Я многогранный человек. Многогранность человеческой психики. Крылатые выражения о многогранности

В исследованиях по психологии личности причудливо переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля, образ «Я» и т. д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности. Указанное допущение, за которым стоит тот или иной образ человека в данной культуре, нередко толкает исследователей на путь отстаивания своей сферы фактов как центральной характеристики личности, а дискуссии о примате данного феномена личности начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться. На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного центрального пласта феноменов личности приходят порой попытки построения предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скрепленных статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.

Попытки собрать личность человека из осколков ее проявлений или построить общую теорию личности из суммы частных теорий не отличаются новизной. Еще в XVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» не спеша собирал «статую» человека, последовательно наделяя ее обонянием, вкусом, осязанием, потребностями, ловкостью, желаниями, воспоминаниями, идеями, самосознанием. У статуи пробудились страсти, а удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей. И статуя Кондильяка жила, по словам автора, жизнью изолированного человека, пользующегося всеми своими чувствами.

Окажись исследователь по психологии личности на месте Э. Кондильяка, он с самого начала испытал бы большие трудности в отборе строительного материала, из которого предстояло бы воссоздать статую личности. Любой ли человек представляет собой личность? Можно ли назвать личностью появившегося на свет ребенка? В любую ли историческую эпоху существовала личность? Исчезает ли личность со смертью человека? С чего начинается личность? С помощью какого материала при строительстве статуи личности удается провести границу между человеком и животным? И главное, какими фактами воспользоваться для построения статуи личности?


Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта. Вряд ли тем не менее строитель статуи личности начнет свою работу с использования этого материала, так как, казалось бы, никто не будет пытаться даже из самых точных внешних характеристик человека вывести черты его личности. Однако не стоит торопиться с выводами. В повседневной жизни накоплено немало наблюдений о связи физической внешности человека с особенностями его характера: люди маленького роста имеют тенденцию ходить большими шагами; полные люди чаще худощавых являются счастливыми обладателями покладистого характера; цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает роковое влияние на весь жизненный путь человека. В античные времена с опорой на факты, говорящие о связи внешнего облика с характером человека, возникло целое учение - физиогномика. Его представители по внешнему облику человека распознавали характер, благородные и дурные наклонности личности. Физиогномика не ушла в прошлое, а в некоторых формах и сегодня используется при создании различных типологий характера. Отбрасывая ассоциирующиеся с физиогномикой представления о фатальной предопределенности характера внешним обликом человека, не следует впадать в крайность и изображать всю предшествующую практику распознавания личности по внешнему облику как историю бесполезных ошибок. Факты остаются фактами: при первом взгляде на одного человека иногда хочется с ним заговорить, а при встрече с другим - перейти на противоположную сторону улицы; мужчины атлетического сложения чаше воспринимаются как уверенные в себе, а худощавые - как честолюбивые и подозрительные и т. д. Так как же обойтись с этими фактами: отнести внешний облик человека к проявлениям его личности или нет? Поставленный в такой форме вопрос не имеет ответа.

С большей вероятностью, по-видимому, материалом для строительства статуи личности может послужить прошлый опыт человека - его знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные проявления памяти. Человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, теряет свое «имя», лишается в известном смысле своего «Я». Мастер описания внутреннего мира личности М. Пруст красноречиво повествует о могуществе воспоминания, возвращающего человеку его «Я»: «Когда я просыпался среди ночи, то, не соображая, где я, я не сознавал также в первое мгновение, кто я такой; меня не покидало лишь первобытно-простое ощущение того, что я существую, - подобное ощущение может биться и в груди у животного; я был беднее пещерного человека; но тогда воспоминание - еще не воспоминание места, где я находился, но нескольких мест, где я живал и где мог бы находиться, - приходило ко мне словно помощь свыше, чтобы извлечь меня из небытия, из которого я не мог выбраться собственными усилиями; в одну секунду я пробегал века культуры, и смутные представления керосиновых ламп, затем рубашек с отложенными воротничками мало-помалу восстанавливали черты моего «Я». Образ «Я» возвращается к просыпающемуся человеку через воспоминание истории культуры, его дома, вещей, плана комнаты, одежды. Значит ли это, что вся предшествующая история культуры - память общества, мир принадлежащих человеку вещей, воспоминания детства и т. д. - все это выступает как проявления его личности? Если это так, то, наделив статую памятью и знаниями, строитель превратит ее в личность, а стерев память - лишит возможности стать личностью. Но и этот вывод поспешен. Человек может лишиться багажа своей памяти, очутиться в «беспамятном мире», пережить ощущение смерти «Я»... и при этом остаться личностью. Историю борьбы личности за возвращение мира описывает известный психолог А. Р. Лурия в своей небольшой книге «Потерянный и возвращенный мир». Герой этой книги, построенной на дневниковых записях, лейтенант Засецкий, у которого вследствие вызванного ранением массивного поражения левой теменно-затылочной области мозга возникли глубокие нарушения речи к памяти: «В результате ранения я все забыл, чему когда-то учился и что когда-то знал.., Я все забыл, и после ранения сызнова начал расти и развиваться до некоторого момента, а затем вдруг мое развитие приостановилось к так находится в недоразвитом положении и до сего времени. Главное же недоразумение было в моей памяти: я забыл все на свете, и теперь снова начинаю осознавать, запоминать, понимать уже той памятью, которой я пользовался еще в детстве...». После ранения у Засецкого нарушилось узнавание вещей, возникло ощущение потери правой половины тела, расстроилось понимание значений слов, распались трудовые навыки. Ему пришлось заново учиться чтению, вспоминать буквы. Засецкий, по его словам, начал жить в беспамятном мире: «Но вот удивительный результат ранения, - продолжает А. Р. Лурия. - оно полностью пощадило мир его переживаний, мир его творческого энтузиазма, оно оставило полностью сохранным его личность, личность человека, гражданина, борца!».

В своем воображении Засецкий представляет себя то знатным хирургом, то крупным инженером, то няней, ухаживающей за больными бойцами. Через воображение он создает взамен утраченного беспамятного мира прошлого новые будущие миры, в которых все вновь и вновь находит себя, делает себя личностью. Эти факты говорят о том, что проявления личности несводимы к ее прошлому опыту или знаниям. Вместе с тем воспоминание помогает человеку, утратившему ориентацию в мире, в поисках собственного «Я». Становится очевидным, что и вопрос о том, относятся ли проявления прошлого опыта к феноменам личности или нет, не может быть решен вне той или иной системы координат изучения личности.

Влечения, потребности, установки, стремления и желания человека - вот, казалось бы, самый проверенный материал для того, чтобы заставить статую личности двигаться и действовать. Нередко говорят, что каждый человек видит в мире то, что он хочет увидеть, принимает желаемое за действительное. Дон Кихот, стремящийся встретиться с великанами, принимает за великанов ветряные мельницы и нападает на них. Африканец, оказавшись во власти сформированных в его жизни установок, в день приезда в Лондон ошибочно думает, что все полицейские дружественно настроены по отношению к нему, так как принимает знак остановки транспорта - правую руку полицейского, поднятую ладонью вверх навстречу движущемуся транспорту, - за теплое приветствие. Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира, давая о себе знать, когда их влияние на действительность становится слишком заметным. Психологи одного направления, известного в психологии под названием «New Look» («Новый взгляд»), охарактеризовали потребности, установки и желания как «личностные факторы» познания и попытались через изучение влияния этих личностных факторов на познавательные процессы человека судить об его личности. Например, представители «New Look» провели следующий весьма иллюстративный эксперимент, убедительно демонстрирующий роль личностных факторов в процессе познания. Они попросили детей нарисовать изображение Санта Клауса (Деда Мороза) 5 декабря, 21 декабря, 31 декабря. Оказалось, что чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Санта Клаус, тем больше набухал мешок с подарками у него за плечами. После встречи с Санта Клаусом его изображение на карточке резко уменьшилось (рис. 1). Путь, предложенный представителями «New Look» для строительства личности, заманчив. Потребности и установки человека - факторы, детерминирующие избирательность восприятия мира, направленность поведения человека. Но и этот путь, реально показывающий теснейшую связь мотивационно-потребностной сферы человека с познавательными процессами, не приводит к ответу на вопрос, что такое личность. Потребность в безопасности, потребность в комфорте, потребность в любви, потребность в познании, потребность в самовыражении. Список потребностей и влечений разнообразен. Исследователи, перечисляя одну за другой потребности личности, узнают лишь сами эти потребности, а представление о личности превращается в по-разному сконструированную конфигурацию нужд человека, его стремлений и желаний.

«Каждый человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет», - метко заметил в свое время Марк Аврелий. Ценности, ради которых живет человек, цели, к которым он стремится, действительно, входят в пространство феноменов психологии личности. Однако и они сами по себе не являются той силой, которая заставит ожить статую личности. Почему греческий философ Сократ предпочел остаться в темнице и выпить чашу с ядом, а не воспользовался возможностью бежать и покинуть Афины? Сократ остался в темнице, потому что в противном случае вся предшествующая жизнь для него бы обесценилась, утратила смысл. Но если бы Сократ совершил побег, то разве за этим поступком не стояла бы пусть иная, но придающая смысл его существованию ценность? Ценность определяет выбор поступка личности, но что определяет выбор ценности? Анализ самих по себе феноменов ценности, их влияние на жизнь личности оставляют и этот вопрос без ответа.

Рис 1. Влияние желаемого события на изображение детьми

Санта Клауса по мере приближения Рождества

(по данным С. Соллея и Дж. Хайга , 1957)

«Каков человек, таковы его речи», - гласит старое латинское изречение. Оно может служить преддверием к стремительно развивающемуся циклу исследований проявлений национальных обычаев и традиций в языке различных народов, связи языка с индивидуальным сознанием личности и продуктами творчества. Язык во многом определяет видение мира. Связь языка с личностью столь органична, что в лингвистике вводятся и развиваются представления о «языковой личности» (В. В. Виноградов, Ю. Н. Караулов). Быть может, достаточно наделить статую языком, и она, действительно, не только заговорит, ко и расскажет, что же такое личность. Ведь не случайно в языке многие исследователи пытались увидеть самое существенное отличие человека от животных. Однако, сколь бы ни преклонялись исследователи перед той ролью, которую выполняет язык в жизни человека, они, застывая порой перед листом белой бумаги, знают, как трудно воплотить мысли с словах. «Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов... Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, то мотивацию мысли мы должны были бы... уподобить ветру, приводящему в движение облака». Без языка любое описание сознания личности было бы обедненным, но не язык рождает сознание, не в языке лежит ключ к пониманию причин действий и поступков личности, к пониманию ее жизни.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

И латинское изречение, содержащее совет по языку судить о человеке, и строки Ф. И. Тютчева о том, что «мысль изреченная есть ложь», как бы вступают в спор друг с другом, показывая всю неоднозначность решения вопроса о месте языка в жизни личности.

Не исключено, что первичным материалом для строительства статуи личности могут стать слова, описывающие проявления поведения личности, черты ее характера. Когда о человеке спрашивают «Какой он?», то в ответ слышат «добросердечный, открытый, эмоциональный, злобный, холодный, беспечный, эгоистичный, вспыльчивый, общительный, дружелюбный, покладистый» и т. д. Эти слова обозначают самые различные черты личности , зафиксированные в языке. Иногда эти слова обозначают термином «дескрипторы» (описатели). Список обозначений черт личности в языке огромен. В одном английском языке насчитывают около 17000 слов, характеризующих проявления личности. Со словесного портрета часто начинают первое знакомство с человеком. Так, в клинических характеристиках аномального поведения личности, являющихся исторически одним из самых ранних свидетельств зарождения интереса к проблеме личности в конкретной науке, присутствует обширная феноменология описания расстройств личности. Однако эти описания преимущественно фиксируют поверхностные проявления личности, нередко полностью совпадающие с чисто житейскими наблюдениями, Л. С. Выготский приводит случай подмены житейским описанием более глубоких причин поведения личности, с которым он столкнулся в практике консультирования трудновоспитуемого ребенка. Мать, приведшая своего восьмилетнего сына на консультацию к психиатру, рассказала, что ее ребенок испытывает приступы вспыльчивости, аффекта, гнева, злобы, опасен для окружающих, в этом состоянии он может запустить камнем в другого ребенка, даже наброситься на него с ножом, «Расспросив мать, мы отпустили ее, - пишет Л. С. Выготский, - посовещались между собой и снова позвали ее для того, чтобы сообщить ей результаты нашего обсуждения, «Ваш ребенок, - сказал психиатр, - эпилептоид». Мать насторожилась и стала внимательно слушать. «Это что же значит?» - спросила она. «Это значит, - разъяснил ей психиатр, - что мальчик злобный, раздражительный, вспыльчивый, когда рассердится, сам себя не помнит, может быть опасен для окружающих, может запустить камнем в детей и т. д.». Разочарованная мать возразила: «Все это я сама вам только что рассказала». Психология личности, довольствующаяся описанием, всегда рискует вместо помощи человеку вернуть ему его же рассказ о себе самом. Безусловно, анализ черт личности, зафиксированных в языке, необходим при изучении проявлений личности. Однако даже при самой тонкой статистической обработке различных дескрипторов при диагностике личности не следует забывать, что источник этого набора черт - самоописание или внешнее наблюдение. Известный советский публицист Е. М. Богат, автор цикла книг о проблемах нравственности человека, писал, что после обработки текстов его книг на ЭВМ в этих текстах были выявлены наиболее часто употребляемые термины: сострадание (233 раза), удивление (145 раз), сопереживание (84 раза), восхищение (79 раз), волнение (25 раз), а также с высокой частотой используемые термины «чудо», «кощунство», «святыня». На основе данного набора терминов одним специалистом было сделано заключение о личности автора: «Вы верите в бога, хотя скрываете это». Публицист отнесся к этому диагнозу его личности как к грустному курьезу. Черты личности, зафиксированные в терминах языка, в текстах книг, дают какое-то представление о личности. Но можно ли, исходя из набора таких черт, построить портрет личности, прогнозировать ее действия и поступки. Любой ответ на подобный вопрос вновь будет лишен смысла, так как система координат изучения многообразных проявлений личности не очерчена.

Другой возможный материал для построения статуи личности - социальные роли человека. Роль студента, роль учителя, роль врача, роль инженера... Каждая из социальных ролей связана с определенной функцией, которую человек, принимая роль, начинает исполнять в жизни.

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Если поверить В. Шекспиру, то все люди - актеры в театре жизни, каждый из которых в своей судьбе играет разные роли. Тогда дело остается за малым: перечислить репертуар всех ролей, сыгранных в жизни человека, признать мир театром, и статуя личности построена. Но опыт обыденной жизни подсказывает, что и путь строительства статуи личности через перечисление самого полного репертуара ролей теряет в личности что-то существенное, несводимое к исполняемым ею ролям. Если спросить человека на улице «кто он», то он может ответить «студент», «колхозник», «артист», «пионер», «психолог», «спортсмен», «солдат» и т. п., т. е. назовет одну из выполняемых им социальных ролей. По названной социальной роли можно узнать, что стоящий перед нами юноша, например, «студент», но означает ли это, что мы знаем , кто этот юноша. Представление о «социальной роли» в обыденном сознании постоянно соседствует с образами «маски», фасада, за которыми скрывается подлинная натура человека. Ф. М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который в каждой личности пытается прорваться наружу. «Все-то дело человеческое, кажется, действительно, в том только состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что он - человек, а не штифтик», не безличная функция в технологии того или иного процесса жизни, Однако спор «человека из подполья» «с ролевым человеком», их непрекращающийся диалог в жизни каждой личности - весомое доказательство существования обеих этих ипостасей человеческого бытия. За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность. И вопрос о месте этой реальности в спектре феноменов личности вновь наталкивается на барьер незнания системы координат исследования личности в человекознании.

Реакции, действия, поступки, поведение, деятельность человека - еще одно из возможных оснований построения статуи личности. Очевидная истина заключается в том, что в жизни о человеке прежде всего судят по его делам, в том числе и по продуктам его творчества. «Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты» - неписаная формула оценки личности в повседневной жизни. Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудренные житейским опытом практики человеческого общения, писатели и художники, но и психологи самых различных течений. Тем не менее и на этом пути строителя статуи личности поджидают серьезные затруднения. Где кончается действие и начинается поступок, с помощью какой лакмусовой бумажки удается отличить приспособленчество от деяния? Внешне одно и то же движение может оказаться и действием, и поступком, и даже деянием. Например, банальное движение - «отвинчивание гайки» - может оказаться проступком, изменяющим судьбу человека, причем сам человек совершенно не будет осознавать последствий этого движения. В рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» герой был задержан за то, что отвинчивал гайку с железнодорожных рельс. Судебный следователь так описывает это событие обвиняемому:

«...сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам... Так ли это было?..

Знамо, было..

Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем < .. .>

Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая и дыра есть.

Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельс, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было...»

Итак, отвинчивание гайки - обычный трудовой навык , действие с целью изготовить грузило для рыбной ловли, противоправное деяние , влекущее за собой гибель людей и строго караемое законом.

Во всех случаях перед наблюдателем внешне представлен один и тот же поведенческий акт человека. И следователь, и «злоумышленник» одинаково описывают внешнюю ситуацию, в которой герой рассказа отвинчивает эту гайку. Однако «злоумышленник» искренне не понимает, за что его судят, а следователь видит перед собой преступника, который не вчера родился и должен отвечать перед законом за свои дела. Иногда в психологии личность определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я» - существеннейшие проявления личности. В чеховском рассказе отчетливо выступает как несводимость мира личности к самосознанию, так и трудность через самоотчет человека узнать, стоит ли за поведенческим актом действие или поступок. «Злоумышленник» не осознает последствий своего поведения, несмотря на все усилия следователя раскрыть ему смысл его действий. Факты проявления поведения - от реакций до деяний личности - вне общей системы представлений о человеке столь же неопределенны и многозначны, как и любые описанные ранее феномены.

И наконец, в обыденном сознании феномены личности прочно связываются со способностями, характером и неординарностью интеллекта, одаренностью и талантом. Именно оценивая самостоятельность, твердость решений человека, его творческий потенциал, о нем с уважением говорят: «Вот это личность!». Порой между «личностью» и «талантом» прямо ставится знак тождества. Если принять эти феномены за единственно подлинные и сокровенные проявления личности, то строителю статуи личности прежде всего надлежит наделить ее талантом и дать неограниченную свободу творчества. Но вот эпизод из драмы А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»:

С а л ь е р и Что ты мне принес?

Моцарт Нет - так; безделицу <...>

Сальери Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! - Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

А. С. Пушкин устами Сальери резко разводит «талант» человека и его «Я». Моцарт как «личность», по мнению Сальери, недостоин такого великого дара, каким является его «талант». Естественно, что без исследования феноменов творчества, таланта психология личности утратит важные особенности существования личности, а статуя личности не оживет. И тем не менее отождествление личности с творчеством, талантом уже при описании самой феноменологии повседневной жизни подвергается сомнению.

Таким образом, знакомство с различными проявлениями личности показывает, что на пути создания целостной картины представлений о личности из мозаики разных феноменов вырастают всевозможные трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированно существующему человеку, не может быть квалифицирован как явление, относящееся к области изучения психологии личности.

Во многом по этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию воли, психологию индивидуальных различий, которые часто исследуются и преподаются независимо друг от друга. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности. Так, влечения, потребности, мотивы и ценности наиболее детально анализируются в таких теоретических направлениях психологии, как психоанализ и гуманистическая психология; факты поведения преимущественно изучаются в разных вариантах бихевиоризма и деятельностного подхода в психологии; социальные роли - в социально-психологических подходах к изучению личности; в области исследования знаний и убеждений личности уверенно чувствует себя когнитивная психология. Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или же оно плод воображения самого исследователя. Л. С. Выготский отмечает, что «... психоанализ, бихевиоризм и субъективная психология оперируют не только разными понятиями, но и разными фактами. Так, несомненно, реальные общеизвестные факты, как эдипов комплекс психоаналитиков (неосознанное сексуальное влечение мальчика к матери и двойственное отношение к отцу. - А. А. ) просто не существуют для других психологов, для многих это самая дикая фантазия. Для В. Штерна... психоаналитические толкования, столь же обыденные в школе З. Фрейда и столь несомненные, как измерение температуры в госпитале, а значит, и факты, существование которых они утверждают, напоминают хиромантию и астрологию XVI в. Для Павлова утверждение, что собака вспомнила пищу при звонке, есть тоже не больше чем фантазия. Так же для интроспекциониста не существует факта мышечных движений в акте мышления, как то утверждает бихевиорист». То, что является бесспорным фактом и объектом многочисленных исследований для одних теорий личности, с порога отбрасывается представителями других подходов. Именно поэтому перечисленные явления и факты не только иллюстрируют многогранность проявлений феноменологии личности, но и заставляют обратиться к вопросу, как изучать личность в психологии. Вопрос же о том, как, каким путем изучать личность в психологии, - это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения разных уровней методологии науки к психологии личности. Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии науки как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями человекознания.

2 слайд

Моя личность - многогранная фигура,
В каждой грани свой характер и натура,
Каждой гранью в своих сферах мы живем:
Здесь работа, здесь досуг, а здесь мой дом.

Слайд 3

Профессия воспитателя – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях, раскрывая разные грани своей личности.

Слайд 4

Грань одна: я здесь смеюсь и улыбаюсь,
Всех люблю, и всех теплом я согреваю.

Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им - моим воспитанникам.

Слайд 5

Грань другая: здесь волнения, заботы и тревога,
Без которых не обходится работа педагога.

Воспитатель это и педагог, и психолог, и доктор… Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными...

Слайд 6

Третья грань моя: сплошная деловитость,
Все по полочкам разложено, разбито,
Для любой проблемы выход я найду,
И преграды я любые обойду.

Слайд 7

Грань четыре: философское мышленье,
Поиск цели в наших жизненных ученьях.

Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние души.. Выбранная профессия заставляет меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое.

Слайд 8

В пятой грани я на жизнь смотрю, как на цветущий сад.
Вся жизнь игра, еще театр и маскарад.

Воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник.

Слайд 9

Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать его осознано, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день!

Слайд 10

Я - разная, весёлая, смешная, могу грустить, шутить и песни петь,

Полиэдральный; разносторонний, многосторонний; универсальный, крупномногогранный, полиоэдрический, полиэдрический, телесный, всесторонний. Ant. односторонний, однообразный Словарь русских синонимов. многогранный см. разносторонний … Словарь синонимов

МНОГОГРАННЫЙ, ая, ое; нен, нна. 1. полн. Имеющий несколько граней. М. камень. 2. перен. Всесторонний, разносторонний. М. талант. | сущ. многогранность, и, жен. (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

многогранный - ая, ое; а/нен, а/нна 1) полн. ф. Имеющий несколько граней. Многогранный камень. Многогранный стержень. 2) перен. Охватывающий различные стороны чего л.; разносторонний. Многогранная личность. Садовский многогранный и глубокий талант, он не только … Популярный словарь русского языка

многогранный - ▲ состоящий из многоугольник многогранная поверхность поверхность, составленная из граней. триэдр. тригональный. тетрагональный. призматический. кубический. многогранный … Идеографический словарь русского языка

многогранный - ая, ое; гра/нен, гра/нна, гра/нно. см. тж. многогранно, многогранность 1) только полн. Имеющий несколько граней. Многогра/нный камень. М ая гайка … Словарь многих выражений

Прил. 1. Имеющий несколько граней. 2. перен. Обладающий различными способностями, качествами (о человеке). 3. перен. Охватывающий разные стороны чего либо; разносторонний, многообразный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Многогранный, многогранная, многогранное, многогранные, многогранного, многогранной, многогранного, многогранных, многогранному, многогранной, многогранному, многогранным, многогранный, многогранную, многогранное, многогранные, многогранного,… … Формы слов

Односторонний … Словарь антонимов

многогранный - многогр анный; кратк. форма анен, анна … Русский орфографический словарь

Книги

  • Многогранный буддизм. Эмоции, смерть, перерождение, постижение , Ринпоче Калу. Высокий лама тибетской традиции Кагью – Калу Ринпоче. Прежде чем на 12 лет уйти в одиночное медитационное отшельничество, он учился у многих выдающихся учитилей изразных традиций. Был опознан…

    По большому счету, любая личность многогранна, как мне кажется; то есть задействует разные грани мира в собственной жизни. У каждого из нас есть семья, занятия, увлечения, особенности, способности, склонности, достоинства и недостатки

    Как правило, большинство людей развивается в определенном направлении например, гуманитарии или люди с техническим складом ума огранивают область своей деятельности в соответствии с этим предрасположением. Или, допустим, если человек активно занимается только карьерой, то он развивается в одном направлении. А многогранный человек имеет разноплановые интересы и старается гармонично развиваться по всем направлениям.

    Тут, наверное, важно знать меру: заниматься, конечно, стоит тем, что тебе дается лучше всего, но при этом не стоит замыкаться на чем-то одном, а важно держать руку на пульсе жизни, непрестанно расширять горизонты своего сознания.

    Вс просто, многогранная личность — личность всесторонне развитая, обладающая универсальными талантами, разносторонними интересами и знаниями.

    Например, один человек может быть лтчиком-космонавтом, художником и писателем. Или, как Шерлок Холмс, быть сыщиком, музыкантом и обладать ещ кучей разнообразных навыков, профессиональных знаний.

    Многогранные личности — личности не только всесторонне развитые и образованные, такие люди, как правило, являются ещ и высокоэрудированными.

    Это человек, который развит во многих направлениях. Как правило такие люди интересные собеседники. Они хорошие специалисты и толковые руководители. Имеют многогранные личности много хобби. Например, индивидуум работает в университете преподавателем, но при этом он профессионально занимается фотографией, владеет 3-мя иностранными языками, умеет делать точечный массаж, любит горнолыжный отдых и туризм.

    Многогранный — дословно много граней. Я бы сравнила такого человека с алмазом, у которого также много граней и свет, падающий на него, преобразует его в ярко сияющее сокровище, привлекающее взгляды миллионов. Многогранным человеком называют того, кто стремится расширить свои горизонты познания, преуспеть или утвердиться в нескольких сферах жизни, интересующийся даже незначительным. Многогранность позволяет человеку быть в тренде, успевать за быстрым ходом событий, быть в курсе всего происходящего. В наше время многогранность в человеке — одно из самых важным и жизненно необходимых редких качеств.

    Еще говорят разносторонне развитый человек. Способность человека, в которую входит много понятий. Это и разностороннее развитие, насколько человек может мыслить (его широкомасштабность), его, если можно так сказать, универсальность (как он может применить свои знания в разных ситуациях). Плюс к этому учитывается человек, как личность (что может в себе развить, а с чем может и побороться), его способность в прогрессивном развитии (не просто поглощать знания, как губка, а рационально использовать их). Человек этот всегда стремиться быть в центре событий. Актуальность его всегда привлекает. Человек, которого можно рассматривать с разных сторон, и получать неординарные результаты.

    Вполне может быть что он был призван чтобы помочь на Земле в каком-нибудь важном деле. Все мы живем чтобы помогать. Все мы пришли зачем-то, или были посланы. (:

    Сегодня многогранная личность не так часто встречается? А так же это напоминание что быть таким многогранным и возможно, и естественно.ю имхо

    Многогранный. От словосочетания много граней. О личности в таком ракурсе можно говорить как о разносторонне развитый человек, умеющий и знающий многое, проявляющий себя в разных направлениях и областях бытия. Можно сказать и многогранной личности как о двуличности. То этот человек прекрасный, добрый, отзывчивый, то строгий, безответственный, грубый. То есть он может проявлять себя в общении по-разному и придерживаться различных моральных принципов и устоев.

    Многогранная личность — это творчески развитая личность, у которого есть достижения во многих областях знаний. Это зависит от уровня образованности человека, его энциклопедических познаний во многих сферах науки, и умение вс это творчески осмыслить. Таких людей не так и много, но они и являются гордостью нации. Таким человеком был Михаил Ломоносов, который одновременно был великим поэтом, физиком, химиком,математиком, изобретателем — его многогранность была так велика, что даже сейчас мы удивляемся, как этот деревенский парень сумел за столь короткую жизнь добиться признания во многих сферах науки, культуры, литературы. Можно назвать имена Леонардо да Винчи, Гете, И. Сталина, Черччиля, Высоцкого, который добился успехов в поэзии, был великим певцом, хорошим актером, артистом кино, исполнителем.

    Это человек,который всесторонне развитый. Охватывающий разные стороны чего-либо,обладающий различными качествами и способностями. Одаренный во многих направлениях.

    В моем понимании это человек комуникабельный, жизнерадостный, активный, с творческим приспомсоблением к любым ситуациям! как то так!

Рождается маленький человек, он растет и постепенно узнает окружающий мир, и в это же время выстраиваются его взаимоотношения с людьми. Пока он совсем мал, для него все – его мама. Позже в мир малыша «входят» другие родные: папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. Конечно, не у всех детей полная семья. Но не будем рассматривать отдельные частные случаи.

Даже в маленьком возрасте ребенок уже осознает, что он может каким-либо образом воздействовать на взрослых людей – плачем и криком он добивается желаемого. У младенцев – это единственный способ, пока они не умеют говорить. Но ребенок взрослеет, начинает разговаривать, и его поведение тоже меняется. Не у всех детей оно одинаковое вследствие многих причин. Одни дети ведут себя спокойно и родителям проще с ними общаться и воспитывать их. Другие малыши более возбудимые и капризные, чаще плачут. Порой истерика закатывается серьезная, ребенок падает на пол и стучит по нему руками и ногами, а то и головой. Конечно, это не правило, скорее редкий случай. Но это действие случается не само по себе, ребенок это где-то увидел или услышал о таком от других детей в детском садике. Маленький человечек уже выстраивает свои взаимоотношения с родителями, пытаясь своим поведением манипулировать ими. Ведет он себя так чаще неосознанно, пытаясь интуитивно, методом проб и ошибок нащупать «слабые места» родных. Современные малыши зачастую развиты не по годам, родители опрометчиво считают, что «они ничего не понимают».

Приходит время и ребенок идет в детский сад. Это уже новая и более сложная система взаимоотношений для него. В ней появляются другие дети, со своими характерами и поведением, другие взрослые люди – воспитатели и помощники воспитателя, раньше их звали нянечками. Дети еще не развиты настолько, чтобы могли сами договариваться между собой, кто будет играть куклой или машинкой, чаще спор решается потасовкой. Тут уже вступает в детские взаимоотношения взрослый человек – воспитатель. И от того, как он эту ситуацию разрешит, как он справится с множеством других проблем, зависят его взаимоотношения и с детьми, и с их родителями, и с руководством детского учреждения (коллегами).

Зачастую про взаимоотношения начинают говорить, когда происходит конфликт, когда спокойные доброжелательные отношения между людьми нарушаются. Это происходит от неумения, он нежелания человека договариваться с другими. И чем старше становится человек, по мере изменения его психики и сознания, тем больше у него возможностей осознанно вести себя, умело обходя непростые ситуации или, наоборот, провоцировать людей на ссору или негативные эмоции.

Одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, подростка – это учеба в школе. Как много различных вариантов взаимоотношений здесь! Это отношения между одноклассниками, между учениками параллельных классов, между учениками младших и старших классов, между учениками и учителями. Не забудем про взаимоотношения между преподавателями внутри коллектива, про отношения родителей и учителей! Есть и взаимоотношения родителей разных детей между собой, и родителей с чужим ребенком. Эта тема обширна и разнообразна, ей посвящены многие труды видных педагогов и психологов. А в Интернете можно найти множество сайтов и форумов, на которых все стороны обсуждают, пытаются решить огромное количество случаев, ситуаций, как правило, конфликтных, возникших в стенах школы, и не только. Недостаток воспитания, тяжелый характер, особенности психики подростка в период полового созревания, многие другие причины создают, можно сказать, благоприятную почву для сложных и трудных взаимоотношений. Наверное, не найдется ни одного взрослого человека, у которого остались только светлые и добрые воспоминания о школе. Это не камень в сторону образовательного учреждения, в сторону учителей. Это реальный факт, который невозможно отрицать.
Школа жизни, наверное, не зря такое сочетание существует. В настоящей школе и происходит зарождение всех разнообразных вариантов взаимоотношений между людьми в будущем. Эти взаимоотношения проявляются и дополнительно формируются при службе в армии, в различных учебных заведениях после окончания школы, при образовании новой семьи, в трудовых коллективах. От степени желания и стремления понять других людей, руководствоваться разумным подходом в решении трудных ситуаций зависит, как будет развиваться жизнь самого человека, и отношение к нему у других: родных, друзей, коллег. Надо, чтобы человек ясно осознавал – все пороки человеческой натуры не способствуют хорошему взаимопониманию. Надо уметь пользоваться знаниями и советами прошлых поколений, лучше учиться на чужих ошибках, но, как правило, еще лучше идет впрок «урок», полученный самостоятельно.
С древних времен человечество задумывалось над сложностью взаимоотношений между людьми. Существует «золотое правило нравственности», известное многие века восточным и западным философским учениям, на котором основаны мировые религии: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе ». Соблюдение этого правила во многом поможет достичь гармоничных, спокойных, доброжелательных отношений в семье, в этой колыбели, в которой будет воспитываться новое поколение. Насколько это важно – вырастить нового человека добрым, воспитанным, порядочным, любящим живую природу и людей, ценящего великое чудо и благо – жизнь! Взаимоотношения с другими людьми этому человеку будет налаживать легче и проще, этим он сделает свою жизнь счастливой и радостной!

Поделиться