Восстание на крейсере " очаков ". Судьба крейсера «Очаков»: "возмущения команды», лейтенант Шмидт, андреевский флаг с крейсера «Генерал Корнилов Каким был Шмидт

100 великих кораблей Кузнецов Никита Анатольевич

Крейсер «Очаков»

Крейсер «Очаков»

К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого класса – безбронный «Память Меркурия» (некогда заказанный во Франции как пароход «Ярославль») устарел, а минные крейсера и канонерские лодки нельзя было считать универсальными кораблями, пригодными на все случаи жизни. Проблема усиления Черноморского флота состояла и в том, что перевести на театр построенные за границей или в Петербурге корабли не представлялось возможным из-за международных договоров, регулирующих режим Проливов.

Поэтому крейсера пришлось строить на месте, несмотря на определенную слабость заводов Николаева и Севастополя. По образцу строившегося по немецкому проекту бронепалубного крейсера «Богатырь» было решено заложить два корабля для Черного моря. Чем объяснялся выбор корабля первого ранга – так называемого дальнего разведчика – для закрытого и ограниченного по размерам театра, понять трудно. Однако решение начало воплощаться в жизнь в феврале 1901 г. На стапеле Севастопольского адмиралтейства заложили крейсер, который с апреля зачисли в списки Российского императорского флота под наименованием «Очаков» (однотипный корабль назвали «Кагул»); официальная закладка состоялась 13 августа того же года. Строитель – Н.И. Янковский.

По проекту крейсер имел следующие характеристики: водоизмещение – 6645 т; длина – 134 м, ширина – 16,6 м, осадка – 6,3 м. Главные механизмы – две паровые машины тройного расширения общей мощностью 19 500 л.с., пар для них вырабатывали 16 котлов Бельвиля. Вооружение – по 12 152 мм и 75 мм орудий, 8 47 мм и 2 37 мм, а также две десантные пушки, два пулемета, шесть торпедных аппаратов. Четыре шестидюймовки устанавливались в двухорудийных башнях, еще четыре – в одиночных казематах. Толщина брони: палуба 35-79 мм, боевая рубка – 140 мм, башни – 127 мм, казематы – до 80 мм. Экипаж – 570 человек.

Торжественный спуск корабля на воду состоялся 21 сентября 1902 г., достройка шла не слишком быстро, но к осени 1905 г. «Очаков» уже приступил к испытаниям машин и артиллерии. Во время Севастопольского восстания 14 (27) ноябре числа крейсер стал флагманом революционной эскадры, на нем находился штаб восставших и командовавший ими П.П. Шмидт. На следующий день власти решились подавить восстание силой: «Очаков» и несколько других кораблей под красными флагами были обстреляны корабельной, береговой и полевой артиллерией, по ним вели ружейный огонь верные правительству войска. Многие корабли революционной эскадры пострадали, погибло до 100 человек. «Очаков» получил много попаданий и загорелся, пожар на нем продолжался два дня.

«Очаков»

Теперь крейсер требовалось не только достраивать, но и ремонтировать. Работы, которыми руководил сменивший Янковского А.А. Баженов, завершились только в июне 1909 г. К этому времени крейсер переименовали: с лета 1907 г. он назывался «Кагул» (а бывший «Кагул» стал «Памятью Меркурия»). Формально вступивший в строй корабль имел множество недоделок и дефектов, устранить которые удалось только в 1910 г. В период 1 й Балканской войны он входил в состав международной эскадры, находившейся в Константинополе.

Когда летом 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну (тогда ее называли Великой), на Черном море некоторое время сохранялось относительное спокойствие, но после вероломного нападения турецкого флота на русские порты 16 (29) октября развернулись самые активные боевые действия. «Кагул» начиная с 24 октября (6 ноября) участвовал в выходах эскадры, обстреливал турецкие порты, топил транспорты. Особенно удачным для русских крейсеров стал удар по Эрегли 22 февраля (7 марта) 1915 г., когда «Кагул» и «Память Меркурия» отправили на дно шесть пароходов и парусный барк. Той же весной с корабля сняли восемь 75 мм орудий, установив четыре дополнительных 152 мм пушки и две зенитки.

Осенью 1916 г. крейсер встал на капитальный ремонт, во время которого на нем полностью изменился состав вооружения. 152 и 75 мм артиллерию сняли (башни при этом демонтировали), а вместо них на корабль установили 14 новейших 130 мм орудий. Главный калибр дополняли зенитные пушки: две 75 мм и две 40 мм. Революционные потрясения, которые переживала Россия, сказались на темпах работ самым негативным образом – ремонт завершился только в самом конце 1917 г., когда на Черном море уже вступило в силу перемирие между Россией и Четверным Союзом. Кстати, после Февральской революции крейсеру вернули «революционное» название «Очаков», но оно совершенно не прижилось. И практически все – даже в официальных документах – продолжали именовать его «Кагулом».

Весной 1918 г. крейсер оказался сдан в Севастопольский порт на хранение. Летом о нем вспомнили германские оккупационные власти – они передали практически небоеспособный корабль в распоряжение работавшей на Черном море судоподъемной партии (так называемой Марпартии), укомплектованной бывшими русскими военными моряками. После поражения Германии и прихода в Севастополь кораблей Антанты «Кагул» оказался задействован и в их интересах, участвуя в феврале 1919 г. в работах по снятию с мели французского линкора «Мирабо». А вскоре после этого командир крейсера капитан второго ранга В.А. Потапьев начал приводить его в боеспособное состояние. Уже в конце апреля его артиллерия впервые открыла огонь по частям красных, наступавших на позиции Белой армии в Крыму. В начале мая корабль официально зачислили в состав белогвардейского флота, после чего он регулярно участвовал в обстрелах позиций красных, высадках небольших десантов, обеспечении воинских перевозок. Активная деятельность флота немало способствовала успехам Вооруженных сил Юга России в боях с Красной Армией. Особенно отличился белый флот у Очакова и при прорыве в Днепро-Бугский лиман.

Дважды крейсер, с лета 1919 г. называвшийся «Генерал Корнилов» в память о погибшем генерале Л.Г. Корнилове, попадал в опасные ситуации. В начале января 1920 г. его попытались отправить на дно путем открытия кингстонов сочувствующие красным моряки, а месяц спустя корабль, действовавший у берегов Кавказа, в районе Новороссийска попал в сильнейший шторм и получил повреждения, вынудившие его уйти на ремонт в Севастополь. В 1920 г. «Генерал Корнилов» вновь активно действовал у Очакова и в Днепро-Бугском лимане, обстреливая батареи и позиции красных. Осенью красное командование решило бороться с кораблями противника с помощью авиации. Зенитной артиллерии и пулеметам экс-«Очакова» пришлось немало пострелять, отбивая многочисленные воздушные атаки. Хотя попаданий в крейсер красным военлетам добиться не удалось (вопреки их утверждениям и донесениям), белогвардейские корабли сочли за лучшее отойти от Очакова к Тендре.

В конце октября 1920 г. после поражения Русской Армии генерала Врангеля в Северной Таврии началось наступление красных на Крым. Это вынудило командование отозвать корабли в Севастополь для участия в эвакуации. 14 ноября «Генерал Корнилов» направился к Феодосии, а оттуда взял курс на Константинополь. Спустя месяц он направился в Бизерту – колониальный французский порт на территории Северной Африки, где союзники решили интернировать ушедшие из России корабли. По пути крейсер снял с мели спасательное судно «Черномор».

В Бизерте поначалу русские моряки (иногда с помощью местных властей, а порой и вопреки их распоряжениям) какое-то время пытались поддерживать боеспособность эскадры. Но после признания Францией СССР ситуация изменилась. Корабли даже собирались возвратить Советской России, впрочем, окончательно договориться страны не сумели. Андреевские флаги были в последний раз спущены после захода Солнца 29 октября 1924 г. После этого старый крейсер пять лет ржавел в Бизерте, затем был продан частной фирме на металлолом и в 1933 г. разобран.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Крейсер «Очаков» автора Мельников Рафаил Михайлович

§ 8. Ход рабочего проектирования крейсеров серии „Олег” - „Очаков” Узнав о планах постройки в России крейсеров по образцу „Богатыря”, Балтийский завод выступил с инициативой и предложил собственный проект, разработанный в течение лета 1899 г.Корабль по этому

Из книги Суворов и Кутузов [сборник] автора Раковский Леонтий Иосифович

§ 9. Подготовка к постройке крейсера „Очаков” в Лазаревском адмиралтействе С середины 1900 г. все усилия Н. И. Янковского сосредоточились на спешной разбивке корпуса на плазе, разработке ведомостей заказа стали и рабочих чертежей по корпусу, подготовке стапельного места.

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Глава 5. „Очаков" достраивается

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

§ 27. „Очаков” без офицеров 13 ноября с подъемом флага временно вступивший в командование М. М. Скаловский объявил команде, что в дивизии происходит мятеж, так как нижние чины нарушили верность присяге, и прочел приказание главного командира, требовавшее от всех, кто

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

§ 31. „Очаков” в огне Согласно донесению главного распорядителя „усмирения морских команд” генерала Меллера- Закомельского ультиматум о сдаче восставшим предъявили в 14 час. 15 мин.„По истечении часового срока, - как докладывал генерал Николаю II, - канонерская лодка

Из книги автора

§ 39. Снова „Очаков” 1917 год стал последним годом существования Российской империи. Так недавно пышно справивший свое 300-летие и рассчитывавший существовать века самодержавный режим рухнул за считанные дни. Царь Николай II, еще вчера повелевавший „сей же час” прекратить

Из книги автора

Мятеж на крейсере «Очаков» осенью 1905 года 11 ноября 1905 года в Севастополе начался организованный социал-демократами мятеж среди матросов Флотского экипажа и солдат Брестского полка. За несколько часов к мятежу примкнуло свыше двух тысяч матросов флотской дивизии, часть

Из книги автора

Глава четвертая Очаков Я на камушке сижу. На Очаков я гляжу. Суворов I Над русским лагерем у Очакова стояли облака пыли.Армия фельдмаршала Потемкина располагалась одним громадным каре на пшеничных полях, истоптанных повозками, людьми и лошадьми.Ветер, дувший из степи,

Из книги автора

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги автора

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между

Из книги автора

ОЧАКОВ «Бить брешь с флота в нижнюю стену. Успех, штурм». По-видимому, еще при встрече с Суворовым после «Кинбурнского ада» Потемкин предостерег Александра Васильевича от штурма Очакова со стороны лимана, предлагая минимизировать жертвы осадой. Жестоко страдавший от

Судьба крейсера «Очаков»: "возмущения команды», лейтенант Шмидт, андреевский флаг с крейсера «Генерал Корнилов»

1902 год. Севастополь. Императрица Александра Федоровна (в центре), придворные дамы, высшие офицерские чины и городские жители у царской палатки во время церемонии спуска на воду крейсера "Очаков"

21 сентября 1902 года в высочайшем присутствии Императора Николая II крейсер «Очаков» был спущен на воду.

К этому моменту был собран корпус до верхней палубы, установлена броня палубы, главные механизмы и рулевое устройство. Мучительно долго шло изготовление брони для местного бронирования и главное - башенных установок. Почти готовые башни «Очакова» были отданы «Олегу», спешно достраивавшемуся для усиления Тихоокеанской эскадры. Также крейсер насыщался вспомогательными механизмами - динамомашинами, водоотливными средствами, шпилевым оборудованием. Устанавливались системы вентиляции, водопровода, водоотведения и отопления. Требовалось оборудовать помещения для команды, орудийные погреба, камбузы, опреснители, провиантские кладовые. Основные работы заняли конец 1902 и весь 1903 год. В 1904 и 1905 годах работы продолжались. Прибывало запаздывающее оборудование от нерадивых контрагентов, артиллерия.

Лишь к осени 1905 года крейсер смог выйти на испытания. Ходовые испытания в сентябре-октябре в целом, были успешными. Они были прерваны 13 ноября 1905 года «из-за возмущения команды».

Крейсер «Очаков» заказан в рамках судостроительной программы на 1895-1902 гг. Строился в Севастополе на Казённой верфи корабельным инженером Н. И. Янковским по проекту крейсера - дальнего разведчика, разработанному немецкой судостроительной фирмой «Вулкан».



«Очаков» (с 25.03.1907 года «Кагул») (с конца августа 1919 года «Генерал Корнилов»)

«Очаков» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь». «Очаков» принял активное участие в Севастопольском восстании на флоте в 1905 году, являлся флагманом восставших под командованием лейтенанта Шмидта. После подавления восстания «Очаков» был переименован в «Кагул» и долго восстанавливался. Принял активное участие в Первой мировой войне. С 1918 года являлся флагманом и одним из самых активных кораблей Черноморского флота ВСЮР.

*Экипаж крейсера состоял из 30 офицеров и 550 нижних чинов

*Восстание 1905 года

Jсень 1905 года «Очаков» провел на испытаниях. Крейсер был почти готов и планировался ввод его в срой флота. Еще имелся ряд недоделок, наладки требовали все судовые системы, а экипажу требовалось слаживание. Однако с октября 1905 год крейсер оказался в центре революционных событий, начавшихся после объявления высочайшего Манифеста.

К сожалению команда крейсера, не сплоченная, лишенная авторитетных офицеров, представляла собой благоприятную среду для агитаторов. На крейсере находились также рабочие из Сормово, проводившие наладку корабельных систем, которые также стали катализатором антиправительственной пропаганды.

Результат не заставил себя ждать - с 10 ноября в команде началось брожение, а 13-го вспыхнул открытый бунт. Офицеры покинули крейсер, зато около 15.00 14 ноября прибыл лейтенант флота П. П. Шмидт.

Данную фигуру трудно оценить однозначно. Скорее всего, Шмидт действительно являлся тем идеалистом, который стоял «за народ», как это было принято у русской интеллигенции начала века. Его роль в восстании, превознесенная до небес после 1917 года на самом деле оказалась крайне незначительной и свелась к следующим действиям:

Поднять на недостроенном крейсере сигнал «Командую флотом, Шмидт»;
обойти корабли флота на эсминце «Свирепый», пытаясь оказать моральное воздействие на команды;
руководить (возможно) захватом нескольких небольших кораблей флота;
без сопротивления дать расстрелять недостроенный, стоящий у бочки в Северной бухте Севастополя крейсер с имевшейся на борту командой.

Собственно на этом «подвиги» П. П. Шмидта заканчиваются. Он попытался бежать на борту миноносца № 270, но (вполне закономерно, дело происходило на главной базе флота) был схвачен, допрошен и расстрелян вместе с рядом других заговорщиков.

Что касается «Очакова», то бронепалубный крейсер был (тоже - вполне закономерно) расстрелян 280-мм крепостными орудиями и артиллерией флота. Корабль остался на плаву, но гигантский пожар, продолжавшийся около 2 дней нанес ему огромный вред. Кроме того, надводный борт, надстройки и трубы были разбиты снарядами. Буксиры оттащили корабль в глубь бухты к устью Черной речки

30 ноября 1905 года - через 15 дней после расстрела крейсер на буксирах поставили к достроченной стенке Лазаревского адмиралтейства. В корпусе было 63 пробоины из которых 54 - в правом борту, по которому стреляли береговые артиллеристы. Самые страшные последствия имел пожар - он испепелил все, что горело, масса корпусных конструкций, все палубы. приборы, вооружение пришли в негодность от воздействия высоких температур. Ремонт был поручен порту. Недостаток финансирования после Русско-Японской войны и революции не способствовал скорому окончанию ремонта.

Окончательная готовность «Кагула» к службе была достигнута только в компанию 1911 года - через 6 лет после расстрела.

1 марта 1917 года на волне революционных событий кораблю было возвращено его первоначальное имя - «Очаков». Однако исторически оно «не прижилось

27 июня 1919 года крейсер, имея на борту генерала Деникина и адмирала Саблина посетил города Сочинского округа - Туапсе, Сочи и Адлер, подтвердив их принадлежность правительству Юга России. 6 июля крейсер прибыл в Севастополь с адмиралом Саблиным на борту.


Крейсер «Генерал Корнилов» выходит из Севастополя. 14 ноября 1920 года

При эвакуации Крыма крейсер вошел в состав 1 Отряда. При распределении кораблей между различными лицами и учреждениями «Генерал Корнилов» был предназначен специально для главнокомандующего, его личного штаба, командующего флотом со своим штабом и для некоторых лиц из центральных управлений, как-то: генерал-квартирмейстера, высших чинов оперативного отделения, генерала Скалона и для некоторых других. Утром 14 ноября в Севастополе П. Н. Врангель и М. А. Кедров на катере объехали все грузящиеся суда. К полудню были сняты все заставы, а в 14:00 от Графской пристани отвалил катер правителя Юга России. Над крейсером «Генерал Корнилов» взвился флаг Главнокомандующего Русской армией.

Крейсер вышел из бухты, на рейде Стрелецкой став на якорь до 02:30. Врангель следил за погрузкой с причалов Стрелецкой бухты и выходом всех кораблей и судов в открытое море. Затем крейсер пошел в Ялту - барон хотел лично убедиться в том, что эвакуация там завершена и в район Феодосии. После полудня «Генерал Корнилов» вместе с французским крейсером «Вальдек-Руссо» в сопровождении миноносца пошел к Феодосии. В два часа дня 16 ноября, после получения радио из Керчи о том, что «посадка закончена, взяты все, до последнего солдата», «Вальдек-Руссо» и «Генерал Корнилов» снялись с якоря и легли на курс в Константинополь.

29 октября 1924 года с заходом солнца на оставшихся кораблях были спущены Андреевские флаги.
Прибывшей в Бизерту советской комиссией «Генерал Корнилов» был отмечен, как способный возвратиться в Россию, но как известно, этот проект удачей не увенчался. 28 октября 1929 года крейсер был продан Бизертинской фирме русского инженера А. П. Клягина на слом. В 1933 году крейсер был разобран в Бизерте.


Накануне дня Военно-морского флота в 2004 году в Центральном военно-морском музее (ЦВММ) после восьмидесяти лет пребывания за границей в Россию вернулся андреевский флаг с крейсера «Генерал Корнилов». Его передал музею сын лейтенанта с этого крейсера - гражданин Греции Владислав Янович Нелавицкий. Лейтенант Ян (Иван) Владиславович Нелавицкий до конца служил на крейсере. В его семье долгие годы хранился флаг «Генерала Корнилова». Нелавицкий обосновался в Греции, но, по словам родственников, до самой смерти в 1974 году не оставлял мыслей о родине и её флоте. Его гроб накрыли именно этим флагом.
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%9E%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(1902)

История восстания в ноябре 1905 года крейсера «Очаков» подробно описана в литературе. Столь же хорошо известна нам история жизни и смерти возглавившего восстание П. П. Шмидта, которого Николай II приказал именовать «лейтенантом, выгнанным с флота», хотя на самом деле тот был капитаном второго ранга в отставке.

Однако до сих пор остается загадкой, почему все-таки - без явных на то причин - был уничтожен крейсер «Очаков», который мог вскоре стать одним из новейших и наиболее мощных кораблей Черноморского флота.

Исследование исторических документов по Севастопольскому вооруженному восстанию 1905 года показывает, что гибель крейсера была предрешена еще до начала восстания.


Перед усмирением восстания главный командир Севастопольского порта Чухнин дал телеграмму Николаю II, в которой указывал, что крейсер необходимо обезоружить и только после этого войска могут приступить к решительным действиям. Уж кто-кто, а вице-адмирал был прекрасно осведомлен о том, что реконструируемый крейсер еще не вступил в строй и практически беззащитен, так как положенного боезапаса на борту не имеет.

В то же время агентами охранки по городу были распущены слухи, что Шмидт собирается бомбардировать Севастополь, чтобы перебить жителей и матросские команды, которые не с ним.

Когда начался суд над участниками восстания, капитан крепостной артиллерии Иванов, получивший приказание непременно потопить «Очаков», заявил, что, «видя крейсер уже горящим, он решил не топить его и взять ответственность на себя...».

Солдаты крепости, сочувствовавшие восставшим, заявили своим офицерам, что стрелять они не будут и уж если откроют огонь, то только ответный.

Усмирители восстания не побрезговали провокацией: 15 ноября в четвертом часу на бастионе разорвался снаряд. Прибежавшие офицеры стали звать солдат к орудиям и утверждали при этом, что снаряд прилетел с «Очакова» или «Пантелеймона». Стали стрелять, но только по «Очакову».

Как на суде, так и в ряде официальных документов полицейские власти, в том числе и прокурор Ронжин, пытались доказать, что первый выстрел во время восстания был сделан с «Очакова». Между тем из многочисленных показаний свидетелей, а также сообщений ряда газет можно заключить, что провокационный выстрел принадлежал канонерской лодке «Терец». Защитник по делу Шмидта А. Александров по поводу обвинения П. П. Шмидта в том, что первым стрелял «Очаков», в своих воспоминаниях утверждал: «Боевым аргументом прокурорской позиции было утверждение, что «Очаков» первый начал стрельбу из орудий и что, следовательно, обстрел крейсера эскадрой и орудиями Константи-новской батареи был только актом самозащиты. Этот тезис прокурору нужно было доказать во что бы то ни стало, так как в противном случае расстрел стоящего на якоре, почти безоружного крейсера являлся бы бессмысленным актом жестокости. Прокурору этот выстрел с «Очакова» нужен был как манна небесная, но эта манна так-таки и не была ему ниспослана небесами, ибо большинство свидетелей обвинения, если даже не все, отрицали нападение крейсера на эскадру, прекрасно понимая, что почти безоружный крейсер не стал бы искусственно провоцировать эскадру на расстрел».

Как только по «Очакову» начали стрелять, над крейсером взвился сигнал «Возмущен действиями эскадры». Потом крейсер стал стрелять по правительственным войскам и береговым батареям.

По крейсеру вели огонь орудия всех калибров с расстояния от 50 до 200 морских саженей. Берега бухты были оцеплены солдатами, расстреливавшими из ружей и пулеметов каждого, кто пытался спастись с крейсера вплавь.

«На «Очакове», - вспоминал чудом спасшийся с него матрос, - творилось что-то ужасное. Снаряды со страшной силой взрывались, превращая все в пепел. На палубе нельзя было различить, кто ранен и кто убит, так как раненые и убитые лежали один на другом, образуя груду тел.

Рядом в луже крови плавали внутренности, валялись руки, ноги. В машинное отделение попал один фугасный снаряд и уложил человек двадцать матросов. Попавшие в «Очаков» снаряды никого не щадили и производили страшные разрушения внутри судна.

В машинном отделении лежало человек тридцать раненных осколками: раненые просили товарищей о помощи; Умирающие просили добить их, чтобы избавить от страданий. Гул орудий и пулеметов не прекращался.
Вскоре раненых и умирающих охватило разъяренное пламя, и через минуту их не стало...»

П. П. Шмидт вспоминал за месяц до казни, что, когда он покинул «Очаков», большая часть людей уже выбросилась за борт или была убита. Пленные офицеры с других кораблей, захваченные восставшими в качестве заложников, вырвались из кают-компании из-под ареста, спустили красный флаг и вместо него на мачте водрузили белую скатерть.

Огонь по крейсеру сразу прекратился. Офицеры были сняты с «Очакова» целыми и невредимыми: это свидетельствовало о том, что крейсер полностью прекратил сопротивление. В телеграмме, посланной царю, вице-адмирал Чухнин отметил этот факт, но для упреждения возможных вопросов о судьбе крейсера указал: «Очаков» продолжает гореть, пожар потушить нельзя».

Как раз в это время еще можно было спасти крейсер, который весьма недешево обошелся казне. Оснащенный современными механизмами, «Очаков» к новому году готовился занять достойное место среди боевых кораблей русского флота. Корабль изобиловал множеством технических новшеств: на нем были металлические шлюпки и мебель - забота судостроителей об устранении горючих материалов. Приводы многих механизмов были электрифицированы. На корабле устанавливались новая техника, снискавшая популярность на флоте, телефоны системы лейтенанта Кол-басьева, корабельные радиостанции, мачтовые семафоры, электрические приборы управления огнем, указатели положения пера руля и многое другое.

В первых числах ноября на крейсере спешно заканчивались последние работы - ежедневно на борту работали около трехсот рабочих с Севастопольского морского завода и прикомандированных из Сормова специалистов по главным машинам. Словом, спасать было что... И было кому. Самые большие корабли находились под парами и вполне могли потушить пожар водой из своих брандспойтов. В это время еще даже можно было беспрепятственно высадить десант для захвата крейсера.

Закладная доска крейсера "ОЧАКОВ"

Вместо спасения горящего корабля началась вторая бомбардировка, поводом для которой послужили два выстрела, якобы произведенные с «Очакова». П. П. Шмидт утверждал, что на крейсере был взрыв, который был выдан карателями во всех официальных документах за выстрел.

«Очаков» гигантским костром двое суток пылал посреди бухты. О числе Погибших на крейсере точных сведений нет. Известно, что 15 ноября на корабле было до 380 человек команды, не считая матросов с эскадры и береговых частей. По другим данным, на «Очакове» было около 700 человек. Большевистская газета «Борьба» писала, что «спаслось не более сорока - пятидесяти человек. Суду было предано 39 очаковцев». Жандармский ротмистр Васильев в своем донесении указывал: «...и убитые и раненые остались на «Очакове» после того, как он загорелся, и все сгорели... в девять вечера я сам видел раскаленные борта «Очакова».

Изуродованный снарядами (одних пробоин от снарядов крупного калибра насчитывалось Пятьдесят две!), с прогоревшими переборками, корпус корабля был отбуксирован к пустынному берегу Северной бухты у Килен-балки, где спешным порядком приступили к разборке корабля.

«Когда мы поднялись по трапу на судно, - вспоминал один из рабочих, - то увидели на верхней палубе несколько десятков гробов, а санитары, словно муравьи, сносили в гробы останки революционеров. Мы спустились в каюту. Здесь чувствовался запах гари и видны были обуглившиеся трупы. В тех каютах, куда огонь не проникал, валялись бесформенные, изуродованные человеческие тела. Стены и потолки были забрызганы кровью».

На суде 14 февраля 1906 года П. П. Шмидт в своей речи сказал: «Когда я вступил на палубу «Очакова», то, конечно, с полной ясностью понимал всю беспомощность этого крейсера, безоборонного, с машиной, которая едва могла дать восемь узлов ходу, и без артиллерии, там имелось всего две рукоятки от шестидюймовых орудий, остальные действовать не могли...»

Почему же все-таки был бомбардирован «Очаков»? Длительный срок постройки «Очакова» свидетельствовал о преступной деятельности заводских подрядчиков и высших чинов флота во главе с вице-адмиралом Чухниным, на долю которых немало перепало из субсидий, выделенных на постройку крейсера. Вместо рабочих при постройке широко использовались матросы (благо большинство из них до службы были рабочими), а денежная разница шла в карман ловких дельцов.

Официальные тактико-технические данные корабля, готовящегося, по всем донесениям, вступить в строй, явно не соответствовали действительности. Однотипные с «Очаковым» и в одно время заложенные крейсеры «Олег» и «Память Меркурия» давно вступили в строй, а второй даже участвовал в расстреле своего собрата.

О злоупотреблениях при постройке «Очакова» говорили многие морские офицеры и даже писала газета «Правовая жизнь». Над строителями велось негласное следствие, о котором Чухнин не мог не знать в силу своего высокого служебного положения. Восстание явилось необычайно удобным поводом для уничтожения злополучного крейсера.

6 марта 1906 года на острове Березань были расстреляны П. П. Шмидт и его боевые соратники - «очаковцы». Таков был заключительный аккорд гибели крейсера «Очаков», принесенного в жертву интересам махинаторов.

Анатолий ГРИГОРЬЕВ , капитан второго ранга

Сегодня трудно представить себе, насколько огромной известностью обладал в первые советские десятилетия образ легендарного лейтенанта российского флота П.П. Шмидта. Его биографию знали все, советские дети хотели походить на легендарного революционера, а восстание экипажа крейсера «Очаков» воспринималось как славная страница революционной истории и предвестие торжества народной власти.

Почему подзабыли мятежного лейтенанта

В эпоху зрелого социализма о мятежном офицере, возглавившем матросский бунт, тоже вроде бы не забыли, но вспоминали редко. Особенно после того как другой «революционер», капитан третьего ранга Саблин, чуть было не увел советский большой противолодочный корабль «Сторожевой» в Швецию (1975), выдвигая руководству СССР политические требования. Сходство обстоятельств двух мятежей, разделенных во времени семидесятилетним промежутком, в определенном смысле бросало тень и на лейтенанта Шмидта. Большую известность получили события на «Потемкине».

В памяти школьников поздней социалистической поры смешивались два эпизода, произошедших на российском флоте в самый разгар русско-японской войны. На броненосце «Князь Потемкин Таврический» недовольство матросов скверной едой вылилось в бунт, сопровождаемый насилием и жертвами. Офицеров топили в море и умерщвляли всеми способами, затем начались артиллерийские выстрелы по Одессе. Корабль ушел в Румынию, где был интернирован, а команда - расформирована.

Нечто подобное случалось и в Севастополе, причем не только на «Очакове», но и на других кораблях Черноморского флота. Разница состояла в том, что из всех восставших на одесском рейде в историю вошел только матрос Вакуленчук, убитый офицером при попытке подавить бунт. Восстание на крейсере «Очаков» возглавил офицер, представитель военно-морской элиты царской России. Он запомнился эффектными и лаконичными сигнальными сообщениями и телеграммой императору. Да и число жертв в этот раз было куда большим.

Историческая подоплека

Россия - страна огромная. На ее территории соседние государства зарились всегда, желая отхватить хоть немного в свою пользу. Дальневосточная угроза исходила от Японии. В 1904 году намерения расширить территориальные владения переросли в полномасштабные боевые действия. К этому Россия готовилась, но руководство страны вело перевооружение недостаточно быстро. Тем не менее на воду в течение нескольких лет были спущены мощные крейсеры последних проектов.

Серия кораблей I ранга включала «Богатыря», «Олега» и «Кагул». Последним бронепалубным крейсером этого проекта стал «Очаков». Эти судна были быстроходными, имели мощное артиллерийское вооружение и отвечали всем требованиям военно-морской науки того времени. Экипаж каждого из них составлял примерно 565 моряков. Крейсера должны были оборонять берега Отечества в разных морях, омывавших империю.

Война с Японией

Война с Японией проходила крайне неудачно. Причин тому было несколько - от плохой подготовленности войск до простого невезения, выраженного в случайной гибели адмирала Макарова на рейде Порт-Артура. Имела место и активность японской разведки, проявлявшаяся во всестороннем подрыве оборонной мощи России и разжигании настроений недовольства. Конечно же, нельзя утверждать, что иностранная спецслужба организовала восстание на крейсере «Очаков». Дата 13 ноября ознаменовала день, когда с корабля ушли офицеры, побуждаемые к этому неповиновением команды и страхом быть убитыми. Без анализа предшествовавших событий невозможно понять обстоятельств бунта.

С чего все началось

А началось все еще в октябре, во время всероссийской политической стачки. К организации этой политической акции японская разведка, безусловно, отношение имеет, хотя и не решающее. Волнения имели место, в том числе и в Крыму. Бастовали железнодорожники, работники типографий, банков и многих других предприятий. Манифест царя от 17 октября не охладил пыл борцов за гражданские свободы, напротив, они восприняли этот документ как проявление слабости. Лейтенант Шмидт выступил на митинге. При разгоне демонстрации погибли восемь человек, самого лейтенанта в числе других зачинщиков беспорядков арестовали, однако уже 19 октября Шмидт присутствовал на заседании Городской думы как делегат от народа. В этот момент власть в Севастополе практически перешла к восставшим, порядок контролировался народной милицией, а не законной полицией. Позже Шмидт выступит на похоронах жертв разгона демонстрации и произнесет Его тут же вновь арестовали и до 14 ноября содержали на броненосце «Три святителя» под предлогом служебной растраты. Выпущен он был тогда, когда восстание на крейсере «Очаков» и нескольких других кораблях ЧФ уже произошло.

Каким был Шмидт

Петр Петрович Шмидт прожил всего 38 лет, но судьба его была столь щедро наполнена разными событиями, что для описания ее потребовалась бы целая книга, возможно, не одна. Характер мятежный лейтенант имел сложный, а поступки его можно было бы назвать противоречивыми, если бы в них не угадывалась определенная логика. С детства Петр страдал от психической болезни, которая не оставляла его всю жизнь - клептомании. Проявилась она еще в детстве, в младшем приготовительном классе Морского училища, когда мальчик начал воровать мелкие вещи у соучеников. После окончания учебы все, кто знал юношу, отмечали его крайне скверный характер и повышенную раздражительность, вызванную гипертрофированной горделивостью. Во время он каким-то образом умудрился жениться на проститутке Доминике Павловой, с которой его познакомил Михаил Ставраки (кстати, именно он в 1906 году будет командовать расстрелом Шмидта). Только происхождение из славной военно-морской семьи не раз и не два спасало молодого человека от изгнания из флота.

При всех своих недостатках офицер отличался прекрасными способностями к точным наукам, неплохо владел навигацией и прочими морскими премудростями, очень любил играть на виолончели. После обретения офицерского звания мичман Петр Шмидт получил отпуск - в этот период он работал на заводе сельхозоборудования. В дальнейшем это давало ему основание считать себя человеком, знающим жизнь простого народа. Когда появилась возможность прославиться, он возглавил восстание на крейсере «Очаков» - 1905 год стал его звездным временем.

Знамя восставших

Официальная советская историческая наука утверждала, что события 1905 года имели серьезную политико-экономическую базу, но если бы не один решительный офицер, то их могло бы и не быть, по крайней мере, в Севастополе. На самом деле восстание на крейсере «Очаков» подготовил и осуществил вовсе не Шмидт, а ударная группа, состоявшая из большевиков-подпольщиков Н. Г. Антоненко, С. П. Частника и А. И. Гладкова. Им, очевидно, потребовался некто пользующийся определенным авторитетом и носящий флотские погоны. На красноречивого офицера обратили внимание, скорее всего, в предшествующие бунту дни. Так Шмидт стал живым «знаменем». Эта роль ему, очевидно, нравилась.

Как Шмидт командовал флотом

Восстание на крейсере «Очаков» произошло 13 ноября, а уже 14 ноября на корабль прибыл освобожденный из застенков лейтенант, носящий уже погоны капитана второго ранга. Этому есть объяснение: в соответствии с действующим Табелем о рангах следующим после лейтенанта было именно это звание, а при выходе в отставку оно присваивалось автоматически. Однако сам факт, что борец с самодержавием столь трепетно относится к чинам и рангам, говорит о многом. Прибывший на корабль офицер тут же приказал отсемафорить свое вступление в должность командующего всем флотом, а также дать императору телеграмму, в которой требовал политических реформ. Кроме того, он посетил несколько боевых единиц и успешно уговорил экипажи поддержать восставших.

Версия Григорьева

В том, что флотское командование сразу же отдало приказ о немедленном и беспощадном подавлении бунта, ничего удивительно не было. Но у этих событий есть еще одна подоплека, которая позволяет несколько иначе их воспринимать. Известный историк Анатолий Григорьев о восстании на «Очакове» написал ряд статей, из которых становится понятна необыкновенная по тем временам жесткость действий. Дело в том, что по мятежным кораблям практически сразу был открыт шквальный огонь, который продолжался и после того, как боевая задача практически была выполнена, а сопротивление подавлено. К тому же крейсер не мог дать полноценного отпора, так как работы на нем еще не были завершены - он находился в стадии достройки и не обладал вооружением, о чем, конечно же, всем было известно.

Версия такова: в отличие от ранее спущенных на воду кораблей серии «Богатырь», русский крейсер «Очаков» строился с многочисленными нарушениями технологии, а процесс постройки сопровождался злоупотреблениями полномочий, выразившимися в обычном казнокрадстве. Лица, участвовавшие в этой преступной афере, стремились скрыть следы. Когда началось восстание на крейсере «Очаков», они восприняли его как счастливый шанс избавиться от улики, которой являлся этот злополучный корабль. Результатом стали многие жертвы и сильные повреждения судна. Потопить его так и не удалось - даже воруя, при царе строили на совесть.

Итоги

Сегодня можно с высокой вероятностью представить, как это было. Восстание на крейсере «Очаков», как и многие другие случаи массового неповиновения в армии и на флоте, стало следствием подрывной работы социал-демократической партии, стремившейся всемерно ослабить царскую Россию даже ценой военных поражений. Проблемы в вооруженных силах, конечно же, были. Более того, они есть и будут всегда в любой стране. Если недостаточно качественная пища становится причиной бунта (а довольствие моряков в целом всегда было очень неплохим, даже по сегодняшним меркам), то руководству страны следовало крепко задуматься и принять неотложные и жесткие меры по предотвращению подобных инцидентов впредь. Несмотря на смертные приговоры, вынесенные зачинщикам (Шмидт, Гладков, Антоненко и Частник были расстреляны на Березани), серьезных выводов сделано не было. Произошли многие другие трагические события, названные частью которой стало восстание на крейсере «Очаков». Дата «1905 год» тогда навсегда окрасилась в кроваво-красный цвет.

- «ОЧАКОВ», крейсер Черноморского флота, команда которого участвовала в Севастопольском восстании 1905. На крейсере находился командующий революционным флотом П. П. Шмидт … Энциклопедический словарь

ОЧАКОВ (город) - ОЧАКОВ, город на Украине, Николаевская область (см. НИКОЛАЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ), морской порт на Днепровском лимане (см. ДНЕПРОВСКИЙ ЛИМАН), в 69 км от железнодорожной станции Николаев. Население 18,4 тыс человек (2001). Пищевкусовая (в т. ч. рыбная)… … Энциклопедический словарь

ОЧАКОВ - крейсер Черноморского флота, команда которого участвовала в Севастопольском восстании 1905. На крейсере находился командующий революционным флотом П. П. Шмидт. Источник: Энциклопедия Отечество город на берегу Днепровского лимана Черного моря, 19 … Русская история

ОЧАКОВ - крейсер Черноморского флота, команда которого участвовала в Севастопольском восстании 1905. На крейсере находился командующий революционным флотом П. П. Шмидт … Большой Энциклопедический словарь

Очаков (бронепалубный крейсер) - «Очаков»; с 25 марта 1907 года «Кагул» … Википедия

ОЧАКОВ - крейсер рус. Черноморского флота, возглавивший отряд рев. кораблей во время Севастопольского вооруж. восстания против самодержавия в ноябре 1905 г. Спущен на воду в Севастополе в 1902 г. К моменту восстания не был достроен и вооружен (т. к.… … Морской энциклопедический справочник

Очаков (значения) - Очаков (укр. Очаків) многозначный термин. Очаков город в Николаевской области Украины, административный центр Очаковского района. Очаков (большой противолодочный корабль) большой противолодочный корабль проекта 1134Б. Очаков (бронепалубный… … Википедия

Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» - Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» (4 единицы) Богатырь Проект немецкой фирмы «Вулкан». Заложен 9.12.1899 г. Спущен 17.01.1901 г. Вст. в стр. 7.08.1902 г. (Штеттин/верфь «Вулкан»). Входил в состав 1 й Тихоокеанской … Военная энциклопедия

Очаков - I Очаков город в Украине, морской порт на Днепровском лимане, в 69 км от железнодорожной станции Николаев. 19,7 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая (в том числе рыбная) промышленность. Климатический курорт. Музеи: военно исторический имени… … Энциклопедический словарь

«ОЧАКОВ» - крейсер ЧФ, назв. в честь победы под Очаковом в рус. тур. войну 1787 91. Спущен на воду в 1902. Водоизм. 6645 т, скорость хода 22,7 уз (42 км/ч); вооружение: 12 (с 1915 16) 152 мм ор. и 22 ор. меньшего калибра, 2 450 мм торпед. аппарата; экипаж… … Военный энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Замечательные корабли" (комплект из 4 книг) , . Серия посвящена истории отечественных кораблей, ветеранов флота, принимавших участие в важнейших событиях и оставивших заметный след в истории. В серию вошли следующие книги: Р. М. Мельников… Купить за 1300 руб
  • Крейсер "Очаков" , Р. М. Мельников. Автор, известный читателям своими предыдущими книгами (`Крейсер Варяг` - 1975 и 1982 гг. и `Броненосец Потемкин` - 1989 г.), рассказывает о трагической и славной истории `мятежного…
Поделиться