которой при поддержке бояр победителем вышел Владимир, изгнавший Олега.

Но вскоре самому Владимиру II пришлось бежать от самовольных бояр. Бежал он за помощью к венгерскому королю Беле III. Вместо помощи Бела III посадил Владимира в тюрьму, вторгся в Галицкую Русь и посадил там на княжение своего сына Андрея, предоставив боярам огромные права. Население, как передает летопись, страдало от жупантов венгров и самоволия бояр, но было бессильна свергнуть их власть.

Только через два года, в 1189 году, удалось бежавшему из Венгрии Владимиру вернуться на княжение. Польша недовольная тем, что Галицкая Русь фактически, превратилась в венгерскую провинцию, вторглась туда, изгнала венгра Андрея и вернула престол Владимиру, который и княжил там до своей смерти (1198 г.). Владимир II умер бездетным. С ним прекратилась династическая ветвь Ростиславовичей и встал вопрос о занятии княжеского престола Галицкой Руси.

Претендентом на него являлся князь соседней Волыни – Роман Мстиславович, тоже прямой потомок Мономаха, как и вымершая ветвь Ростиславовичей. Но против него была сильная оппозиция галицкого боярства, боявшегося, что этот волевой, твердого характера князь урежет их права, как это было в Волынском княжестве. Только при поддержке поляков, боявшихся что Галицкая Русь опять попадет к венграм, Роману Мстиславовичу удалось занять Галицкий престол и тем положить начало объединению Галицкой и Волынской Руси в одно большое государство с наследственной властью Pомановичей.

Имея в своем распоряжении верные ему и надежные стды Влыни, Роман мог не считаться с оппозицией боярства и твердой рукой взять бразды правления объединенными княжествами. Сразу же ему пришлось столкнуться со своим собственным тестем, киевским князем Рюриком, недовольным объединением двух княжеств. В вооруженном столкновении Рюрик был разбит и бежал к половцам, с помощью которых ему удалось захватить в 1203 году Киев и произвести в нем страшные опустошения и резню. Однако, скоро он и его союзники – половцы были разбиты войсками Романа Мстиславовича, после чего Рюрик был насильственно пострижен в монахи. Характерно что Роман не пожелал занять и киевский престол, а вернулся в свое объединенное княжество. Притягательность для князей Киева, как великокняжеской столицы тогда уже потеряла свою силу, а владение им, не принося никаких выгод, налагало обязательство защиты Киевского княжества от постоянных набегов кочевников.

В результате объединения двух густо населенных княжеств, куда к тому же непрестанно прибывали новые переселенцы с востока, и успешной борьбы с Киевом, князь Роман стал сильнейшим князем на Руси. Польский историк В. Кадлубек пишет: “князь Роман поднялся так высоко, что правил почти всеми землями и князьями Руси”. А новгородская летопись называет его “Государем всея Руси”.

Начало правления Романа совпало с крупнейшими историческими событиями, в Европе. На рубеже 12-го и 13-го столетия под натиском крестоносцев, вдохновляемых папой римским, пала Византия и в 1204-м году вместо нее была создана “Латинская Империя”, просуществовавшая более полувека (до 1261 г.) Добившись успеха в борьбе с Византией, бывшем оплотом православия, католицизм не остановился на этом. Его внимание привлекала православная Русь, которую он стремился уже тогда (как и теперь) окатоличить. Первым препятствием в его продвижении на восток была православная Галицко-Волынская Русь, соседями которой были сугубо католические Польша и Венгрия.

Стремительное усиление государства Романа Мстиславовича порождало надежды, что оно сможет стать не только самым воинственным и авторитетным княжеством Руси, но и формальным ее объединителем, как некогда Киев. Если бы это случилось – католицизм бы потерял всякую надежду распространиться на восток, а Польша и Венгрия получили бы могущественного, во много раз сильнейшего их соседа в лице объединенной Руси. Государственные интересы Венгрии и Польши и интересы католицизма диктовали всячески препятствовать, как объединению всей Руси, так и усилению ее Галицко-Волынской части. Ибо только разъединенная и ослабленная огромная Русь могла стать их добычей. Учитывая это, Рим и Польша с Венгрией обращают особое внимание на сильное государство князя Романа и планомерно начинают против ннго агрессию. С одной стороны – подстрекаемая Римом, Польша ведет против Романа вооруженную борьбу; с другой – Римский папа предлагает Роману королевскую корону, принятие которой было бы символическим признанием власти папы. Рим и Польша имели надежных союзников в лице части галицкого боярства, сильно тяготевшего к Западу с его феодальным строем, дававшим огромные права боярам.

Счиатя почву для “сотрудничества” с Римом подготовленной, папа присылает в 1206-м году в Галич особое посольство с предложением князю Роману признать главенство папы, обещая за это королевскую корону и “помощь меча св. Петра”, как сказали римские послы. Князь Роман не только категорически, но и очень резко отклонил это предложение.

Летописец делает предположение, что гибель князя Романа eсть результат измены бояр, недовольных твердым курсом политикаи князя в вопросах внутренней и внешней политики, а также в вопросе религиозном.

Смута после смерти княза Романа

После смерти князя Романа формально власть переходит к его вдове, как опекунше над малолетними детьми. Фактически же все захватывает кучка боярской олигархии, во главе с знатным боярским родом Кормиличей. Чувствуя себя беспомощной перед алчной и властной боярской кликой вдова князя Романа обращается за покровительством к королю Венгрии, который охотно на это соглашается и с 1206 года вводит в свой титул: “Король Галича и Владимира”. Последствия этого добавления к титулу сказались много столетий спустя: в 1772 году, при разделе Польского государства между Австрией, Пруссией и Россией, Австрия получила Галицию. Австрийский император тогда был и “Короле Венгрии”, и как таковой был признан Россией и Пруссией “законным” наследником Галицкой Руси.

Но покровительство венгерского короля не смогло обуздать самоволия галицких бояр, которые вынудили вдову князя Романа бежать с детьми в Венгрию, а на освободившийся княжеский престол пригласили Северских князей – трех братьев Игоревичей, расчитывая, что они не будут посягать на “боярские свободы”. В своем расчете бояре жестоко ошиблись. Игоревичи, привыкшие у себя в Северском княжестве смотреть на бояр как на послушных сотрудников, не потерпели своеволия Галицких бояр и беспощадно с ними расправлялись: более 500 бояр было казнено, их дочери выданы замуж за простолюдинов (как говорит летопись “рабов”), а остальные приведены в повиновение или бежали в Венгрию.

Король венгерский опять вмешивается в дела Галицкой Руси, приходит туда с войском и восстанавливает власть детей Романа Мстиславовича. В 1211-м году девятилетний его старший сын Даниил провозглашается князем, а его мать-регентшей. Игоревичи были повешены. Уцелевших бояр такое решение вопроса не удовлетворяет и вскоре они разными интригами и склоками вьнуждают вдову князя Романа с детьми снова бежать, а князем провозглашают вождя боярской партии – Кормилича. Это был единственный случай в истории Руси, когда на престол село лицо не принадлежащее к правящей с основания государства династии.

Обеспокоенные боярской анархией в Галицкой Руси, Польша и Венгрия, сговариваются насчет ее дальнейшей судьбы. Малолетнего сына венгерского короля Коломана сочетают браком с малолетней же дочерью польского короля – Саломеей и провозглашают их Королем и Королевой Галицкой Руси, которая таким образом подпадает под влияние агрессивного католицизма с одной стороны и нарождающегося польского шовинизма с другой. Галицкой Руси грозит полное поглощение католицизмом и польским национализмом, то есть, исчезновение ее как составной части Великой Руси, хотя и раздираемой княжеской анархией, но все же сохранившей верность единству Руси и, неразрывно связанному с Русью,– православию.

В ее дела вмешивается далекий новгородский князь Мстислав, выдавший свою дочь замуж за изгнанного боярами князя Даниила. При поддержке всего населения Галицкой Руси, Мстислав изгоняет “короля и королеву” Коломана и Саломею, и в 1221 году сам себя провозглашает Галицким князем и кончает 16-летнюю смуту. После его смерти (1228 г.) молодой князь Даниил Романович занимает княжеский престол и открывает новую страницу истории Галицко-Волынского Княжества.

Князь Даниил и его княжение

Как уже упомянуто, в первой половине 13-го столетия произошли события исключительной важности и исторического значения. Падение мощной Византии под двойным ударом крестоносцев и мусульманской агрессии; полный упадок величайшего в Европе государства – Киевской Руси; татарское нашествие, проникшее далеко в Европу; особая активность католической церкви, инспирировавшей как Крестовые Походы на Византию так и агрессию на востоке Европы. Все эти события произошли в первое полустолетие 13-го века и в корне изменили соотношение сил. В этом полустолетии пришлось княжить Даниилу Романовичу в Галицко– Волынском княжестве. Он, еще юношей, принимал участие в знаменитой битве на реке Калке в 1223-м году, в которой только что появившиеся из Азии татары разгромили соединенные силы многочисленных русских князей. Позднее, в семнадцатилетний период от битвы на реке Калке до нашествия Батыя, Даниил ведет непрерывную борьбу за объединение и восстановление ослабленного во время боярской смуты Галицко-Волынского княжества, отражая поползновения Польши и Венгрии вмешиваться в его дела. Борьба эта заканчивается полным успехом, и к половине 30-х годов, Даниил становится таким же сильным и авторитетным князем, каким был его отец – князь Роман. Широкие массы населения всемерно поддерживают Даниила, видя в нем носителя и водворителя порядка и справедливости и защитника от своеволия и бесчинств бояр и иностранцев. В столкновении с Киевом Даниил одерживает решительную победу, но, захвативши захиревший и разоренный Киев, не остается в нем, а назначает своего наместника.

Но Даниилу не удалось ни объединить Русь, к чему он стремился, ни на долгое время оберечь от врагов свое княжество. В 1240-ом году на Русь двинулись полчища татар под предводительством хана Батыя. 6-го декабря 1240 года, после отчаяеного сопротивления, татарами был взят Киев, сожжен, разорен, а почти все население или было вырезано или взято в рабство. Из Киева Батый двинулся на запад в Галицко-Волынскую Русь, все опустошая и разоряя на своем пути. Город Галич был разрушен до основания, а население почти поголовно вырезано. Князь Даниил в это время находился в Венгрии, куда он направился в поисках союзников для борьбы с татарами, но никакой реальной помощи на западе он не получил.

Видя безвыходность положения, после долгих колебаний, Даниил, по примеру других русских князей, отправился в Орду с изъявлением подчинения и покорности хану. Хан отнесся к нему милостиво и дал ярлык на управление его Галицкого княжества, что дало ему возможность все свои силы и энергию употребить на восстановление раззоренного нашествием края. Оставивши невосстановленной свою столицу Галич, Даниил построил и укрепил новую столицу – Холм, а также восстановил многие разрушенные города и основал новые, в том числе Львов, названный по имени его старшего сына – Льва.

Понимая невозможность собственными силами бороться с татарами, Даниил искал союзников на Западе, прежде всего в Венгрии, Польше и у крестоносцев. Но, вдохновленный католической церковью, Запад, вместо помощи повел агрессию на русские земли с целью распространения католичества и подчинения Риму. Именно в годы татарского нашествия, вероятно не случайно, происходили и нападения Запада на единственно уцелевший от татар Новгород, который, не будь этих нападений, смог бы помочь в борьбе против татар. Только благодаря военному таланту новгородского князя Александра Невского (двоюродного брата Даниила Романовича) и жертвенности новгородцев удалось отбить эти нападения и нанести агрессорам поражения: шведам на Неве, а крестоносцам на льду Чудского озера (Ледовое побоище 1242-го года).

Рим понимал тяжелое положение князя Даниила и решился его использовать для распространения своего влияния на его княжество. Ему была обещана всемерная поддержка католических государств и королевский титул, если он сагласится принять корону от папы Римского. После долгих колебаний Даниил на это согласился. Но, зная отталкивание народа от католицизма, Даниил короновался не пышно в своей новой столице – Холме, а тихо и скромно в небольшом городе Дорогичине.

Даниил, после коронования, в надежде на обещанную помощь Запада, предпринял поход для освобождения от татарских гарнизонов Новгород-Волынского (Водзвягель) и Киева, но никакой помощи не получил. Вместо помощи пришлось бороться с литовцами, напавшими на его владения. Поход был прекращен. Но он вызвал быструю реакцию татар: в 1259 г. их многочисленное войско под командой Бурундая вторглось в Волынско-Галицкую Русь и заставило Даниила срыть все укрепленные им города и наложило на него большую контрибуцию.

Ни от папы римского, ни от послушных ему католических соседних государств, Даниил никакой помощи не получил и вынужден был беспрекословно подчиниться всем требованиям татар. Возмущенный вероломством Запада, Даниил рвет с ним всякие связи, отказывается от полученного от папы королевского титула и делает ставку на сосуществование с татарами, что ему и удается ценой немалых унижений и материальных жертв.

Надломленный неудачами, Даниил умирает в 1264-м году, только на один год переживши своего двоюродного брата – Александра Невского, который так блестяще отразил западную агрессию на Неве, и Чудском озере.

После смерти Даниила и его брата Василия, с которым он дружно и совместно управлял Голицко-Волынской Русью, их сыновья Лев и Владимир раздельно, но также дружно, как их отцы владели Лев – Галицкой, а Владимир Волынской Русью. С татарами они не только не ссорились, но и прибегали иногда к их помощи в борьбе с западными соседями. Так была отбита у Венгрии Прикарпатская Русь, а у Польши Люблинская земля.

После их смерти вся Галицко-Волынская Русь, без всяких междоусобиц была опять объединена под властью одного князя – Юрия Львовича (сына Льва), который стал называть себя “Королем Руси", хотя его дед от этого титула отказался.

Живя между татарским молотом и западно-католической наковальней, отрезанный от остальной Руси, Юрий понимал невозможность какой либо общерусской политики и старался жить в мире как с татарами, так и с поляками и венграми и заботился о благоустроении своего княжества, куда все больше и больше начинало проникать католическое влияние. Поэтому для укрепления православия он выхлопотал у Константинопольского патриарха посвящение митрополита для Галицко-Волынской Руси (1303г.).

Киевский митрополит, считавшийся митрополитом “всея Руси” еще в 1299-м году, оставил Киев и переселился в отдаленный Владимир на Клязьме, в Суздальской Руси. Но, новопоставленный митрополит (галичанин родом – игумен Петр) не задержался долго в своей Галицко-Волынской митрополии и переселился во Владимир Суздальский, а потом в Москву. Этот галичанин был первым московским митрополитом и своим высоким авторитетом много содействовал ее возвышению.

Два сына Юрия Первого – Анрей и Лев Второй, не смогли ладить с татарами и оба погибли в борьбе с ними в 1323-м году. С их смертью превратилась мужская линия Романовичей и встал вопрос о замещении княжеского престола. Согласно установившейся еще со времени Ярослава Мудрого практике – престол должен бы был перейти к одному из князей потомков Мономаха, но международная обстановка тогда была такова, что боярской партии удалось посадить на престол, полуокруженной сильными Польшей и Литвой Галицко-Волынской Руси, поляка, сына Мазовецкого князя Трейдена, женатого на сестре Андрея и Льва II-го – Марии.

Этот новый князь, по имени Болеслав (Тройденович) при занятии княжеского престола формально перешел в православие и даже переменил свое имя на Юрия. Но вскоре Юрий II вернулся в католичество и, будучи князем православной русской земли, начал оскорблять религиозные и национальные чувства своих подданных, а себя окружил поляками-католиками. Своим поведением он оттолкнул от себя даже те боярские круги, которые содействовали его призванию на княжение. Вся Галицко-Волынская Русь возненавидела своего князя. В 1340-м году он был отравлен, а по всему княжеству прокатилась волна антипольских и антикатолических погромов, сопровождавшихся большими жестокостями.

Со смертью Юрия Второго Тройденовича, вернее, с его призванием к власти, от единой Киевской Руси на многие столетия отрывается ее юго-западная часть, попадая в орбиту агрессоров Запада – католической Польши и Литвы, Галицко-Волынская Русь делается предметом споров и борьбы между предъявлявших на нее права – Венгрией, Польшей и Литвой. 37 лет ведется эта борьба и заканчивается только в 1387-м году тем, что Галиция отходит к Польше, Волынь к Литве, а Прикарпатская Русь к Венгрии. С мнением и желанием самого населения разделяемого княжества его расгели не считались, стараясь только национально обезличить и разными выгодами окатоличить и привлечь на свою сторону его высшие господствующие классы.

Агрессия Запада по отношению к Руси, отбитая Александром Невским на северо-западных ее рубежах, увенчалась успехом на ее западных и юго-западных границах.

Здесь уместно будет упомянуть, что впоследствии эта агрессия по отношению к Московской части Руси, а позднее по отношению к России неоднократно возобновлялась и закончилась, надо полагать, навсегда только с окончанием Второй Мировой войны. Достаточно только вспомнить польско-литовскую агрессию 17-го века, когда была занята даже Москва, вторжение шведов в 1708-9 году, нашествие французов в 1812 г., нападение англичан и французов в 1854 г. и два немецких вторжения в течение текущего столетия.

Объективное изучение взаимоотношений России и Запада дало основание известному историку нашего времени Тойнби сказать: “на протяжении всей своей истории Россия на Запад никогда не нападала, а только от него оборонялась”.

На этом мы заканчиваем краткое изложение судеб Галицко-Волынской Руси, начиная от выделения Галицкой Руси в удел внуку Ярослава Мудрого – Ростиславу (1052 г.), и закрепления этого удела в наследственное владение Ростиславовичей съездом князей в Любече (1097 г.), и кончая разделом Галицко-Волынского княжества между западными агрессорами (1387 г.).

Находясь под татарским игом, раздробленная и разобщенная, остальная Русь не имела возможности отстоять Галицию и Волынь, свои исконные русские земли, а потом постепенно начала ее забывать, занятая другими проблемами: борьбой с татарами, борьбой за выход к Балтийскому и Черному морям, и своим распространением на восток.

Но не забыл народ порабощенного Галицко-Волынского княжества свое народное единство и сохранил его на протяжении многих веков раздельной жизни. Не дал себя ни окатоличить, ни ополячить, к чему стремилась Польша. Огромную решающую роль в успехе этого народного сопротивления сыграла православие, ставшее неотделимым от русскости.

И чем сильнее было давление католичества и польского национального шовинизма, тем сильнее становился отпор широких народных масс. В конце 16-го века он вылился в вооруженную борьбу возглавляемую украинским казачеством и приведшую в наше время к национальному освобождению Руси от иностранной власти и внедрению, пытавшуюся расчленить Русь Польшу, в ее этнографические границы. Насколько сильно было стремление к народному единству и насколько было глубоко ощущение у населения отторгнутых частей Руси своей русскости, красноречиво свидетельствуют новейшие данные по этому вопросу. Во время переписи в Польше в 1931-м году производилась она и в Галиции, входившей тогда в состав Польши. На вопрос о национальности 1.196.855 галичан ответили, что они “русские”, а 1.675.870 назвали себя “украинцами”. Не надо забывать, что “украинцев” тогда фаворизировала польская администрация, а украинские сепаратисты имели в своих руках все ключевые позиции в общественной и культурной жизни не польского населения Галиции. Приведенные выше данные были даны в статьях С. Медведицкого и карпаторусских газетах в США и никогда самостийниками не были опровергнуты, ибо трудно опровергать факты, взятые из оффициальных польских данных о переписи.

Второй пример. Как уже упоминалось, в 1937-м году в 3акарпатской Руси, находившейся тогда в составе Чехословакии, под влиянием украинской сепаратистической пропаганды встал на очередь вопрос – на каком языке – русском или украинском вести преподавание в школах. Произведенный плебисцит дал следующие результаты: за преподавание на русском языке – 86%; на украинском – 14%.

Приведенные выше данные красноречиво свидетельствуют о необычайной национальной стойкости населения этой части единой когда-то Киевской Руси. Несмотря на денационализацию и окатоличевание своих высших классов, усиленную польскую колонизацию, принудительное введение унии, несмотря на пропаганду украинского сепаратизма-шовинизма широкие народные массы сохранили ощущение и своей руccкости и единства с остальной Русью. Династическое и культурное единство Галицко-Волынской Руси с остальной Pусью старательно замалчивается и запутывается украинской сепаратистической историографией, которая имеет чисто политическую цель доказать, что “москали” и “украинцы” – чужие и чуждые народы. Но обмануть можно только или неосведомленных иностранцев или тех, кто кроме произведений историков “школы Грушевского” ничего не читал и принимает утверждения сепаратистических историков – “парторгов” на веру.

При сколько-нибудь внимательном, вдумчивом и добросовестном отношении к историческим событиям с полной несомненностью можно доказать единство Галицко-Волынской Руси с остальной Русью.

Прежде всего династическое единство. Не династическое родство или связи, а именно единство, что в те времена значило очень много. Не надо забывать, что удельная система существовала, хотя и часто нарушалась. А, согласно этой системе, каждый князь был временным и должен был быть готов к перемещению в связи со смертью какого либо из князей разросшейся династии. И действительно мы знаем множество случаев перемещения князей из княжеств северо-западной Руси на княжение в юго-западную Русь и наоборот. И Ярослав Мудрый и Владимир Мономах и, основатель Галицко-Волынской ветви, Роман Мстиславович прежде чем попасть на юго-запад, княжили на северо-востоке. Меняя княжество они ехали не в чужую страну, не к чужому народу, а только меняли, так сказать, административные посты на территории одного и того же своего народа. Кроме того частые браки между дальними родственниками – потомками Игоря, Святослава и Владимира Святого еще больше сближали князей северно– и южно-русских. Даниил Галицкий, например, был двоюродным братом Александра Невского, следовательно, внуком основателя Московской династической линии Всеволода Большое Гнездо и дядей первого московского князя Даниила, отца Ивана Калиты.

Еще большее значение чем единство династическое имело единство религии и, неотделимой в то время от религии, культурной жизни вообще. И северо-западная Русь и Русь юго-западная были православными, а вся культурная жизнь сосредоточивалась главным образом в православных монастырях и культура распространялась через православное духовенство. На всю Русь был один Митрополит – в Киеве и он носил титул митрополита “всея Руси”. И когда в 1299 году Киевский митрополит переехал из захиревшего Киева и Приднепровья в Суздальскую Русь – тем самым туда был перенесен и религиозно-культурный центр всей Руси. Культурный язык – древне-русский язык – был единым и общим для всей Руси, в чем каждый легко может убедиться читая летописи, которые сохранились до наших дней. Большинство летописей сохранилось на северо-востоке, неизмеримо меньше на югозападе и совсем не сохранилось в Приднепровье – центре нынешней Украины. Объяснить это явление не трудно, зная, что Приднепровье к концу 13-го века опустело, юго-запад был под постоянной агрессией католицизма и полонизма, а северо-восток религиозно-культурно развивался совершенно беспрепятственно ибо татары в дела религиозные не вмешивались.

Единство династическое и религиозно-культурное, а, следовательно, и народное всей Руси неопровержимо доказывает совершенно неоспоримые исторические документы и говорить при их наличии, что “москали” – великороссы и “украинцы” – малороссы есть чужие и чуждые друг другу народы можно только или совершенно не зная историю Руси, или сознательно ее искажая. В споре, кто является наследником государственности и культуры Киевского государства, на что претендуют и великороссы и украинские сепаратисты, можно отчетливо различать несколько моментов.

Приднепровье – политический и культурный центр бывшего Киевского Государства, в настоящее время населяют украинцы или малароссы – дело, не в названии – и оспаривать это никто не собирается. Но это вовсе не может служить доказательством преемственности культуры и государственности, существовавшей на этой территории до ее заселения теми, кто на ней живет в настоящее время. И, наоборот великороссы, на территории Украины не живущие, сохранили и былины эпохи Киевского Государства, и летописи, и преемственность от Киевской религиозно-культурной иерархии, и преемственность политической власти (династия), включая и ее символ – Шапку Мономаха. Всего этого не могут предъявить украинские претенденты, ибо на Приднепровье они являются не возвратившимися беженцами – вывыселенцами, а новыми беженцами – переселенцами из западных и северо-западных окраин бывшего Киевского Государства, никогда на Приднепровьи не жившие. Отсюда и оторванность их народного эпоса от Киевской Руси, отсюда и их бытовые и лингвистические различия с великороссами.

Несомнено, что существовавшие диалектические различия в разных частях Киевской Руси за многие столетия раздельной жизни и внешнего влияния усилились и, в конечном результате, привели к образованию великорусского и украинского языков. Ушедшие на северо-восток жители Приднепровья эпохи Киевской Руси, ассимилируя финские и тюркско-татрские племена, приняли от них не мало лингвистических и бытовых особенностей и имели свой самобытный путь развития народного языка и культуры. Пришедшие на Приднепровье несколько веков спустя переселенцы – беженцы с запада и с северо-запада, принесли с собой языковые и культурные особенности тех окраин Киевской Руси, откуда они пришли. А на путь развития их народного языка и быта оказал огромное влияние Запад, под властью которого они находились многие столетия, будучи совершенно оторваны от общения с северо-восточной Русью. Но лингвистические и бытовые различия украинцев и великорусов, которые несомненно существуют и наличие которых никто не оспаривает, вовсе не являются доказательством того, что эти два, друг другу “чужие” и “чуждые”, народа, как утверждают украинские сепаратисты. История, не извращенная, а добросовестно изучаемая, с полной категоричностью и доказательностью говорит, что это две ветви одного народа, выросшие из общего корня Руси. Ветви эти, близкие теперь, твердо хранящие в глубинах народного сознания ощущение своего единства, были неизмеримо ближе 600 лет тому назад, когда исторические события оторвали юго-западную Русь (Галицко-Волынское княжество) от остальной Руси и отдали ее под власть агрессивного католицизма и польского шовинизма.

Но, как показали последующие события, им не удалось эту часть Руси ни ополячить, ни окатоличить. Как только пали цепи католическо-польского рабства, Галицко-Волынская Русь показала свое общерусское лицо.

Заканчивая на этом краткий очерк трехсотлетнего существования Галицко-Волынского княжества, – конец 11-го – конец 14-го веков, мы даем главнейшие хронологические данные этого периода.

Хронологическая таблица Важнейших событий ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ РУСИ за три века ее существования (1052-1386 гг.)

Ростиславовичи (1054-1198 гг.)

1054 – Получение Ростиславом (внуком Ярослава Мудрого) Галицких– “Червенских городов”.

1097 – Придание съездом князей в Любече Галицкой Руси “вотчины” Ростиславовичей.

1125 – 1153 – Княжение Владимира – объединение всех Галицких уделов.

1153 – 1187 – Княжение Ярослава Владимировича – “Осмомысла”. Дальнейшее усиление Галицкий Руси.

1187 – 1189 – Борьба между “новыми” Ярослава. Вмешательство венгров. Иx изгнание.

1189 – 1198 Княжение Владимира Второго. Его тесная связь с Владимирско-Суздальской Русью

Романовичи (1199-1323)

1199 – Князь Волынский Роман Мстиславович объединяет Галицкое и Волынское княжества.

1205 – 1221 – Смерть князя Романа. Начало смут. Вмешательство Венгрии и Польши.

1221 – 1228 – Княжение Мстислава (Новгородского) с зятем Даниилом Романовичем. В 1228 г. смерть Мстислава.

1228 – 1264 – Княжение Даниила Романовича. В 1253 г. коронование королем

1239 – 1240 Нашествие татар. Разорение Киева и Галицкой Руси.

1259 – Второе нашествие татар – Бурундай.

1264 – Смерть Даниила Галицкого.

1264 – 1301 – Лев I Данилович – Сосуществование с татарами.

1301 – 1308 – Юрий I, сын Льва I. – Учреждение митрополии Галицко-Водынской Руси.

1308 – 1323 – Княжение сыновей Юрия I, Андрея и Льва II и их гибель в 1323 г.

1323 – 1340 – Болеслав Тройденович (Юрий II) – сын Мазовецкого князя.

1340 – 1387 – Смута. Падение и раздел Галицко-Волынской Руси.

Из книги Добрый дедушка Сталин. Правдивые рассказы из жизни вождя автора Богомолов Алексей Алексеевич

Путь в Волынское Древний Кремль сверкает позолотой, Не шелохнут веткой тополя. В Боровицкие высокие ворота Выезжает Сталин из Кремля. Вся Москва - великая, родная Расцвела под небом голубым. И по всей столице Сталин проезжает По широким улицам прямым. (Из песни «Песня

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Галицко-Волынское Княжество С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских Городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами:

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

3. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Распад огромных, наскоро сбитых политических образований вроде Киевской Руси - типичное явление истории средних веков. Так, на Западе расцвету Киева предшествовало довольно короткое существование империи Каролингов, созданной Карлом

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Владимир именем показывает свое основание великим князем Владимиром Святым.Он находился в стране древлян, имевших еще, сколько известно, города Вручий (Овруч) и Коростен.По Ярославову делению Владимирское княжество получил пятый сын,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество) Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро-Суздальская земля, которая отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она была расположена на

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В начале это были два княжества – Галицкое и Волынское. Впоследствии они были объединены. Галицкая земля – это современная Молдавия и Северная Буковина. Границы Галицкой земли проходили следующим образом. На юге граница доходила до

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Волынское, Галицкое и Киевское княжества 1153–1187 (повторно)В Галиции правит Ярослав Владимирович Осмомысл (Галицкий) - единственный из князей Юго-Западной Руси, кому удается подчинить себе бояр.1173, 1180–1181, 1194–1201, 1203–1204Рюрик Ростиславич - князь, а затем великий князь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Галицко-Волынское княжество Прикарпатский регион, где существовала, как утверждал Константин Багрянородный, Большая Белая Хорватия, номинально принадлежал к Руси времен Олега, затем перешел под протекторат Моравии. После смерти Владимира I им завладел польский король

автора Коллектив авторов

Волынское и Галицкое княжества В конце X и в первой половине XI в. административным центром земель Волыни и Прикарпатья был Владимир, именуемым в летописях только в форме Володимир. Как представляется, его название - аргумент в пользу сохранившейся с древних времен

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Галицко-Волынское княжество в конце XIII - первых десятилетиях XIV в После смерти Даниила Галицкого его сын Шварн Данилович на краткое время объединил Галицкое княжество с Литвой. Лев Данилович (умер в 1301 г.), к которому перешли по наследству Львов и Перемышль, а после

Из книги Битва при Синих Водах автора Сорока Юрій

Галицко–Волынское княжество в преддверии нашествия Батыя Князь Роман Мстиславич и его роль в усилении княжества Как уже было сказано, децентрализация власти в западных регионах Киевской Руси началась задолго до появления воинов хана Батыя под стенами Киева. Сразу

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Галицко-Волынское княжество Галицко-Волынское княжество сформировалось на основе земель бывшего Владимиро-Волынского княжества, которое располагалось на западных и юго-западных границах Руси. В XI – XII вв. во Владимире-Волынском правили второстепенные князья,

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Галицко-Волынское княжество С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами:

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

5. ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория. Волынь была сравнительно небольшой западной окраиной Древнерусского государства. Зависимость ее от Киева, а позже и от Галича привела к тому, что определить более или менее стабильные границы этой земли очень трудно. На востоке рубеж

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

2. Галицко-Волынское княжество Галицко-волынская земля, с мягким климатом, степным пространством, перемежающимся с реками, широкие долины которых были покрыты тучными черноземами и лесными массивами преимущественно из дуба и березы, была центром высокоразвитого

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 3 ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО - ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ РУССКО-УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (первая пол. XIII - вторая пол. XIV в.) 3.1. Общий исторический обзор Распад Киевской Руси был закономерным результатом ее экономического и политического развития. Его причины

Образовалось в 1199 году в результате объединения потомком - Романом Мстиславичем Владимиро-Волынской земли и города Галич. Во время , Галицко-Волынское княжество входило в число самых развитых и крупных княжеств. В его составе насчитывалось около 9-ти земель и несколько территорий современных областей.

Князья Галицко-Волынского княжества активно вели внешнюю политику в центральной и восточной Европе. Главными конкурентами, находящимися по соседству с княжеством были Польское и Венгерское королевства, половцы, а ближе к середине 13 века еще и с .

Взаимные отношения с Польшей, Венгрией и Литвой

Галицко-Волынское государство с центром в Галиче оказалось во власти Польши и Венгрии после смерти Романа Мстиславича в 1214 году. Однако уже в 1238 - 1264 г.г. Галицко-Волынское княжество вновь обретает силы и независимость благодаря Мстиславу Удалому и сыну Романа Мстиславича - Даниилу.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества

Главной особенностью общественного строя княжества было то, что практически все земельные владения там находились во власти многочисленной группы боярства. Важную роль играли вотчинники, они боролись с несправедливой, по их мнению, княжеской властью, пытавшейся ограничить их права в свою пользу. К другой группе относились служивые феодалы. Чаще всего они владели землей лишь то время, пока находились на службе. Они обеспечивали князю войско, которое состояло из зависимых от них крестьян. Это являлось опорой в борьбе с боярством для галицких князей.

Наверху феодальной лестницы располагалась церковная знать. Они владели просторными землями и крестьянами. Основной частью сельского населения Галицко-Волынского княжества были крестьяне. На территории княжества располагалось более 80 различных городов. Большую часть городского населения составляли ремесленники. Здесь имелось множество мастерских, а производимая ими продукция, шла на внутренние и внешние рынки. Также неплохие доходы приносила соляная торговля.

Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Несмотря на власть крупного боярства, Галицко-Волынское княжество дольше остальных русских земель сохраняло свое единство. Галицкое боярство было во главе, решало, кто будет сидеть за княжеским столом, а кого следует сместить. Они вели свою власть при помощи боярского совета, в составе которого были крупные землевладельцы, епископы и люди высших государственных должностей. Из-за того, что в совете были бояре можно с уверенностью сказать, что в его власти находился весь государственный аппарат управления.

Князья Галицко-Волынского княжества иногда созывали , но особого влияния у них не было, так как здесь была дворцово-вотчинная система управления.

Правовая система княжества практически ничем не отличалась от системы других русских земель . Действие нормы (с небольшими изменениями) также распространялось на территории Галицко-Волынского княжества. Князья издали ряд нормативных актов, которые достойны упоминания, это:

  • Уставная грамота Ивана Берладника (1134г.);
  • Рукопись князя Владимира Васильковича;
  • Уставная грамота Мстислава Данииловича (1289г.).

Предпосылки распада Галицко-Волынского княжества

Находясь в феодальной зависимости от Золотой Орды, отношения между ней и Галицко-Волынским княжеством резко усугубились, сыновья Даниила вели , это повлекло за собой ослабление княжества. Распад Галицко-Волынского княжества произошел из-за усилившегося на него влияния Польши и Литвы, а также в связи с одновременной кончиной Льва и Андрея Юрьевичей в 1323 году. В 1339 году Галицкое княжество было полностью захвачено Польшей, а в 1382 году Польша и Литва поделили между собой Волынь.

Юго-западная Русь

§ 32. Княжества Волынское и Галицкое; их соединение

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси вырастало и крепло Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая , соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

Земля Волынская с главным городом Владимиром Волынским занимала места по правому берегу Западного Буга и через верховья Припяти простиралась до Южного Буга. Свое название она получила от древнего города Волыня и племени волынян (бужан, дулебов), ее населявшего. С глубокой древности она была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней образуется своя княжеская линия – старших Мономаховичей. Знаменитый князь Изяслав Мстиславич (§18) основался на Волыни и отсюда добывал Киев. Отсюда же искал Киева и сын его Мстислав Изяславич . Таким образом, волынские князья, подобно своим братьям и дядям, младшим суздальским Мономаховичам, приобрели себе на Волыни постоянную «отчину» и желали присоединить к ней старый Киев. Сын Мстислава Изяславича Роман Мстиславич был особенно удачлив: ему после долгой борьбы не только удалось овладеть Киевом, где он стал держать подручных ему князей, но удалось приобрести и соседнее с Волынью Галицкое княжество.

Галицкое княжество состояло из двух частей: гористой и равнинной. Гористая часть была расположена на восточных склонах Карпат и главным городом имела Галич на р. Днестре. Равнинная часть простиралась на север, к Западному Бугу, и носила название «Червенских городов», по имени древнего города Червеня с его пригородами. Как далекая окраина Русской земли Галицкая земля не была привлекательна для князей. На Червенские города имели притязания поляки и не раз их отбирали от Руси. Карпатские нагорья были недалеки от враждебных угров; близко оттуда была и беспокойная степь. Поэтому в Червенские города киевские князья посылали молодых князей, которым не было части в других местах Руси. В конце XI в., постановлением Любечского съезда, там были помещены правнуки Ярослава Мудрого, изгои Василько и Володарь.

С тех пор Галицкая окраина превратилась в особое княжество. Сын Володаря Володимирко (ум. 1152) соединил все его города под своей единодержавной властью и сделал столицею княжества Галич. Он расширил границы своих владений, привлекал к себе новых поселенцев, селил на своих землях пленных, взятых в войнах с Киевом и утрами. В отношении своего княжества он играл ту же роль, какую играл Юрий Долгорукий в Суздальском краю: он был первым его устроителем. Лукавый и жестокий, Володимирко не оставил по себе доброй памяти. Как пример лукавства и лживости Володимирка летописец приводит его ответ одному послу, когда тот напомнил князю о святости крестного целования. «И что ми имать сотворити сии крест малый?» – с усмешкою сказал Володимирко. Начатое им дело объединений и усиления Галицкого княжества продолжал его сын Ярослав (прозванный Осмомыслом ). В его долгое княжение (1152–1187) Галич достиг большого внешнего могущества. Прилив поселенцев в Галицкий край шел тогда не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Плодородие края манило туда население, положение Галича между Западной Европою и Русью способствовало развитию его торговли и процветанию городов. Талантливый Ярослав умело воспользовался благоприятными обстоятельствами и поднял свое княжество на большую высоту. «Слово о полку Игореве» справедливо ставит Ярослава по значению рядом со Всеволодом Большим Гнездом . Они были в то время сильнейшими князьями на Руси .

После смерти Ярослава Осмомысла в Галиче начались смуты и в них прекратился род галицких князей. Галицким княжением овладел волынский князь Роман Мстиславич (1199), и, таким образом, Волынь и Галич соединились в одно значительное государство. Хотя смуты продолжались и после смерти Романа (1205), однако его государство не распалось, а достигло еще большего могущества в княжение сына Романа князя Данииле Романовича (§37).

Как на северо-востоке, в Суздальской Руси , возвышение княжеского могущества совершалось в зависимости от быстрого заселения края русскими поселенцами, так и на юго-западе волынские и галицкие князья стали сильны и влиятельны благодаря тому, что их земли стали наполняться приходцами с разных сторон. Но положение князей галицко-волынских было труднее и опаснее положения князей суздальских. Во-первых, Волынь и Галич имели своими соседями не слабых инородцев (как это было в Суздале), а сильные и воинственные народности: угров, поляков и литовцев. Сверх того, недалеки были и степные враги Руси – половцы. Поэтому князья волынские и галицкие должны были всегда думать о защите своих владений с севера и запада, от королей угорских и польских, а не только с юга – от половцев . Кроме того, в своих политических предприятиях эти князья привыкли сами пользоваться помощью тех же угров, литвы и поляков, если с ними в ту минуту не воевали. Таким образом, иноземные силы неизбежно вмешивались в волынско-галицкие дела и при случае готовы были захватить эти княжества в свою власть (что, как увидим, позднее им и удалось). Во-вторых, общественная жизнь на Волыни, и в особенности в Галиче, сложилась так, что рядом с княжеским единодержавием там возникла сильная аристократия в виде княжеского боярства, старшей дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение городских вечевых собраний, а затем стала оказывать влияние и на самих князей. Даже такие умные и талантливые князья, как Ярослав Осмомысл и Роман, должны были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство открытым гонением, говоря, что «пчел не передавить – меда не есть». Однако боярство не было истреблено Романом и после Романа приняло самое деятельное участие в смутах, наравне с внешними врагами ослабляя силу Галицкой и Волынской земли.

Галицко-Волынское княжество появилось в результате ослабления власти Киевский Руси в период феодальной раздробленности.

Возникновение государства произошло в 1199 году благодаря усилиям князя Романа Мстиславовича. Оно перестало существовать с 1349 года с приходом поляков.

Князья Галицко-Волынского княжества

О правителях государства можно узнать из данных, представленных в таблице.

Даты Князья Свершения, политическая деятельность
1153 — 1187 Ярослава Влади-мировича называли Осмомыслом, имеющим восемь мыслей, за наличие ума и любви к наукам и философии. При князе на Галицкой земле наступил «золотой» век: росла численность населения, возводились города и памятники культуры.
С 1170 по 1205 года правил Волынским княжеством. Романа Мстиславича называли князем воителем, он был правнуком Владимира Мономаха. В 1199 году завоевал Галич, в 1202 году – Киев, где он получил звание «великого». Он все силы направил на объединение Галицких и Волынских земель в единое государство.
Был возведён на трон в 1213 году. «Княжение» боярина, предводителя городской общины Галича Володислава Кормильчича было коротким. Княжеские войска были разбиты объединёнными польско-венгерскими силами. Боярин князь умер в плену.
Стал Владимиро-Волынским князем в 1213 г. Правил до 1264 г. Сына Романа Мстиславича Даниилу Галицкого в первые годы правления поддерживали поляки. Создал относительно прочное и длительное объединение княжества, много сделал для восстановления мира и порядка в крае. Отличался гибкостью политики, состоящей из смелых военных действий, и тонкой дипломатией. Сумел сохранить на длительное время независимость княжества во времена нашествия золотоордынцев, создавал коалицию против татаро-монгольского ига, но так и не смог избавить своё княжество от ордынцев. С успехом отражал польско-венгерские нашествия. Был единственным русским князем, получившим в 1254 году королевскую корону от Папы Римского.
1305-1308 Юрий I Львович Ставший «королём Малой Руси» в 1305 году, сумел сохранить хорошие отношения с соседями, в том числе с Тевтонским орденом. Умер в 1308 году.
Погибли в сражении в 1323 году. Сыновья Юрия I Андрей и Лев. Их наследник – Владимир Львович –последний из династии Ростиславовичей. Активно боролись против ордынских завоевателей, сотрудничали с рыцарями Тевтонского ордена и мазовецкими князьями.
Был отравлен боярами в 1340 году. Юрий II Болеслав Ему удалось наладить отношения с золотоордынскими правителями, он пытался ограничить власть бояр. Много сделал для строительства городов.

Характеристика княжества

Объединённым государством Галицко-Волынские земли стали при выдающемся князе Ярославе Осмомысле.

Ярослав Владимирович Осмомысл (ок. 1130-1187) - князь Галицкий (1153-1187). Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный.

Территория государства привлекала соседние страны и постоянно приходилось давать отпор полякам, венграм и степнякам – кочевникам.

Княжество стало украинским политическим центром с развитой экономикой, продолжающим русские культурные традиции.

Географическое положение

Местоположение государства создавало выгоды для его экономического развития. Княжество располагалось на юго-западе Руси, занимало плодородные чернозёмы.

Если смотреть на карту, то юг территории княжества омывали воды Дуная, восток – воды полноводных рек Стыри и Припяти.

Политическое устройство

Абсолютное самодержавие - такая форма правления привлекала князей. Они управляли законодательной, исполнительной и судебной властью.

Правители имели право заниматься дипломатической деятельностью. Но без боярского окружения, без решения «думы», князь не мог принимать решения по важнейшим вопросам.

Государственный строй княжества нельзя было назвать самодержавным. Властитель «данный Богом» должен был считаться с боярами и местной аристократией. Главные из них были в управленческой верхушке и старшей княжеской дружине. Управление духовенством состояло из шести епархий.

Население

Составляло нескольких социальных слоёв.

К ним относили:

  1. Мужей, вотчинников и феодалов , они были землевладельцами на время княжеской службы.
  2. Церковную знать , распоряжающуюся земельными угодьями и крестьянами.
  3. Ремесленников , владеющих мастерскими и изготавливающих различные товары.
  4. Смердов или крестьян , самую многочисленную категорию населения, не имеющих собственности, платящих дань и живущих общинами.

В княжестве располагались в основном поселения восточных славян, хотя встречались в небольших количествах ятваги, прессы, литовцы и поляки.

Списков переписи не сохранилось, поэтому о численности населения информации не имеется.

Особенности хозяйства

Хозяйство в княжестве было направлено:

  • на обработку сельскохозяйственных угодий, где популярными злаками были овёс и жито;
  • на разведение коней, овец и свиней;
  • на охоту и рыбную ловлю;
  • на солеварение — популярном промысле;
  • на строительство и деревообработку;
  • на развитие кузнечного, ювелирного, оружейного и гончарного дела.

Торговля развивалась плохо из-за отсутствия морских и речных портов.Климат на территории государства способствовал расцвету сельского хозяйства.

Внешняя политика

На протяжении всей истории княжества, начиная с его образования и до конца существования, продолжались военные действия с соседними государствами.

В разное время правители совершали набеги или оборонялись, ими подписывались мирные соглашения вначале с Польшей, Венгрией и с половцами.

Стоит отметить: упадку княжества способствовало обострение отношений с соседями и неспособность дать им отпор.

Экономика

Базировалась на сельскохозяйственной деятельности, на разработке богатых месторождений соли и на развитии ремёсел.

Её особенностью было ведение натурального хозяйства, крупнейшие поставки соли и расположение сельхозугодий на чернозёмных землях. Наиболее известным продуктом, который покупали соседние государства, был хлеб.

В княжескую казну поступали налоги, поборы, дань и конфискованное у феодалов имущество.

Особенности архитектуры

XIII век известен появлением каменных и кирпичных крепостей. На землях княжества такие замки появились в Каменце, Черторыйске и Холме. Их особенностью было сохранение приднепровских архитектурных традиций, романских архитектурных стилей.

Сооружения отделывались изысканным белым камнем, облицовывались плитками из керамики, рельеф которых украшали географические и растительные узоры.

Сохранилось немного соборов, построенных в княжестве, по их описанию эти сооружения были не менее величественными, чем София Киевская, радующая своей красотой и в наше время.

Появились и оборонительные сооружения – башни, которые называли донжоны.

Крупные города

Всего в княжестве насчитывалось около 80 городов.

К крупнейшим относятся:

  • Львов , названный в честь князя Льва Даниловича;
  • Владимир Волынский , являющийся центром княжества из-за его выгодного расположения;
  • Галич с его роскошной архитектурой.

Культура

Способствовала зарождению новых творческих направлений, обогативших всю восточноевропейскую культуру. Её особенностью было сочетание древнерусских традиций и традиций соседних европейских государств.

Галицкое Евангелие

В живописи большое место занимала иконопись, как отражение влияния церкви на культурную жизнь государства.

Если описывать кратко историю Галицко-Волынского княжества, то нужно отметить, что оно было мощным и экономически развитым государством с великолепной архитектурой и культурными традициями.

Структура власти, а именно сосредоточение её в княжеских и боярских руках, способствовало ослаблению мощи страны под влиянием внешней политической силы.

Поделиться