Возникновения и развития техники. Возникновение философии техники Общие характеристики техники

Ю.С. Поспелов

Начиная приблизительно со второй половины ХХ века постепенно начинается широкое использование в обществе компьютеров (ЭВМ) разного поколения. Существенной особенностью компьютерной техники является наличие программ управления, которые представляют собой последовательность указаний по вычислениям . В настоящее время различают сервисные программы, которые управляют внутренним процессом компьютерной системы (самая важная из них - операционная система, комплекс управляющих и обрабатывающих программ), и прикладные, которые помогают пользователю решать задачи различной сложности. Следовательно, компьютерная техника есть созданное человеком средство управления, которое он использует в своей деятельности . Произведенные людьми средства труда, а также средства деятельности для других областей жизни общества выполняют определенные функции, выполнение которых необходимо человеку, но сам человек посредством естественных органов (рука, мозг) выполнить не может, или средства деятельности выполняют их более эффективно, чем человек. Средства деятельности человека, прежде всего трудовой, в которых овеществлены определенные функции, выполнение которых необходимо человеку для тех или иных целей, называются техникой.

До развития капитализма техника создается на основе знаний, полученных в ходе материальной трудовой деятельности ее работниками, в ходе накопления опыта в производстве тех или иных продуктов. Эти знания называются эмпирическими (от гр. empirio - опыт). Эмпирические знания определенным образом систематизируются. Однако в них еще не выделены законы существования, развития, объектов, из которых создается техника, способы ее производства. Другими словами, эмпирические знания этого рода еще не являются строго научными, позволяющими точно предвидеть необходимые работникам результаты. Эти необходимые результаты получаются в известной мере вслепую - методом проб и ошибок. Отсутствие научной, то есть умственной деятельности по производству тех или иных видов продукции объясняется долгим отсутствием постоянного прибавочного продукта в материальном производстве, поскольку людей умственного труда просто нечем было кормить и удовлетворять их другие материальные потребности.

Кроме того, классы рабовладельцев, феодалов, господствуя над работниками физического

© Поспелов Ю.С., 2014

Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы

труда, направляли свои усилия на захват, принуждение к труду этих работников. Названные эксплуататорские классы не были заинтересованы в стимулировании развития техники производства. Кроме того, в рассматриваемые исторические периоды еще не возникали широкие рынки сбыта продукции. Поэтому у господствующих классов отсутствовал интерес в стимулировании развития техники производства и получении за счет этого больших прибылей. Такой постоянный широкий интерес возникает только в период Великих географических открытий. Это приводит к возникновению класса, который создает широкие возможности для революционного преобразования производства. Этим классом является буржуазия, которая основывает свое господство на наемном труде.

Наряду с развитием материальной техники и на основе ее в ходе исторического развития общества создается техника, которая воплощает умственные функции человека. Уже с момента возникновения человечества создаются примитивные орудия труда, которые позволяют фиксировать количество тех или иных предметов - считать их последовательно и в сумме. Такая техника является уже техникой умственного труда. Она особенно широко начинает создаваться в процессе развития обмена продуктами.

Выдающийся вклад в развитие вычислительной техники внес английский математик Ч. Беб-бидж (1792-1871). В 1822 г. он изготовил действующую модель машины, названной им «разностная машина», которая позволяла вычислить с точностью до восьми знаков значение полиномов (многочленов - Ю.П.) второй степени. Эта машина отличалась от арифмометров Б. Паскаля и Г. Лейбница тем, что при переходе к расчетам следующего значения функции не требовалось вмешательство человека. В 1833 г. Чарльз Беббидж задумал создать «аналитическую машину», которая могла бы не только выполнять одно заданное действие, но и осуществлять целую программу вычислений. Машина Беббиджа содержала все основные части современных вычислительных машин. Ее универсальные возможности были доказаны леди Лавлайс, дочерью поэта Байрона. Эта женщина, разработавшая первые программы для машины Беббиджа, не без основания считается первым в мире программистом. Здесь следует сказать, что Беббидж был первым, кто догадался использовать для записи команд и чисел в машине набор отверстий, выбиваемых определенным образом на карточке или ленте. Идею для первого перфорационного принципа он заимствовал у французского изобретателя Ж.М. Жакара, применявшего его на своем ткацком станке для производства тканей со сложным узором. Программы, составленные леди Лавлайс, показывали, каким образом правила для расчета различных функций должны быть переведены на язык перфокарт. Проект Ч. Беббиджа опережал технические возможности его реализации и не привлек внимания инженеров. Лишь примерно через 100 лет конструкторы вернулись к идеям Беббиджа.

Важное место в истории вычислительной техники занимает Герман Холлерит, который использовал для обработки результатов переписи населения США в 1890 г. созданную им машину и перфокарту как носитель информации. Интересно отметить, что подобные машины впервые использовались в России в 1897 г. для обработки результатов переписи населения. С именем Холлерита связано также основание первой фирмы, специализирующейся на производстве перфокарт и счетно-информационных устройств. Впоследствии эта фирма была преобразована в фирму IBM - ныне одну из крупнейших в мире по производству ЭВМ.

Первые ЭВМ появились лишь в 1940-х гг. Это объяснялось необходимостью создания как адекватного теоретического базиса, так и соответствующих технических систем, основанных на радиоэлектронике. В конце 1930-х гг. английский математик А. Тьюринг показал, что различные проблемы могут быть решены с помощью машин, если эти проблемы или задачи могут быть выражены посредством конечного числа операций. В 1940 г. американскому математику Норберту Винеру при-

ходит мысль использовать в вычислительных машинах не десятичную систему счисления, а двоичную (в этом случае любое число можно записать с помощью только двух цифр - 1 и 0. К концу 1930-х гг. относятся и первые попытки использовать в вычислительных машинах электронные элементы .

Библиографический список

1. Клаузен П. Компьютеры и роботы / П. Клаузен. - М.: Мир книги, 2006. - С. 10-11.

2. Поспелов Ю.С. Исторические этапы развития компьютерной техники. Компьютеризация общества и управление / Ю.С. Поспелов. - М.: Книга и Бизнес, 2012. - 72 с.

3. Поспелов Ю.С. Философия управления. Управление как целостный природный и социальный процесс / Ю.С. Поспелов. - М.: Книга и Бизнес, 2010.

1

Осуществлена оценка этапов истории становления техники: этапа зарождения технических приспособ-лений; этапа ремесленного становления технических приспособлений; этапа машинной техники; этапа информационно насыщенной техники (автоматизированные системы управления / информационно-технические системы). Понятие техники имеет древнегреческие этимологические корни и получило рас-пространение как в обыденном, так и в научном сознании. Под техникой понимается совокупность ме-ханизмов и машин, созданных человеком на основе научных достижений, предназначенных для осу-ществления различных видов деятельности. Особенности развития техники способствовали появлению шести технологических укладов общества.

технические приспособления

ремесленная техника

машинная техника

информационно-технические системы

технологический уклад.

1. Мэмфорд, Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

2. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

3. Аль-Ани, Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.

5. Петров, В.П. Социально-философский анализ особенностей формирования личности со-временной России. – Н.Новгород, ННГАСУ, 2011.

Этимология слова техника имеет древнегреческую историю - τεχνῆτιο (techne) , что определяло на тот момент бытия эллинов самую широкую деятельность человека - от простейшего ремесла до высокого искусства. Предполагается, что это слово появилось во времена Гомера и трактовалось как τέκτων (tekton), имея индоевропейский корень tekp, означающий плотницкое дело, и первоначально использовалось для обозначения искусства мастера строительства - плотника, а затем уже стало употребляться в значении ремесла или искусства в целом.

Аристотель рассматривал это понятие более объемно, придавая ему значение познания. В трактате «Никомахова этика» он обращал внимание на различие и других видов знания, таких как ουράνιος (empeireia: опытное знание) и της επιστήμη (episteme: знание теоретическое). Хотя смысл познания у эллинов был близок смыслу знания, они все же не объединяли их, понимая, что есть вещи, которые еще не получили своего объяснения. Знание в широком смысле слова означало обращение к еще неизвестному. Techne (τεχνῆτιο) представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания . Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции . Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых , орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых , накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово techne и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Техника как существенный элемент культуры общества и развития цивилизации исторически включает четыре этапа своего существования. I. Зарождение технических приспособлений. II. Ремесленное становление технических приспособлений. III. Машинная техника. IV. Информационно насыщенная техника [автоматизированные системы управления / информационно-технические системы (АСУ/ИТС)].

Хронологически первый этап включал всю доисторическую эпоху и длился до зарождения первых древних цивилизаций 4-3 тысячелетий до н.э. В это время формально складывались, а затем постепенно трансформировались первобытно-общинные отношения. Общественно-экономическая формация имела примитивный вид, и деятельность человека ограничивалась его семейно-родовыми потребностями. Применялись примитивные хозяйственные приспособления, необходимые для бытовых нужд. Они зачастую носили случайный характер, потому как не изобретались человеком, а случайно находились им. По мнению испанского философа и публициста Х. Ортеги-и-Гассета, эта техника была «техникой случая». На самом раннем этапе своего существования первобытный человек не понимал значения орудия труда и, естественно, не мог представить, как его изготовить. Он ограничивался лишь тем, что использовал для своих нужд пригодные природные предметы. Например, пустая скорлупа служила ему естественным, заменяющим ладони сосудом для питья (Л. Гейгер, немецкий исследователь). Случайно попавшийся камень или кость животного использовались в качестве примитивного «ножа», «топора» или «молотка». Но и тут «случай» был не для всех, а лишь для наиболее развитых, то есть тех, кто был способен осмысливать увиденное для своих первичных потребностей. И только спустя миллионы лет неоднократная случайность стала превращаться у первобытного человека в тенденцию к осознанному , а позднее к целесообразному применению им природных предметов в качестве хозяйственных приспособлений, давших толчок к их техническому изготовлению и использованию.

Набор технико-хозяйственных средств был ограничен, а операции по их изготовлению были незамысловатыми и передавались из поколения в поколение. Человек еще не осознавал себя субъектом своей деятельности, а, следовательно, и творцом техники. Он «еще не ощущает себя как homo faber», поэтому техника принимается им как часть природы, с которой он пребывает в единстве (Х. Ортега-и-Гассет) .

Темпы развития технических приспособлений в этот период были самыми длительными в истории человечества, так как древний человек создавал приспособления методом «проб и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и только с появлением первых цивилизаций в Египте , Индии, Китае и Месопотамии (государства Ур, Урук, Лагаш в двуречье Тигра и Ефрата) начинает складываться новый этап в развитии технических приспособлений.

Хронологически его можно определить с этапа зарождения первых древних цивилизаций (4-3 тысячелетия до н.э.) до наступления Нового времени (конец XVI - начало XVII вв.).

Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но назвать их техникой было нельзя в силу того, что научные знания только зарождались и применять их на практике люди еще не научились. Правда хозяйственное оборудование становится более разнообразным, а способы его изготовления усложняются, и далеко не каждый человек может сам изготовить необходимое ему приспособление. Более того, само применение усложненных предметов труда потребовало знаний и серьезной подготовки для занятия конкретным ремеслом с изготовлением орудий производства в различных видах хозяйственно-бытовой деятельности.

В силу этих причин постепенно стал зарождаться социальный слой ремесленников, людей, которые соединяли в себе техника и рабочего (Х. Ортега-и-Гассет). Орудия труда у них еще выступали простым дополнением к человеку, который, хоть и являлся «движущей силой» технического процесса (К. Маркс), но отношение «человек - орудие» коренным образом не изменилось со времени первобытно-общинного строя. Это произойдет гораздо позже при машинной технике, с применением которой существенно возрастет производительность труда и качественно изменится технологический процесс.

Суть состояла в том, что ремесло ремесленника как особая форма технической деятельности не основывалось на науке, никаких теоретических расчетов не производилось. Базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений. Это означало, что ремеслом можно овладеть только эмпирическим путем, именно поэтому оно оставалось в рамках традиций. Данное обстоятельство наложило естественные ограничения на всю изобретательскую деятельность. Появление новых технических приспособлений было так же, как и раньше, делом большого времени. И хотя темпы технического развития ускорились по сравнению с темпами развития «техники случая», но и они не могли удовлетворять растущие потребности человечества. Только с наступлением эпохи Возрождения, а точнее с началом Нового времени, в Европе технизация приобретает то содержание, которое соответствовало ее форме. Этим содержанием техники выступила наука. Ремесленная техника исторически исчерпала свой потенциал и открыла путь машинной технике.

Хронологические рамки третьего этапа включают несколько столетий: от периода Нового времени до середины XX века.

В основе машинной техники лежала инженерная деятельность, которая как более развитая форма технической деятельности ориентируется на науку, то есть на теоретическое и прикладное естествознание.

В этом общественная сущность того, что машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время. Не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также и инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил. Общество стало осознавать этот факт именно в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

В то же время стоит отметить, что у инженерной деятельности есть своя предыстория. Она закономерно укладывается в хронологические рамки тех эпох, которые предшествовали Новому времени. Этому способствовали обстоятельства и деятельность ряда уникальных представителей рода человеческого, в частности, Архимеда (287-212 до н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Галилео Галилея (1564-1642 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.), Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), Исаака Ньютона (1643-1727 гг.), Христиана Гюйгенса (1629-1695 гг.). Однако стыковки научного знания и производства еще не происходило, время научно-технических революций было впереди.

Как отмечал М. Хайдеггер, человечеству было еще отведено время для непрерывной эволюции производства и связанного с ней развития теоретического и практического естественнонаучного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах XVIII века промышленная революция (охватившая Европу и США) не привела к необходимости формирования отдельных технических наук (например, теоретической механики).

Значительными событиями на этом пути были: изобретение англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819 гг.) паровой машины и универсального теплового двигателя; французом Этьеном Ленуаром (1822-1900 гг.) двигателя внутреннего сгорания; русскими изобретателями, отцом и сыном Черепановыми, паровоза и строительство железной дороги, протяженностью 3,5 км (Черепановы - Ефим Александрович (1774-1842 гг.) и сын его Мирон Ефимович (1803-1849 гг.) были крепостными людьми у заводчиков Демидовых); открытие физических свойств электричества и изобретение электромотора - динамомашины в 1867 году; Яблочковым Павлом Николаевичем (1847-1894 гг.) электрической свечи (1876 г.), в результате которых последовала целая серия мировых электротехнических изобретений, положивших начало четвертому этапу развития техники. Научные открытия сыграли решающую роль в переходе от занятия ремеслом к машинной технике, а затем и к машинному производству.

Переход от мануфактуры к промышленному производству потребовал профессиональной подготовки инженеров. В Париже в 1794 году известный математик и инженер Гаспар Монж (1746-1818 гг.) открыл Политехническую школу, сочетавшую в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку. Эта система подготовки кадров начала распространяться по Европе и в США. В России также предпринимаются конкретные меры по подготовке технических специалистов. В 1830 году в Москве открывается ремесленное училище, которое в 1868 году было преобразовано в Императорское Московское техническое училище (высшее учебное заведение), с 1917 года - это МВТУ, вуз, крупнейший научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана.

В отличие от ремесленной практики, где человек продолжал оставаться основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом выступает преобразованная в машину сила природы. Машинная техника создала предпосылки перехода к четвертому этапу технического развития общества.

Хронологически четвертый этап - этап информационно насыщенной техники - начинает складываться с середины ХХ века и продолжается по сей день. АСУ/ИТС способствуют совершенствованию проектирования, научного исследования, управления производством и технологическими процессами.

Крупнейшие научные открытия в области атомной физики и квантовой механики, развитие химической физики и электроники (наноэлектроника), технологические разработки (биотехнология, мембранная, вакуумная, лазерная технологии) и применение традиционных и нетрадиционных энергоносителей способствовали появлению новых поколений техники. Творческий научно-технический процесс в среде ученых и специалистов, изобретателей и инженеров в различных сферах человеческой жизни идет параллельно с созданием и использованием новой техники. Работают множественные НИИ, КБ, ОКБ, лаборатории, институты, заводы, предприятия различных видов собственности по созданию новой техники и применению новых технологий в производстве широкого ассортимента продукции.

На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные системы управления, информационные технические системы. Электронно-вычислительная техника, компьютеризация производственного и интеллектуального процессов позволили в десятки, сотни и тысячи раз сократить время на разработку и внедрение изделий. Человек в этом процессе представлен на трех уровнях: инженер, программист, технолог.

Проблема исторического становления и развития техники, ее теоретическое видение предметно развивалось в ряде стран и научных школ, в том числе России. К числу западных теоретиков, философов техники относится плеяда немецких мыслителей XIX-XXI веков - Э. Капп, Ф. Дессауэр, Э. Блох, М. Хайдеггер; французский философ и социолог Ж. Эллюль; американские ученые Л. Мэмфорд, Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу; испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В России к числу мыслителей этого направления принадлежит П.К. Энгельмейер - первый теоретик философии техники, А.А. Богданов. В современной России заслуживают достойной оценки работы В.Г. Горохова, В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, весьма актуальной является работа санкт-петербургского философа Н.М. Аль-Ани, идеи которой использованы в статье .

Историческое появление техники обусловило развитие шести технологических укладов, различающихся технологиями производства. Начало было положено промышленной революцией XVIII века в Европе. В первом технологическом укладе (1770-1830 годы) ключевым фактором развития производства стали текстильные машины. Во втором (1830-1880 годы) им был паровой двигатель. В третьем (1880-1930 годы) ведущую роль сыграл электродвигатель, существенно обеспечивший повышение гибкости производства. В четвертом (1930-1970 годы) технико-технологический рывок в промышленности обеспечил двигатель внутреннего сгорания, позволивший перейти к массовому производству различных классов автомобилей, тракторов, самолетов. Пятый технологический уклад (1970-2010 годы) опирался на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии и материалов. Происходило предметное освоение космического пространства, развитие спутниковой связи. Ядро технологического уклада составили электронная промышленность, вычислительная техника, роботостроение, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные технологии, оптико-волоконная техника. Шестой технологический уклад развивается на наших глазах с 2010 года. Ключевым фактором выступают нанотехнологии и клеточные технологии. Преимущество шестого технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами. Его ядром выступают наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Обоснование такого подхода было заложено С.Ю. Глазьевым , и можно с достаточной долей оптимизма отметить, что прогнозы российского экономиста вполне реальны, как и выделение им шести технологических укладов. Современная техника - это техника пятого, шестого и даже седьмого поколений, ее функционирование возможно только с применением перспективных технологий. Взаимосвязь техники и технологии дает реальный толчок развитию как промышленного производства, так и общества в целом по всем сферам его жизни: экономической и экологической, управленческой и научной, педагогической и художественной, медицинской и физкультурной, оборонной и общественной безопасности .

Рецензенты:

Кулаков А.А., д.и.н., профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Кожевников В.П., д.и.н., профессор, профессор кафедры философии и политологии ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Петров В.П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ: ОСОБЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12679 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в статике. На протяжении всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет, что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное, как то, что "в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное, как то, что техника, будучи творением человека, выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми".

Сами по себе эти мысли не вызывают возражений, так как действительно без деловой активности человека, его творчества, техника не в состоянии развиваться. Но признание этого - лишь первый шаг, на котором нельзя останавливаться. Ведь обязательно возникает вопрос: чем определяется и от чего зависит возникновение тех или иных целей, во имя которых развивается техника, где кроется причина ее развития, чем обусловлено техническое творчество?

В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы общественных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на духовную сферу, на внутренний мир человека, создающего и развивающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории, где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин, определяющих развитие техники именно духовные моменты, становится совершенно очевидным.

Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например, французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является прогресс науки Обращается к науке и немецкий философ Г. Рот. Он пишет: "Каждая область жизни порождает теперь уже принадлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнорировать."

Обращение к науке сейчас вполне естественно, т.к. ей принадлежит огромная и в некоторых отношениях именно авангардная роль в техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизировать роль науки

в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос: чем обуславливается развитие самой науки, есть

ли глубинные причины за пределами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?

Иногда этот вопрос остается без ответа, в других же случаях предпринимаются попытки найти какое-то решение. Например крупный немецкий философ К. Ясперс считает, что " ..было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее достижения". Но практические потребности по его мнению не могут длительное время поддерживать научно-технический прогресс. Наука развивается самостоятельно, в результате внутреннего стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любознательности Он пишет: " В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель, как право изначальности стремления к знанию". Но с такой точки зрения развитие науки замыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.

Часто помимо науки обращаются непосредственно к изобретательству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество, изобретательство необходимы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники.

Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Противоположную точку зрения занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.

Любое общественное явление развивается при участии человека и благодаря его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подразумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными структурными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности, в процессе создания и усовершенствования техники.

Таким образом, основные причины и противоречи, связанные с развитием техники необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он

включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно так же то, что в отличие от использования техники, которое

может происходить в любой области, непосредственное ее создание и усовершенствование осуществляется только в материальном производстве. В результате образуется очень сложное переплетение и сцепление причин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказывается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

Одним из возможных путей преодоления трудностей, связанных с изучением причин и противоречий развития техники является выделение движущих сил и источников технического развития, а так же выяснение соотношения между ними.

Под движущими силами развития техники понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непосредственной области ее создания, изготовления. Их общим позитивным признаком является то, они вызывают необходимость развития техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или, напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существующей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого процесса.

Область действия движущих сил развития техники распространяется на все сферы общественной жизни начиная от материального производства и заканчивая явлениями надстроечного порядка. Как пишет С. В. Шухардин "Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных благах, которая проявляется в противоречии между постоянно растущими материальными и культурными потребностями людей и техническими возможностями удовлетворения этих потребностей.

Сами личные и общественные потребности в своем росте и развитии прежде всего зависят от состояния производства и формируются им. Но они обладают определенной самостоятельностью, могут опережать достигнутый уровень развития производства, заставлять его развиваться дальше по линии создания новых материальных благ и средств удовлетворения растущих культурных потребностей или по линии более полного обеспечения уже существующими материальными и культурными благами.

Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных сферах общественной жизни и формирующих при участии и регулировании со стороны экономических отношений определенные заказы на развитие производства и техники. Во - первых это потребности в таких благах, которые используются, потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. Например, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потребностей стимулирует соответствующее развитие определенных

отраслей производства и используемой в ней технике. Во - вторых, это потребности, связанные с необходимостью использования соответствующих

средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности. Их рост и удовлетворение вызывают к жизни противоречия между целью процесс труда и отсутствием технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно полной возможностью ее осуществления с помощью имеющихся технических средств. В первом случае возникает необходимость в создании новой техники, а во втором - в совершенствовании существующей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в развитии существующих отраслей техники только в материальном производстве.

Здесь мы и подходим к той грани, которая разделяет области действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, исключая из области действия движущих сил развития техники материальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, которая постоянно расширяется. Поэтому невозможно и нецелесообразно, чтобы каждая отрасль для себя создавала необходимую технику. Потребности в этом реализуются в той отрасли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относительна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химического машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает определенные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д.. Здесь постоянно меняется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники.

Процесс развития техники непосредственно осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно создается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противоречий через человеческую деятельность. Это - научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование, профессиональные навыки, и т. д.. Разумеется, выделение этих факторов несколько условно, так как они принадлежат самому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акцентировать на них внимание. Наконец, к источникам развития техники относятся средства труда, технология и организация производственного процесса, его специализация и кооперирование.

Отмечая различия между движущими силами и источниками развития техники и вытекающие отсюда тенденции нельзя обойти молчанием и некоторые вопросы, характеризующие их связь, единство, взаимообусловленность. Создание и распространение новой или более совершенной техники является выполнением социальных потребностей, предметной реализацией действия движущих сил технического развития. Но прогресс техники имеет социально-экономические последствия, в том числе вызывает к жизни новые потребности, способствует их росту, то есть действует по отношению к ним как своеобразная движущая сила, то есть

само развитие техники потенциально содержит в себе необходимость дальнейшего движения.

Причина развития техники - центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники - сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше - развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе, техника, конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Влияние этих основополагающих законов на технику показано в работах известного советского ученого С. В. Шухардина.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в форме борьбы нового со старым, и не только в борьбе прогрессивных научно - технических идей с идеями консервативными, но и в форме возникновения и развития нового, его сосуществования со старым, и постепенного вытеснения последнего. Закон отрицания отрицания выступает в форме якобы возврата к старым техническим идеям и использования их на новой технической основе. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно находит выражение в эволюционном и революционном развитии факторов, влияющих на производительную силу труда.

Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности.

Первым признаком технического прогресса является переход количественных изменений в качественные. Рассмотрим его подробнее. Новый станок, автомобиль, телевизор никогда не являются новыми целиком. Совершенствование марки машины почти всегда ограничивается и определяется введением в предшествующую конструкции примерно 10-15% новизны, то есть принципиально новых, или улучшенных частей. Эти новые части вызывают необходимость, или хотя бы наталкивают на мысль о целесообразности замены других частей конструкции, и так, постепенно, от модели к модели изменяется конструкция машины. Закономерное отмирание старого и возникновение нового, более совершенного и прогрессивного, характерно для развития всего существующего. В этом - суть прогресса и общества в целом и любой области общественной жизни, производства, науки и техники.

Однако, такое постепенное изменение означает эволюционное развитие, которое соответствует лишь количественному росту технических

показателей (параметров). Различные нововведения в конструкции увеличивают КПД, скорость надежность, упрощают управление, но каждый из

таких параметров получает не качественные, а только количественные изменения, ибо и до этого те же самые качества были характерны для этих конструкций, переход количества в качество в таком изменении не имеет места.

Новое качество предполагает возникновение принципиально новой объективной реальности. Применительно к технике в целом это означает появление искусственно созданных орудий труда (технических средств), впервые способных выполнять совершенно новые задачи. Переход количества в качество, возникновение техники нового качества всегда является революционным процессом, представляет собой революцию в технике. Такими революциями были появление железных орудий, водяных и ветряных двигателей, автоматических линий.

Новое качество технические средства приобретают тогда, когда непрерывное увеличение технических параметров (количества) доходит до предела. И тогда возникает необходимость принципиально нового решения технической задачи. Или, скажем иначе. Новая техника появится только тогда, когда практика поставит задачи, которые не могут быть решены с помощью старых технических средств. Но элементы новой техники всегда зарождаются в недрах старой.

Технические средства, отражающие уже новое качество техники определяют основные направления научно-технического прогресса (современной научно-технической революции), революционизируют способ производства, подготавливают необходимые технические предпосылки для перехода от машинного к комплексно-атоматизированному производству. Такими техническими средствами являются: вычислительная техника, электронные приборы, лазеры, станки с программным управлением и т. д.

Здесь мы подходим к еще одному характерному признаку технического прогресса. Речь идет о внедрении/ новой техники, технических усовершенствований. Эффект от нового в технике достигается только тогда, когда оно, возникнув, получает поддержку и широкое распространение.

И, наконец, еще один момент, характеризующий технический прогресс - его всесторонность. Развитие техники идет далеко не равномерно. Жизнь заставляет обращать особое внимание из-за тех или иных потребностей на одни отрасли, и меньше - на другие. Технический прогресс должен быть действительно всесторонним, охватывая все отрасли производства. Чем большая согласованность и гармония будут достигнуты, тем меньше будет узких мест и диспропорций, тем быстрее будет протекать технический прогресс и больший эффект получит общество.

Таким образом, основные законы диалектики применимы к технике. Основные закономерности, например, "переход от низшего уровня к высшему", "преемственность в развитии", "неравномерность в развитии отдельных отраслей" так же распространяются на технику. Но на выделении только всеобщего останавливаться нельзя. Задача состоит в том, чтобы пойти дальше, изучить те закономерности, которые свойственны не всем общественным явлениям, а самой технике, ее развитию.

Иногда говорят, что техника развивается по законам природы. В доказательство приводится тот факт, что любая машина и орудие основаны

на законах и явлениях природы, которые нельзя игнорировать, создавая технику. Действительно, эти законы нельзя отбросить. Чем лучше мы их

знаем, тем успешнее создаем технику, полнее используем в ней силы и явления природы. Но сама природа никогда не создавала и не создает технику, " ..техника создается людьми, обществом, а раз так, то бессмысленно пытаться законами природы объяснить технический прогресс ", - пишет Ю. С. Мелещенко.

Техника - общественное явление, поэтому, ее развитие подчинено общественным законам. Но и это еще не все. Техника развивается не по экономическим, политическим или иным законам, свойственным определенным сторонам общественной жизни, а по законам, которые выражают ее взаимодействие с этими сторонами, устойчивые связи и отношения с ними. Говоря о естествознании и технике, необходимо отметить, что они "имеют свои специфические закономерности, в которых выражаются относительно постоянные отношения и связи их с другими общественными явлениями " . Следовательно, стремясь обнаружить закономерности техники и технического прогресса, необходимо в первую очередь изучать их взаимодействие с другими сторонами и явлениями общественной жизни. Это одна группа закономерностей.

С ней связана и от нее зависит группа закономерностей, характеризующая непосредственное взаимодействие людей и техники в системах "человек и орудие", "человек и машина", "человек и автомат", кроме того, сюда относятся закономерные связи, имеющиеся между людьми и техникой в процессе технического творчества, а так же закономерности взаимодействия людей и технической среды.

Наконец, еще одна группа закономерностей, зависящая от первой и второй, выражает те устойчивые связи и отношения, которые внутренне присущи самой технике, как особому общественному явлению. Рассмотрим эту группу закономерностей более подробно.

Сложные орудия, машины, технические устройства состоят из отдельных элементов, которые представляют собой не какую - то часть дробного целого, а образуют это целое. Машины и устройства - не хаотическое сложение узлов и деталей, отдельных элементов, они имеют определенную внутреннюю организацию, структуру, благодаря которой элементы определенным образом связаны друг с другом. Таким образом, обычно каждое техническое устройство, будучи сложным образованием, состоит из ряда элементов имеет внутреннюю структуру. Под структурой понимается способ связи элементов, их система отношений между собой. Причем структура является законом который придает совокупности отдельных элементов целостный характер, организует их в целостную систему.

Поэтому, есть основания считать, что существует ряд закономерностей элементов внутренней организации, структуры технических устройств и технических систем. Наглядным примером учета, сознательного использования таких закономерностей является стандартизация и нормализация.

Одним из объективных законов, которые находят свое отражение в стандартах, является взаимозаменяемость деталей, узлов, механизмов, машин.

Суть закона проста: любая деталь, узел, агрегат, машина всегда могут быть заменены другими такими же изделиями независимо от того, где, кем и когда они изготовлены. Этот закон является сравнительно общим, он складывается на базе целого ряда частных законов, выражающих

существенные, устойчивые и повторяющиеся многократно признаки элементов и структуры конкретных видов технических устройств, особенно тех, которые находятся в массовом производстве. В стандартах такие законы находят свое постоянное отражение.

Повторяемость, сохранение признаков и свойств могут иметь различную степень общности, охватывая не только узлы и детали строго определенного технического устройства, но и ряда устройств. Так, многие детали, предназначенные для соединения, установки, передачи движения, как показывает практика, мало зависят от назначения машины. Поэтому, например шарикоподшипники, кольца, винты, гайки, болты, шестерни могут с успехом применяться без всяких изменений в самых разных машинах. У них одинаковое непосредственное назначение, они должны отвечать одинаковым требованиям. То же самое относится к ряду узлов и механизмов. На этой основе строится нормализация деталей, имеющая большое прогрессивное значение в машиностроении, в технике. Нормализация учитывает закономерности устойчивости и повторяемости признаков, но уже применительно к деталям и узлам для многих технических устройств.

Структурные закономерности технических устройств обнаруживаются в любой машине, а так же в системе машин. Сейчас широко используются многоинструментальные станки, состоящие из тысяч деталей, приводящие в движение сотни инструментов. Станки обычно связаны между собой, образуют линию, состоящую иногда из десятков станков, сочетание которых отнюдь не произвольно, а подчиняется определенному закону, вытекающему из природы и назначения технологического процесса.

В сложных системах возможны и неизбежны поломки и неисправности, выход из строя отдельных машин, узлов, деталей, из-за чего прекращается работа всей системы. Специалисты в области математики подсчитали, что вероятность выхода из строя механизма, машины, линии пропорциональна произведению вероятностей выхода из строя каждой входящей в их состав детали. Ясно, что если число деталей велико, то вероятность выхода из строя машины или системы машин весьма велика. Чрезмерно громоздкие линии вообще могут не работать, хотя входящие в нее отдельные машины, узлы и детали сами по себе довольно надежны. Отсюда огромная важность исследования законов связей и взаимодействия, организации сложных технических систем и на этой основе рациональное их конструирование.

В заключении главы хотелось бы отметить, что никакая техника не возможна без участия человека, о технике без человека не может идти и речи. Поэтому чрезвычайно важно проследить механизмы взаимодействия техники и человека.


Похожая информация.


Почти миллион лет, вероятнее, даже два миллиона лет со­вершенствуются орудия труда. В начальный период развития техники орудием труда был грубо обработанный камень, потом ручное рубило; позже появились огонь, лук; люди стали обра­батывать почву; появилось колесо, железо, паровая машина, электричество, космический корабль. Что нужно включить в этот перечень, сколько открытий и изобретений на счету у чело­века творческой мысли? Посмотри, читатель, вокруг себя, на мир, который окружает тебя, и ты поймешь, что человек многое изменил с помощью орудий труда, сумел покорить природу и заставить ее служить на пользу человечества.

В быстром темпе нашей жизни, порой, нет времени на ми­нутку остановиться и задуматься над тем, что любую мелочь или усовершенствование, облегчающие нашу повседневную жизнь, должен был кто-то создать, изобрести, приспособить для всеобщего пользования. Имена создателей художественных или музыкальных произведений широко известны общественности, изобретателей же в области техники знают немногие, зачастую фамилии творцов технических усовершенствований остаются не­известны. Мы настолько привыкли пользоваться результатами их труда, требующего больших усилий, порой самопожертвова­ния, что воспринимаем технический прогресс как само собой разумеющееся, не интересуясь историей создания отдельных изобретений, без которых, кстати, мы уже не представляем свое существование.

И все же мы не поймем мир, окружающий нас, - мир ма­шин, двигателей, приборов, автомобилей, самолетов, если не заставим себя оглянуться на прошлое и задуматься о происхож­дении тех предметов и вещей, которые нам служат.

Именно поэтому в пражском издательстве «Млада фронта» возникла идея подготовить краткий справочник энциклопедиче­ского характера, помогающий широким слоям читателей быстро и легко ориентироваться в вопросах технических изобретений и открытий (история изобретений, выдающиеся открытия, авто­ры изобретений). Необходимость такой книги, содержащей ос­новные даты истории развития техники, неоспорима. Ведь еще совсем недавно в программах обучения в рамках школьного об­разования истории машин отводилось незначительное место.

Однако в процессе обсуждения плана издания обзора миро­вых изобретений и выдающихся технических открытий (в хроно­логическом и систематизированном виде), в частности с сотруд­никами Национального музея техники в Праге, возникли опре­деленные трудности: история техники в настоящее время не только научно, но и фактографически еще не изучена так, как, например, отдельные области общественных наук. История тех­ники представляет собой историю развития дисциплин и отрас­лей, часто не только не смежных, но диаметрально противопо­ложных, исследование которых под силу специалистам узкого профиля. Встречаются также спорные моменты, когда изобрете­ния, иногда и выдающиеся открытия, приписываются разным людям, а в научных книгах нередко указываются различные даты появления изобретения, причем расхождения бывают в тысячелетия: одни и те же события датируются периодом до н. э. или нашего летосчисления. Некоторые открытия и вовсе нельзя точно датировать. Период от момента появления идеи изобретения до появления самого изобретения зачастую продол­жительный, поэтому не легко определить, каким годом, отрез­ком времени датировать изобретение. Процесс создания изобре­тения похож на эстафетный забег - только один добегает до финиша, хотя все остальные участники команды прикладывают максимум усилий для победы. Кому же следует отдать предпоч­тение, какой фактор является решающим при изобретательстве?

Совсем недавно многие технические изобретения оставались на бумаге, не внедрялись в практику, иногда оставались достоя­нием определенного географического района или страны; осталь­ные страны игнорировали эти открытия или изобретали заново, даже спустя десятилетия. До сих пор мы пользуемся орудиями, многие из которых изобретены еще в каменном веке. При ана­лизе развития техники в целом любое изобретение, независимо от того, где оно появилось, нельзя рассматривать вне связи с общи­ми тенденциями технического прогресса.

Перечисленные выше трудности были, однако, преодолены, что позволило начать работу над книгой. Основная проблема состояла в том, что именно для последнего периода современ­ности характерно бурное развитие техники; это предполагало, что авторы уделят большее внимание материалу о важнейших изобретениях последних десятилетий. Однако, как ни парадок­сально, история техники XX века наименее исследована, боль­шинство фундаментальных многотомных трудов по истории тех­ники охватывают период до 1900 года. Историки - специалис­ты в области техники - не решаются пока твердо и однозначно назвать изобретение или открытие, которое можно считать эпо­хальным, а также определить самого гениального изобретателя. Зачастую имена изобретателей в области техники неизвестны, но самое главное, увеличивается количество ученых-специалис­тов и объем отдельных научных дисциплин, существенным об­разом влияющих на технический прогресс. Поэтому обзор изоб­ретений за последние десятилетия невозможно осуществить без анализа технических дисциплин и областей науки.

Принимая во внимание, в первую очередь, намерение изда­тельства выпустить справочное пособие по истории мировых изобретений для широких кругов читателей, объективные труд­ности и субъективные моменты были преодолены. Данная книга не претендует на охват информации с исчерпывающей полнотой. Цель настоящей книги - представить различным категориям читателей основные сведения о выдающихся технических изобре­тениях и их создателях. В будущем предполагается выпустить работу по такой же тематике, но с более широким охватом ма­териала и исчерпывающей информацией. Настоящая книга не предназначается специалистам определенной области техники или технической дисциплины, поскольку такой специалист де­тально знает историю развития своей отрасли знания. Нередко научным работникам, как и остальному контингенту читатель­ской аудитории, нужно ориентироваться в хронологии развития техники в целом, а не только в одной области.

Объем книги был ограничен заранее: в справочник включа­лось примерно 2 тысячи фактов о знаменательных событиях в истории техники. Даже при максимальном стремлении к объек­тивности при отборе материала невозможно было избежать мо­мента субъективизма. Заранее выбрана и форма изложения материала. Каждое событие освещается в книге в сжатой форме, буквально несколькими строками, что позволяет вместить боль­ший объем информации.

В книге приведены самые основные сведения: указываются, по возможности, фамилия изобретателя, его национальность и даты жизни. Было решено, что в такой сжатой форме не будут приводиться технические характеристики изобретения, иначе объем книги возрастет.

Первоначальный замысел авторов книги о включении в нее материала об изобретениях и технических усовершенствованиях только периода до конца первой мировой войны пришлось изме­нить. По просьбе издательства, в справочнике отражены также события современности (дополнительно включено примерно 100 позиций). Но когда речь идет об изобретениях XX в., то, как мы уже напоминали, удается представить обзор лишь важнейших открытий и изобретений; состояние исследований данного пе­риода не позволяет выполнить задачу оптимально. Поэтому в последнем разделе книги читателю представлена информация по таким областям техники, которые вызывают наибольший инте­рес у всех слоев читателей. Это, однако, не означает, что в ос­тальных областях техники не наблюдается прогресса.

Издательство «Млада фронта» готовит еще одну книгу - хронологический обзор развития научных дисциплин. Поэтому в нашей книге отсутствует информация об открытиях в мире науки, хотя, безусловно, иногда целесообразно объединять изоб­ретения в области техники и научные открытия. Невозможно точно определить границы техники и науки, особенно для по­следних десятилетий. В связи с этим часть информации читатель найдет как в настоящей книге, так и в справочнике о развитии науки.

Авторы всегда стремились проверить приводимые в книге даты и информацию, в частности по специальным изданиям. Однако, как уже говорилось, в различных источниках содержа­лись неидентичные сведения. Имели место расхождения в датах, фамилиях изобретателей и т. п. Иногда нам не удалось собрать исчерпывающие сведения об изобретателях, поскольку в исполь­зуемой нами литературе эта информация отсутствовала; ее не удается найти и до сих пор.

Существенный недостаток большинства работ, написанных по истории техники авторами стран Западной Европы, - это иг­норирование фактов об изобретениях в Средней и Восточной Европе, а также странах других частей света. Поэтому созда­лось ложное мнение, что в других странах, помимо стран Запад­ной Европы, отсутствуют выдающиеся изобретатели. В настоя­щей книге мы стремились исправить эту ошибку, использовав сведения из работ советских авторов. Но из-за недостатка источ­ников данная книга не претендует на исчерпывающий охват материала по теме - в ней нет полного перечня изобретений всех стран, а также всех изобретателей, внесших значимый вклад в развитие техники в целом.

Некоторые открытия и изобретения невозможно точно дати­ровать, так что в справочнике помещены сведения, датируемые отрезком времени в пределах тысячелетия, столетия, полувека и т. п. Подобную информацию читатель найдет в начале соответ­ствующего периода (например, сведения об изобретениях перио­да V в. до н. э. были включены до информации, датируемой 499-400 г. до н. э.; описания изобретений, появившихся в XVI в., будут помещены до сведений об открытиях 1500- 1599 гг.).

Немалую трудность представляет специальная терминоло­гия и единицы технических измерений. Нередко значение мно­гих терминов на протяжении определенного периода менялось (например, железо, сталь). Подобные термины приводятся в кни­ге соответственно с тем же значением, которое употреблялось в данную эпоху или данный период. То же относится и к едини­цам измерения, определению мощностей двигателей (мощность двигателя приводится в исходных единицах - в л. с., а в скоб­ках - пересчет на кВт).

В приложении книги даны два указателя: алфавитный указатель фамилий изобретателей, включенных в книгу, и пред­метный указатель. Список использованной литературы, приве­денный на стр. 271, не является исчерпывающим, в него вклю­чены лишь некоторые общие работы справочного характера, имеющиеся обычно в фондах научных библиотек.

Настоящую книгу-справочник можно использовать по-раз­ному. Авторы не предполагают, что книга будет прочитана сра­зу вся целиком. Читатель откроет ее, когда захочет отыскать ин­тересующие его факты, даты, события. Хронологическое распо­ложение материала позволяет читателю составить представле­ние не только об отдельных изобретениях, но и о развитии тех­ники в целом, о фактах, обусловивших технический прогресс. В справочнике легко ориентироваться, если читатель захочет соб­рать сведения о техническом прогрессе за определенный период, определенную историческую эпоху. При систематическом же расположении материала этого не удалось бы достичь.

Если читатель интересуется специальной проблемой - автомобиль, двигатель, каким-либо изобретением, не зная точной даты этого события, ему следует обратиться к предметному указателю, где рядом с любым термином-определением есть ссылка на соответствующую страницу книги. Если читатель-специалист проявляет интерес к определенной области техники, то предметный указатель, например, двигатель, может его быстро сориентировать, так как в ряде случаев в нем содержится детализация понятия (например, двигатель, дороги и т. д.). В именном указателе легко и быстро можно получить фактографиче­скую информацию об изобретениях и виднейших ученых-тех­никах.

Авторы благодарят сотрудников отделения истории естест­вознания и техники Института чехословацкой и всемирной исто­рии Чехословацкой АН JI. Нового и Я. Фолта за внесение попра­вок при чтении рукописи данной книги, хотя, к сожалению, не все замечания, по независящим от авторов причинам, удалось внести в текст, особенно в раздел, освещающий современный период, в частности, расширить этот раздел.

В ЧССР никогда не издавался справочник хронологического характера о мировых изобретениях; авторы не уверены, что по­добное издание появилось и за рубежом. Поэтому первая рабо­та, первая попытка не всегда бывает безукоризненной. Но книга оправдает свое назначение, если читатель потребует ее переиз­дания.

Разделы до 1900 г. подготовлены Ф. Илеком и Я. Илковой, раздел периода 1900-1975 гг. - Й. Кубой.

Человеку свойственно стремиться к улучшению своей жизни, приспосабливать мир под свои нужды, и техника ему в этом добрый друг, соратник, помощник и, в некотором роде, даже господин. Техника всегда привлекала внимание философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия.

Техника (от греческого techne – искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом смысле под техникой понимаются орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), используемые для преобразования окружающей среды. Во втором смысле понятие «техника» обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия техники, преимущественно, оперирует первым смыслом. Техника – совокупность артефактов, т.е. сделанных искусственно. Понятие «философия техники» появилось в конце 19 века. Самостоятельное направление философии техники развивается в 60-70-е годы 20 века. В этот период техника стала самостоятельной силой, и уже не рассматривалась как составная часть науки.

В настоящее время возникают следующие проблемы, требующие изучения:

1) глобальный характер технологического развития;

2) проблема количественного роста развития;

3) проблема военных катастроф;

4) проблема гуманизации технического роста.

Интерес к исследованию техники, как к философской проблеме, отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее - с бэконианской и картезианской традициями. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.



Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т. д. Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающий его мир. Все более возрастающая роль техники в обществе привела к выделению в философии относительно самостоятельной области знания – философии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 году немецким мыслителем Э.Каппом в работе «Основания философии техники», статус особой философской дисциплины философия техники приобрела в 60-70 годы ХХ века. Философия техники тесно связана с философией науки, с одной стороны, и философской антропологией, с другой.

Этапы развития техники

История техники – это объективная предпосылка человеческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении её история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир – это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире, а в «техносфере».

Привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, высказываемые американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технических эпохи. Первая - «палеотехническая» - имеет в своей основе технологию «воды и дерева». Вторая - «эотехническая» - опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья - «неотехничекая» - (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов». Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств.

Интересную схему этапов технического развития предложил отечественный исследователь Г. Ф. Сунягин. По предложенной им исторической типологии этапы изменения техники заданы определенным типом труда. Древнейшая техника с её «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструктивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно качественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выразительную роль в воссоздании «технизированного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего европейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органического времени. Они дали возможность человеку «сгустить» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, позволили осознать его необходимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка – «бедствием». «Не хватает времени» - эта жалоба слышна повсюду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространства. Произошла его «десакрализация», снятие с него покрывала «священности». Возникли предпосылки для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково-обозначенную реальность. Приведенная типология интересна в том отношении, что она показывает технические новшества как факты, способствующие масштабным изменениям в человеческой ментальности и всей системе общественных отношений от экономик до высших идеологий.

Один их крупнейших физиков ХХ века Макс Борн прибегнул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что один их решающих фактов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. Вся история человечества распадается на два великих периода:

1) от Адама до наших дней;

2) с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена.

Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления солнечной энергии и также использование чисто земных источников энергии.

Отметим, что все теории периодизации развития техники дополняют друг друга и достойны права на существование.

Этапы развития техники:

· техника – как орудие труда. Орудия труда дополнили функции человеческого организма. В этот период техника не противостоит человеку, но любое новшество воспринимается с радостью.

· техника – это машина. Человек существует как придаток машины. (Включить станок и т.д.) Технизация приводит к конфликту между человеком и машиной.

· техника – как технология.

· технология - совокупность операций, по целенаправленному использованию техники. Человек освобождается от основного производства и является руководителем. Конфликт между человеком и машиной на данном этапе ликвидирован.

Поделиться