Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»
План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание
Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество
Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах
Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!
Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Цель:
формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая:
закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная:
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор
- программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
- у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
- алгоритм самостоятельной работы за компьютером
План урока:
Орг.момент
- Фронтальный опрос
- Объяснение нового материала
- Работа с программой Мир информатики
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока.
Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
- Орг.момент.
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Что такое множество?
- Что мы знаем о множестве?
Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
работает весь класс
(Ответы учеников:
- о множествах
-это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
- Назовите элементы множества всех жителей избушки.
- Назовите в этом стихотворении 2 множества.
- Как называются такие множества?
6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ответы:
- старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
- множество ленивых и трудолюбивых жителей
- не пересекающиеся или параллельные
- Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
- Какое множество обозначает большой круг?
- А маленький?
- Почему?
- Назовите два множества жителей избушки, которые
можно обозначить такими кругами
- Дайте название множеству на пересечении крутое.
- Множествам слева и справа от области пересечения.
- Сделайте вывод на основе сказанного.
(Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
- множество жителей избушки
- множество людей
- в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
- множество ленивых и летающих жителей
- летающих лентяев
- не летающих лентяев и не ленивых летунов
- Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
Проблемное задание:
- Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летающий
- Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
Ответы:
- кошка, мышка, мальчик
- мушка
- кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
- определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
- закреплять знания о множествах
Работа в группах
Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
- Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
Консультант. Приступайте.
2 группа работает с учителем.
- Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
- Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
- истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
Задание 8 (рабочая тетрадь)
- Прочитайте задание.
- Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
- Что на рисунке обозначает круг?
- Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
- С чего начнём выполнение задания?
Какое множество находится здесь?
(Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
- знания о буквах и звуках
- множество слов из 4 букв
- трапеция
- с пересечения фигур
- «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
- Какое слово впишем в пересечение?
- В круге, за пределами трапеции?
Какое это множество?
- В трапеции, за пределами круга?
- В квадрате, за пределами круга и трапеции?
- Где находится «множество слов не из 4 букв»?
- Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
- Сделайте вывод
- Давайте заполним таблицу высказываний.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
- вода
- соль
- «слов из 4 букв»
- огонь и уголь
- дрова и костёр
- весь квадрат за пределами круга
- весь круг и вся трапеция
- если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- Сделаем выводы.
(Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
- Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
4. Смена групп. Физкультминутка.
Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
- Сделайте вывод
(Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
- если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
- если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
- Давайте заполним таблицу высказываний
- Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
- Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
- Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
- Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
- Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
Обсуждают задание
- высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
- Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
- А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
- не летает
- ленивый и летает
- ленивый или летает
- не ленивый и летает
- не ленивый и не летает
- ленивый или не летающий
Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
старушка, кошка, мышка, мальчишка
мушка
старушка
- Это пустое множество
кошка, мышка, мушка, мальчишка
6. Подведение итогов:
- Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
- определяли принадлежность элементов множеству
- определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
7 .Домашнее задание
- Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
8. Рефлексия.
- Чем особенно понравилось заниматься?
- Кто доволен своей работой?
- За что себя можете похвалить?
- Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
- Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»
Информатика в играх и задачах, Горячев А.В., 4 класс
Истинность высказываний со словами «Не», «И», «Или»
Учитель информатики
МБОУ СОШ № 1 им. М.П.Кочнева: Фадеева Н.С.
Проверка домашнего задания
Растений
Лесных растений
Цветов
Лесных цветов
Трёхзначных чисел
Гласных звуков
Хищных зверей
- Что такое высказывание?
- Каким может быть высказывание?
- слово «НЕ» , то его элементы находятся за пределами фигуры.
- Если в названии множества есть слово «И» , то его элементы находятся на пересечении фигур .
- Если в названии множества есть слово «ИЛИ» , то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах .
Дрова, костёр, огонь, уголь.
Дрова, костёр, соль.
В слове 4 буквы И 4 звука
Соль, вода, огонь, уголь.
Дрова, костёр.
В слове 4 буквы И НЕ 4 звука
- Высказывание со слово «НЕ» истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно , и наоборот.
- Высказывание со словом «И» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинные обе «половинки».
- Высказывание со словом «ИЛИ» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половина».
Цели урока:
- осознать понятие “высказывание”;
- развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
- развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
- развивать информационную культуру.
Тип урока: формирование новых ЗУН.
Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)
Этапы урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Актуализация знаний учащихся (5 мин).
- Постановка учебной задачи (5 мин).
- Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
- Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
- Рефлексия (5 мин).
- Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
- Самостоятельная работа учащихся (10 мин).
Методы и приемы работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический).
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс разделен на три группы.
– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).
– Мы продолжим работать на уроке с множествами.
2. Актуализация знаний
Кто больше?
На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)
Жадные числа
В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1) .
Рисунок 1
– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).
– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2) .
Рисунок 2
– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).
– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).
Найди объединение
На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Рисунок 8 |
– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9) .
Рисунок 9
– Все ли вам понятно?
3. Постановка учебной задачи
– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).
– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).
– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).
– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).
– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Работа с подсказками на стр. 6.
– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).
– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).
– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).
– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10) .
Рисунок 10
– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).
5. Первичное закрепление во внешней речи
№ 8, стр. 6
– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).
– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).
– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).
Распределение слов в схеме.
– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).
– Заштрихуйте и т.д.
– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;
если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;
если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.
– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).
Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.
Проверка.
– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;
высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;
высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.
6. Рефлексия
– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие трудности вы испытали на уроке?
– Над чем нам еще нужно поработать?
7. Домашнее задание и его инструктаж
№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.
8. Самостоятельная работа учащихся