Задания на развитие исследовательских умений младших школьников. Формирование исследовательских умений у младшего школьника. Данные об абсолютной и качественной успеваемости

Развитие исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе.

1 этап - соответствует 1 классу. А.И.Савенков считает, что развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведению исследований в последующих классах.

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование: загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рас смотреть, исследовать, описать и т.д.).

На 2 этапе - во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности такими как: исследование, проблема, цели, задачи, гипотеза, методы.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3. На различных уроках используются проблемные и поисковые методы, работа со словарями и другими источниками информации.

4. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств и действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Продолжается обучение приемам наблюдения.

На 3 этапе - в 3 классе:

1. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему.

3. Осуществляются учащимися самостоятельные кратковременные исследования с применением имеющихся знаний и умений.

На 4 этапе - в 4 классе:

1. Большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

2. Осуществляется подготовка и проведение самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы. Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

Возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;

Возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;

Возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).

3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)

4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).

Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.

Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.

Формы работы:

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

Дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

Участие в школьных и районных олимпиадах;

Проектная деятельность учащихся;

Посещение кружка «Я - исследователь», внеклассных мероприятий;

Конкурсы, интеллектуальные игры, викторины.

Для развития исследовательских умений у младших школьников им могут быть предложены следующие формы работы:

Тренинг. Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Исследовательская практика. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных докладов;

Объяснить, доказывать и защищать свои дела.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования педагогами осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.

Исследовательская деятельность учащихся так или иначе вошла в практику многих образовательных учреждений страны.

Организация учебного исследования частично решается в рамках программ развивающего обучения для начальной школы. Идея развивающего обучения была выдвинута в начале XX в. выдающимся русским психологом Л.С. Выготским. Им было обосновано положение об обучении, идущем впереди развития и ведущем развитие за собой. В современных школах наиболее распространенными являются программы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Школа 2000….» (Е.В. и Р.Н. Бунеевы), Вахрушев, А.А. Леонтьев и др.), «Школа 2100…» (Л.Г. Петерсон). В программах и концепции курсов, в методических разработках подчеркивается, что для достижения цели максимального развития ребенка необходимо строить ход урока в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование.

Л.Занков говорит о создании на уроке условий для проявления познавательной самостоятельной деятельности ученика. По Л.В. Занкову, каждое задание должно побуждать к мыслительным действиям, побуждать наблюдать, сравнивать, выяснять закономерности, делать выводы; включать самостоятельность и творчество, позволяющие проводить коллективное и индивидуальное исследование.

В развивающей системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова исследовательская деятельность также занимает одно из главнейших мест в учебной деятельности детей. В данной системе позиция ребенка рассматривается как позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: Целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результата. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет учеников по пути открытия, вводит в ситуацию поиска - квазиисследования.

Изложенные выше позиции рассматриваются как основа формирования исследовательских умений младших школьников.

Актуальность проблемы развития учебно-исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями:

  • направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;
  • формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.
  • именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы

учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития исследовательских способностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе через организацию исследования, что явилось объектом нашей исследовательской работы.

Эффективной реализации поставленной цели содействовало решение следующих задач:

  • проанализировать и изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • приобщить младших школьников к самостоятельной исследовательской деятельности, творческому процессу, формировать интерес к познанию мира и открытию нового, привлекать детей к поиску и работе с самыми различными источниками и средствами;
  • развивать исследовательскую, творческую и поисковую активность детей.

Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.

2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся.

Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.

3. Обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников.

Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

4. Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды.

Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. При этом важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ознакомившись с алгоритмом работы над исследование, предложенным А.В.Леонтович (выбор области исследования – определение цели, задач исследования - формулирование гипотез - определение методов исследования - оформление исследования - представление исследовательской работы), нами были выделены наиболее значимые оргмоменты:

  • выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
  • достаточное осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
  • организация хода работы над раскрытием хода исследования. В этом процессе особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);
  • правильный выбор методов исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);
  • оформление исследовательской работы должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 6);
  • важным этапом является защита исследовательской работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 7);
  • взаимное инициирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах сотрудничества (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
  • раскрытие проблемы, в первую очередь, должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее - совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).

Рассматривая вопрос об оценивании результатов исследовательской деятельности, многие придерживаются такого мнения: не должно быть бального выражения оценки, в силу причин:

  • одно из условий организации исследовательской деятельности - создание ситуации психологического комфорта, в котором дети чувствуют себя успешными, признанными; отметка создает психологический дискомфорт учащегося, жестким образом указывая на неуспешность ребенка;
  • в начальной школе дети лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, поэтому оно должно быть оценено позитивно;
  • исследовательская работа - желание самого участника достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он. Не сможет почувствовать, увидеть, оценить значимость своего труда;
  • согласно идеям гуманистической педагогики, ребенок, его личность, его качества являются ценностью высшего порядка. Ребенка можно сравнивать лишь с ним самим, отслеживая рост его возможностей.

Но подобные положения вовсе не означают абсолютную бесконтрольность исследовательской деятельности. Обычно учащиеся, другие участники события (классной, школьной конференции) могут высказывать оценочные суждения, имеющую форму пожелания, совета.

2.1. Уровни развития исследовательских умений младших школьников

Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев:

  1. Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
  2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности
  3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
  4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:

  • Исходный уровень . Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
  • Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
  • Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
  • Креативный уровень можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Уровни развития умений можно определить вместе с учениками. В таблице №1. представлены критерии оценки уровней развития исследовательских умений школьников.

№ блока Критерии Уровень развития
Исходный Начальный Продуктивный Креативный
Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые):

Умение выбирать тему исследования;

Умение видеть проблему и поставить цель исследования (Зачем я это делаю? Что хочу узнать?;

Умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);

Умение. Связанные с выбором и применением доступных методов исследования;

Умения работать с информацией (информационные):

Умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом;

Умения выделять главное в вопринимаемом тексте, в своем тексте; умение выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы;

Умение работать с определениями, понятиями, терминами;

Умение устанавливать логику изложения (умение составлять план текста своей исследовательской работы);

Умения кратко излагать, конспектировать, применять цитаты, офорлять ссылки;

Умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты;

Умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированнем вывода.

Умения организовать свою работу (организационные):

Умение организовать свое рабочее местол;

Умение планировать работу;

Умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале;

Умения представить результаты своей работы:

Умение использовать различные формы представления результатов;

Умения задавать вопросы и отвечать на них;

Умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;

Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные):

Умение оценивать свою работу, определить ее достоинства и недостатки;

Умения оценивать работу, представленную другим исследователем;

Умение формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку;

2.2. Выбор диагностических мер для оценки уровня сформированности исследовательских умений младших школьников

Из многообразия перечисленных в литературе средств, доступно любому педагогу использование следующих средств:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое на уроках по различным дисциплинам, на занятиях исследовательской деятельностью. Учитель оценивает заинтересованность и активность учащегося, проявляемую в процессе учебного исследования, способность к продуктивному мышлению, умение обращаться к имеющимся знаниям, использовать умения исследовательской деятельности, самостоятельно, без помощи взрослого подходить к решению проблем и поставленных задач и т.д.
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ). Обращается внимание на оригинальность подходов, качество и количество используемого материала, логику изложения, оформление работы и т.п. Критерии оценки учебных исследовательских работ учащихся представлены в Приложении 5.
  • опросники, которые могут включать задания творческого характера, логические задания, задания исследовательского плана, вопросы, связанные с выявлением наличия у школьников различных знаний и умений исследовательской деятельности, комплексы вопросов, позволяющих определить долю самостоятельности в учебно-исследовательской работе, выявит познавательные и социальные мотивы исследовательской деятельности младших школьников.

Изучая проблему организации исследовательской деятельности, мы встретились с разными взглядами педагогов, ученых, психологов. У нас сформировалось свое мнение, свои подходы к организации детей по исследованию. А главное, мы убедились, что все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на формирование внутренней мотивации, потребности к изучению мира, себя и себя в этом мире, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специализированных знаний.

Начиная с первого класса, каждый из нас старается пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира. Ведь сколько удивительного вокруг! Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий мир. Этому мы и учим детей.

Сама природа исследования требует от педагога принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. С первых дней работы с детьми заботимся о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными. Это и уроки «Про себя, и для себя» в рамках курса психологии, и занятия клуба «Почемучка», экскурсии - путешествия по родному краю, познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы.

Участие детей в конкурсах - Марафон Знаний, «Хочу все знать» и других, способствовало развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети в реальном экспериментировании получили основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов а также научились решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.

Внешними условиями, способствующими успешности исследовательской деятельности отмечены:

  • проявление интереса, потребность в новых впечатлениях и знаниях;
  • творческая атмосфера поиска в коллективе;
  • решение познавательных, конкретных практических задач;
  • самостоятельность учащихся при осуществлении исследования.

Результатом работы над исследованиями являются успешные выступления на школьной конференции «мир вокруг нас», позже - победы на городской конференции «Исследовательский дебют». Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях.

Список используемой литературы.

  1. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.
  2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности.- Омск. Гос. Ун-т, 2004.
  3. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г.
  4. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.
  5. Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.

Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи, поэтому, мы полагаем, достаточно сложно определить сформированность у младшего школьника исследовательских умений, так как трудно определить степень его самостоятельности в определении с темой исследования.

Исходя из этого мы считаем, что именно степень самостоятельности и является одним из приоритетных критериев диагностики сформированности исследовательских умений младшего школьника.

Кроме того, мы полагаем возможным использовать наблюдение за ребенком с целью определить, насколько ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат своей работы.

Исследователь А.И. Савенков, касаясь диагностики исследовательских умений, которая, по его мнению, «может успешно осуществляться в ходе наблюдений», считает, что наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:- умение видеть проблемы;- умение ставить вопросы;- умение выдвигать гипотезы;- умение давать определение понятиям;- умение классифицировать;- умения наблюдать;- умения и навыки проведения экспериментов;- умение делать выводы и умозаключения;- умение структурировать материал;- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи».

Так же мы полагаем, что можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений степень самостоятельности, заинтересованность в исследовательской деятельности, проявление креативности. Но результат может явиться ошибочным, так как в тестах ребенок захочет «приукрасить» действительность. Лучше всего использовать все методы комбинированно.

На основании исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича Мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников:

первый: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

второй: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И учителя должны стремиться довести ребенка именно до этого уровня. Тогда мы можем говорить о сформированности исследовательских умений.

Но можно ошибочно предписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания не соответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации не успешности, когда учитель даст ему задание не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

1 -- неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

2 -- недостаточное умение работать с гипотезами;

3 -- несформированность общеучебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);

4 -- желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;

5 -- недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней.

Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений обозначим диапазон их развития.

Диапазон развития исследовательских умений

Исследовательские умения

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Умение видеть проблему

Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения

Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему

Умение классифицировать

Умение распределять предметы на группы по определенным признакам

Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы

Умение задавать вопросы

Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы

Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы

Умение определить понятие

Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера

Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез

Умение представить понятие на языке символов

Умение придумать понятный значок для обозначения предмета

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Целеполагание

Умение сформулировать цель исследования

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Рефлексия

Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся может быть предложен критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.

Каждое умение оценивается по трехбалльной шкале:

0 - умение не сформировано;

1 - умение сформировано частично;

2 - умение сформировано полностью.

На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

В заключение мы считаем, что cложность в диагностировании исследовательских умений младших школьников заключается в том, что у ребенка, в силу возрастных особенностей, еще не сформировано умение ставить цель, задачи, выбирать тему, он делает это с помощью учителя. В этом случае при диагностике получается неверный результат.

Возможно, для получения более достоверного результата должна быть разработана новая методика диагностирования исследовательских умений.

На сегодняшний день не достаточно разработаны критерии и уровни сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста, что, соответственно, затрудняет процедуру диагностики исследовательских умений младших школьников. Эта проблема остается актуальной и мало проработанной, мы считаем, что ей следует уделить больше внимания.

Исследовательская практика школьников основана на овладении детьми исследовательскими умениями и навыками. Существует несколько взглядов на классификацию исследовательских умений и навыков. Н. А. Семенова предложила все умения и навыки, которыми должен овладеть ученик для осуществления исследовательской деятельности, разделить на четыре блока:

1. Умения и навыки организации своей работы. Ученики должны уметь: организовать свое рабочее место; планировать предстоящую работу.

2. Умения и навыки исследовательского характера. Учащиеся должны: уметь выбирать тему исследования; осуществлять целеполагание как этап деятельности; выстраивать структуру исследования; осуществлять поиск информации; владеть методами исследования и общелогическими методами.

3. Умения и навыки работы с информацией. Учащиеся должны: знать виды информации; определять ее источники; уметь работать с научным текстом; выделять термины, понятия; делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы; уметь выделять главное; кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки; формулировать выводы, определения; приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.

4. Умения и навыки представления результата своей работы. Учащиеся должны: владеть формами представления результатов своей работы; знать требования к докладу и речи докладчика.

Наиболее удобную классификацию умений и навыков для младшего школьного возраста, которой удалось преодолеть недостатки предыдущих, предложил А. И. Савенков. Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся начальной школы включают в себя:

Умение видеть проблемы;

Умение ставить вопросы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение давать определение понятиям;

Умение классифицировать;

Умение наблюдать;

Умения и навыки проведения экспериментов;

Умение делать выводы и умозаключения;

Умение структурировать материал;

Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.

Критерии, необходимые для оценки уровня сформированности исследовательских умений учащихся:

1. Практическая готовность учащегося – это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.

2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности

3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.

4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:



· Исходный уровень . Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.

· Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или при помощи взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.

· Продуктивный уровень . Он обладает следующими характеристиками: присутствуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.

· Креативный уровень можно определить следующим образом: существует постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Ниже представлена таблица (Таблица 1) диапазона развития исследовательских умений.

Диапазон развития исследовательских умений. Таблица 1.

Исследовательские умения Начальный уровень развития Высокий уровень развития
Умение видеть проблему Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
Умение классифицировать Умение распределять предметы на группы по определенным признакам Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы
Умение задавать вопросы Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы
Умение определить понятие Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез
Умение представить понятие на языке символов Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
Целеполагание Умение сформулировать цель исследования Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности
Рефлексия Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. От того как педагог обеспечивает целенаправленный и систематический процесс развития исследовательских умений младших школьников зависит уровень развития познавательных способностей учащихся.

Задания для развития исследовательских

умений и навыков младших школьников

1. Задания для развития умений видеть проблемы

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.

Детям читается неоконченный рассказ:

Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Задание: продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

В четвертом классе просто “эпидемия” - все играют в космических пришельцев…”

Задание: продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…”

Задание: продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.

Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…”

Задание: продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.

Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа”.

Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни”.

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”.

“…Нам так и не удалось выехать на дачу”.

“…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания”.

“…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски”.

Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

Задание “Сколько значений у предмета.

Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание “Назовите как можно больше признаков предмета”

Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. (Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)

Задание “Тема одна – сюжетов много”

Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

2. Задания для развития умений выдвигать гипотезы.

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы.

Задание “Давайте вместе подумаем”.

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полета.

3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.

6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея)

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему летом снег в горах не тает?

Почему самолет оставляет след в небе?

Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Нефтяное месторождение

Игрушечный кораблик

Апельсин

Мобильный телефон

Чайник

Букет ромашек

Охотничья собака.

Упражнение, предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Задания типа “Найди возможную причину события”

- Звонят колокола.

- Трава во дворе пожелтела.

- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

- Друзья поссорились.

Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.

3. Задания для развития умений задавать вопросы

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно поделить на две группы:

1. Уточняющие (прямые или “ли”- вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…. Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?

2. Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”- вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

Задание “Найди загадочное слово”.

Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили”.

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Вы любите спорт?” Ребенок отвечает “Я люблю спорт”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

- Почему совы охотятся ночью?

- Почему пригородные поезда называются “электричками”?

- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

- Могут ли люди жить без компьютеров?

- Почему весной разливаются реки?

4. Задания для развития умений давать определения понятиям.

Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово, и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:

«На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

А) Лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.

Б) Вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг. Бросать, легкий».

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определения понятий и другие.

5. Задания для развития умений и навыков экспериментирования

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.

Мысленный эксперимент.

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Попробуем в ходе мыслительного эксперимента решить задачу: Правильно ли нарисованы тени?

Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?

А вот еще ряд задач для мыслительных экспериментов:

- Что можно сделать из куска бумаги?

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?

- Если бы озеро было столом, чем были ли лодка?

Эксперименты с реальными объектами.

Эксперимент “Измерение объема капли”.

Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема (например, в аптечную пробирку). Другой способ – на аптечных весах определяем, сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, можно вычислить ее объем.

Эксперимент “Определяем плавучесть предметов”.

Предложим детям собрать десять самых разных предметов. Например, деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д.

Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь, если вода попадает, то она тонет.

После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину. Например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предмет? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Когда речь идёт о развитии исследовательских способностей учащихся, то человеком, поддерживающим поисковую активность, выступает взрослый. Принятие и поддержка активности в исследовательской деятельности осуществляется в постоянном взаимодействии между детьми и взрослыми. В данной работе должна быть исключена всякая критика в сторону ребёнка со стороны учителя, родителей, товарищей.

Поделиться