Занятие по личностному развитию "воспитай себя". Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с зпр Темы занятий по личностному развитию

Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»

Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?

Упражнение «Знаки поведения»

Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.

Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.

Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).

Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания - так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их - сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.

Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.

Ключ к приобретению этого навыка - оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.

Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».

Анализ упражнения
- Какое правило понравилось больше всего?
- Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
- В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
- Могут ли правила быть нашими помощниками?
- Чему вы научились?
- Какие правила будете использовать?

Упражнение «Я рад с тобой общаться»

Цель: развитие навыков сотрудничества

Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.

Анализ упражнения
- Помогает ли это упражнение быть дружнее?

Упражнение «Настроение группы»

Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.

Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.

Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.

Упражнение «Мое качество»

Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.

Инвентарь: мягкая игрушка.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся - веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.

Анализ упражнения
- Как вы думаете, что дает это упражнение?
- Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
- Что нового вы узнали о себе?
- Что нового вы узнали о других?

Упражнение «Портрет»

(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)

Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.

Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.

Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.

Инициативность - это…

Ответственность - это…

Самостоятельность - это…

Например:

Инициативность - это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.

Ответственность - это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.

Самостоятельность - это умение сделать что-то своими силами, самому.

Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: - Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:

  • на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
  • при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).

После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.

Вопросы для обсуждения

  • Как вы отбирали качества?
  • Легко ли было договориться друг с другом?
  • Узнали ли вы в себе новые качества?
  • А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?

Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.

Рисование «Я самостоятельный человек»

Цель: расширение представлений о личностных качествах.

Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.

Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я - самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.

Анализ упражнения
- Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
- Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.

Упражнение «Мои успехи»

Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.

Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.

Анализ упражнения
- Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
- Трудно ли было рассказывать о своих успехах?

Упражнение «Из чего же сделан я»

(Модификация упражнения М. Кипниса)

Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.

Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.

Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»

Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.

Анализ упражнения
- Трудно ли было выбирать предметы?

Упражнение «Разные способы запоминания информации»

Цель:

Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).

Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).

А теперь ответьте на вопросы:
- Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
- Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?

Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Представь слово»

Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.

Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.

Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.

Анализ упражнения
- Кто запомнил наибольшее количество слов?
- Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Найди различия»

(Модификация упражнения Ч. Фуллер)

Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.

Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).

Инструкция.

  • Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача - сказать, какой из этих предметов отличается от других.
  • Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане - разное количество жидкости), ваша задача - сказать, в каком стакане воды больше.
  • Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.

Анализ упражнения
- Легко ли было выполнять задания?
- Кому удалось заметить большое количество отличий?

Упражнение «Информированные карточки»

(Модификация упражнения Ч.Фуллер)

Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.

Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.

Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.

Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне - столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.

Анализ упражнения
- Интересно ли было выполнять задания?
- Понравилась ли эта игра?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что будете использовать?

Упражнение «Учимся планировать свою неделю»

Цель:

Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.

Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.

Вопросы для обсуждения
- На что ушло больше всего времени?
- На что времени не хватило?
- Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
- Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.

Упражнение «Учимся планировать свою неделю» - 2

Цель: формировать умение планировать свою неделю.

Вопросы для обсуждения
- Удалось ли выполнить намеченный накануне план?

Если да, то:
- Оцениваете ли этот день как более успешный?
- Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
- Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?

Если нет, то:
- Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
- Зависит ли это от вас?
- Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?

Упражнение «Уверенное поведение»

Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.

Вопросы для обсуждения
- Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
- Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
- Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
- Как выглядит уверенный человек?
- Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?

Упражнение «Визитная карточка»

Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.

Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
- Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
- Чем отличается текст визитной карточки от других?

Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.

Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.

Вопросы для обсуждения
- Понравилась ли игра?
- Легко ли было придумывать визитную карточку?
- Нравится ли тебе твоя визитная карточка?

Упражнение «Карнавал»

Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.

Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.

Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.

Упражнение «Расскажи, что понравилось»

Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.

Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?

Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.

Упражнение «Мои комплименты всем»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.

Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.

Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

занятие по личностному развитию. В занятие входит коспект, презентация, игры, тесты, разбор смоделированных ситуаций..........................................

...............................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«воспитай себя»

1. Вступительное слово

Тема нашего занятия сегодня – “Воспитай себя”.

Как вы понимаете тему занятия “Воспитай себя”?

Для чего, на ваш взгляд, нужно заниматься самовоспитанием?

(Чтобы рядом с тобой было спокойно, интересно, чтобы от тебя исходило тепло, добро, радость).

2. Активизация внимания

(Положить в ладошки детям по горошине)

Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа?

Спасибо. А мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

Поразмышляйте, что можно увидеть на этой маленькой “копии” планеты Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей.

Как много людей на Земле! Но каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

А ответьте мне на вопрос: “Какой я? Знаю ли я себя?”.

- Ответить на эти вопросы оказалось непросто…

- Мы ещё плохо знаем себя, значит, нужно продолжать изучать себя.

- Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни.

- А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”

- Нужно научиться анализировать свои поступки, постоянно думать: “Всё ли я правильно сегодня сделал? Смог ли я кому-то принести маленькую радость? Не обидел ли кого?”

3. Основная часть

Человек не может прожить в одиночестве без других людей.

Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи.

И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг друга.

Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?

Какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, обиду, несправедливость, одиночество, досаду)

Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него сложатся отношения с другими людьми.

Прочитайте “Золотое правило нравственности”:

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.

- Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.

Сейчас мы проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек. ТЕСТ

Поставьте возле каждого вопроса ответ «да» или «нет».

    У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все деньги на подарки друзьям и родным? _____________

    Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, скажешь ли ты об этом?

    Твой друг плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

    Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

    Часто ли ты используешь злые шутки?

    Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

    С желанием ли ты помогаешь людям?

    Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

    Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков . Одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 8 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5,6, 7, 9. Вопрос 1: да – 1 балл, нет – 0 балловВопрос 2: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 3: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 4: да – 1 балл, нет – 0 баллов Вопрос 5: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 6: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 7: да – 0 баллов, нет – 1 балл Вопрос 8: да – 1 балл, нет – 0 баллов

Вопрос 9: да 0 баллов, нет – 1 балл.

Результаты теста:

Больше 7 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей.

От 4 до 7 очков. Ваша доброта – вопрос случая: добры вы не со всеми и не всегда.

Менее 4 очков . Вам предстоит сложная работа над собой.

Что в общении друг с другом помогает делать отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова, поступки)

А сейчас поиграем.

Игра называется “Душевные богатства”

На партах у вас лежат карточки со словами, выберете черты характера, которые вам подходят. Игра «Душевные богатства»

А сейчас послушаем стихотворения и проанализируем поведение героев.

Потому что учиться можно и на чужих ошибках.

Стихи: А. Барто “Сонечка”, А. Барто “Любочка”, А. Барто “Как Вовка взрослым стал” (дети читают стихи наизусть)

Какие черты характера ярко видны у литературного героя?

Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?

Какой бы вы дали совет герою?

Посмотрите ещё раз на горошину.

Без чего жизнь людей на Земле была бы невозможна? (без природы)

Вывод:

Сберечь Землю может только образованный, добрый, внимательный человек.

Это всё наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа.

Посмотрите на горошину. Сумели ли вы её сохранить?

Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть внимательным и бережливым.

Нужно жить в мире с самим собой, с другими людьми. Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя.

Помните, “Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А.)

Очень важным на классном часе для меня было ….

В жизни мне пригодится ….

Сегодня я воспитывал в себе …

4. Заключительная часть

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья)

Спасибо. Я желаю вам мира и добра.

Просмотр содержимого презентации
«воспитай себя»


  • Что значит быть воспитанным человеком?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!»

  • Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
  • Какой вариант поведения вы выберете?
  • А. предложу посмотреть передачу вместе с братом
  • Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
  • В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
  • Г. Пойду погуляю с братом
  • Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять
  • - как вы поступите? Прокомментируйте свой выбор.

  • Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. И я предлагаю вам самим решить кому не пойти.
  • А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
  • Б. предложу решить голосованием
  • В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
  • Г. Подниму руку, что не пойду
  • Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных
  • - как вы поступите?

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

  • А. сделать вид, что ничего не происходит
  • Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике
  • В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику
  • Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку
  • Д. обратиться за помощью ко взрослым.

  • · Проявляйте искренний интерес к другим людям.
  • · Улыбайтесь!
  • · Помните, что для человека звук его имени – самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
  • · Будьте хорошим слушателем.
  • · Ведите разговор интересный и вашему собеседнику.
  • · Дайте людям почувствовать их значимость.
  • Как вы думаете – какой из этих способ важен для вас?

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Для детей старшего дошкольного возраста

компенсирующий направленности ФФНр /6 -7 лет/.

Тема: «Первые Отечественные космонавты».

Учитель - логопед

О.Ф. Иванова.

Дата проведения : апрель

Продолжительность : 30 минут

Цель : Прививать детям любовь к Родине и гордость за Отечественных космонавтах.

Коррекционно - образовательные задачи: - Формировать первичные знания детей о Родине и Отечественных космонавтах, профессиях людей, помогающих им в освоении космоса. - Расширять знания детей о планете Земля, Космосе, Солнечной системе;

Коррекционно - развивающие задачи: - Формировать продолжительность выдоха; - Уточнить правило написание слов с заглавной буквы. - Формирование графических навыков; - Образование родительного падежа единственного и множественного числа существительных; - Закрепить умение детей задавать вопросы со словом «Сколько» - Обогащение словаря: Отечество, планеты, звёзды, орбиты, Солнечная система, безвоздушное пространство, скафандр, спутник.

Коррекционно - воспитательные задачи: - Развитие любознательности и гордости за Отечественных космонавтов; - Развивать способность к принятию собственных решений.

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие общения и доброжелательного взаимодействия ребёнка со сверстниками. - Активизация словаря: Родина, забота, тренировка, ловкие, смелые, отважные.

Художественно эстетическое развитие:

Развитие предпосылок смыслового восприятия окружающей действительности. - Реализация самостоятельной творческой и духовной деятельности детей.

Физическое развитие .

Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.

Предварительная работа.

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций книги дважды героя Советского Союза, лётчика космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос», энциклопедии «Космос»

О первом космическом полёте Ю.А. Гагарина вокруг Земли;

О главном конструкторе С.П. Королёве;

О первой женщине космонавте В. Н. Терешковой;

О строителях ракет;

О спортивной подготовке Отечественных космонавтах.

3. Разучивание стихов, загадок, песен о Космосе, Отечественных космонавтах

Стихи: «Наш звездолёт» . Раиль Фархади

«Космонавт». Д. Чибисов

Песни : - «И на Марсе будут яблони цвести» и музыкальный фон во время рисования.

- « Я верю друзья караваны ракет…».

Загадки :

Утром выглянем в оконце - нам навстречу светит… / Солнц е/.

Ночью светит нам она, белолицая… /Луна /.

Рассыпался горох на тысячи дорог. /Звёзды /.

Светит, сверкает, всех согревает. /Солнце /.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. /Месяц/ .

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. /Луна/.

  1. Рассматривание марок, этикеток и значков о Космосе, глобус Земли, плакат Солнечной системы, карты космических полётов.
  2. Рисунки, аппликации, лепка детей: звёзд на ночном небе, ракет, комет, космонавтов в скафандрах.
  3. Сюжетно-ролевая игра в группе «Космос».

Материал и оборудование :

  1. Слайды по книге летчика - космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос».
  2. Макет ракеты, ширма, Карта космических полётов, плакат Солнечной системы.
  3. Головной убор - колпак звездочёта, борода, подзорная труба /или телескоп /, накидка.
  4. Силуэты ракет на тесьме для дыхательной гимнастики / по количеству детей /.
  5. Модель Марсианина - «Соедини по цифрам от 1 до 8», карандаши.
  6. Призовые фишки - звёзды.

Методы психокоррекции:

Регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок связи с возрастом и индивидуальными особенностями; - музыкотерапию, психогимнастику, показ слайдов; - приемы организационных форм работы на устранение последствий неправильного воспитания. - индивидуальная помощь, ориентированная на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в логопедической группе.

Ход коррекционной деятельности :

  1. Орг. момент : Дети заходят под песню «И на Марсе будут яблони цвести».

На доске карта Космических полётов и Солнечной системы

Посмотрите внимательно на Карту Космических полётов и отгадайте загадку:

- «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат». /Небо, звёзды, месяц /.

Кто создаёт карты Звёздного неба, Космических полётов? /Ответы детей / - Как называли людей, которые считали звёзды? /Звёздочёты или астрономы /.

Молодцы! Вы получили первую звезду (размещаем на фланелеграфе).

  1. Рассказ педагога :

С давних пор людей интересовало Солнце, Луна, звёзды, звёздное небо. Астрономы и звездочёты создавали карту Звёздного неба и карту Солнечной системы. Люди мечтали, любуясь на звёздное небо, загадывали желания и придумывали небесным телам красивые имена. Они посвящали этому всю свою жизнь

Что изобрели люди, что бы лучше различать далёкие звёзды? /Подзорную трубу, телескоп /. - Внимательно приглядитесь к звёздному небу, постарайтесь представить звёздное небо.

На секунду закройте глаза. /Звучит отрывок из «Космической оперы» Д. Маруани /

/Педагог за ширмой надевает бороду, колпак и накидку /. И встречайте гостя!

3 . Встреча со Звездочётом .

Здравствуйте, уважаемые Земляне! Это Вы пригласили меня - Звёздочёта в гости?

Знаете, почему меня зовут Звездочёт? /Человек, который считает звёзды /.

Звездочёт: Я не только звёзды считаю, а исследую все небесные тела - планеты, кометы, созвездия, чёрные дыры… Каждый день я смотрю в телескоп на звёзды, считаю их. Если появится новая звезда, даю ей новое имя, затем наношу её на карту Звёздного неба.

Куда Вы сегодня летите? / ответы детей /.

Молодцы! Вручаю вам межпланетные ракеты и вторую звезду в награду.

  1. «Летит ракета ». Дыхательная гимнастика.

Звездочёт: Ваши ракеты удачно приземлились. - Хорошо! Вы настоящие космонавты! Вручаю вам ещё одну звезду!

  1. Психогимнастика.
  2. - К ак вы готовились к полёту? / тренировались/ - Молодцы! Сейчас проверим; Космонавты, на зарядку - становись!

Звездочёт: Физическая подготовка у вас хорошая. Прекрасно подготовились, молодцы!

  1. Просмотр слайдов о Космосе .

Я с детства мечтал, наблюдал, изучал Космос.

Так хочется проверить ваши знания. Приглашаю вас в «кинозал» За каждый правильный ответ дарю вам звезду.

Что такое Земля? /Земля - это наша планета/

Посмотрите, как из Космоса выглядит восход Солнца над Землёй.

Показ слайда № 1 . Восход Солнца.

Солнце - это звезда или планета? Почему?

Какие планеты Солнечной системы вы знаете? /Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун /.

Великолепно! Полюбуйтесь на «Строение Солнечной системы».

Вокруг планеты Земля вы можете рассмотреть верный Спутник Земли.

Называется этот спутник …/Луна/.

Отлично! - А сможете ли Вы просто так прилететь и пройтись по Луне?

/Там, нет воздуха, поэтому на Луне низкая температура и нужен скафандр/.

Показ слайда № 2

  • Скафандр космонавта как космический корабль, только сделан по размерам человеческого тела.
  • Кто первым решился покинуть Землю и улететь в космос?

Показ слайда № 3 . Обратите внимание в скафандре - герой Советского Союза, первый лётчик-космонавт Земли и нашей Родины. Как его зовут?

  • Юрий Алексеевич Гагарин. / За правильный ответ вручается звезда/ .
  • Как зовут первую женщину космонавта?

Показ слайда № 4 . Посмотрите это портрет первой женщины Героя Советского Союза Лётчик - космонавт её имя… - Валентина Владимировна Николаева - Терешкова. Её позывной - Чайка.

Для чего нужны позывные космонавтам? /Позывные напоминают о том, что Родина всегда помнит и следит за безопасным направлением полёта /

  • А вы знаете, какой космонавт первым вышел из космического корабля в открытый космос?
  • Это дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов.
  • Кто написал нашу любимую книгу и нарисовал эти рисунки?

Показ слайда № 5 .

  1. «Встреча с Марсианином» .

Звездочёт /в руках телескоп /. Недавно я рассмотрел в телескоп на Марсе существо с добрым, счастливым лицом, и назвал Марсианином.

Вы хотите нарисовать Марсианина? Возьмите на столе листочки и карандаши. Соединяем точки по порядку номеров от 1 до 8. Цифру 8 с цифрой -1.

/Музыкальный фон - песня «И на Марсе будут яблони цвести»./

  • Чего нет у Марсианина? - /Нет рта, нет глаз, нет ушей, волос, пальцев… а
  • /Дети самостоятельно выбирают и дорисовывают части тела и лица/.

Звездочёт : Давайте, немного пофантазируем: придумайте имя каждый своему Марсианину, подпишите свои работы. И получите награду - Звезду!

Напоминаю правило - имя Марсианина, так же, как имя человека пишем к какой буквы?

  • Пишем с заглавной буквы /.

Дети пишут и читают - каждый своё имя , а Звездочёт награждает детей звёздами.

  • Ваши Марсиане мне понравились. Кому ещё могут понравиться добрые инопланетяне?
  • Почему они нравятся Землянам?

А мне нравитесь вы! Следующая звезда спустилась на фланелеграф!

  1. Любите путешествовать? Готовимся к посадке на Космический корабль.

Звездочёт : будущие исследователи Космоса ещё раз взгляните на Карту космических полётов и задайте мне вопрос со словом «Сколько?»

Дети друг за другом задают вопрос.

Сколько жёлтых /голубых, красных / звёзд на небе? &n

Документы для скачивания:

Профилактика девиантного поведения. Тренинг личностного роста.
Введение
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности. У детей и подростков часто наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения, которое проявляется в отгороженности, закрытости, агрессивности, повышенной конфликтности, немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир. Следствием этого является развитие неуверенности в себе, комплекса неполноценности, агрессивности, депрессии, социальной апатии. Отсутствует культура общения: подростки не умеют общаться и дружить, «слушать и слышать» другого; не умеют анализировать свои переживания и говорить о них, бояться быть осмеянными и непонятыми.
В связи с этим современные подростки ведут себя или демонстративно, вызывающе, заносчиво или, наоборот, стараются быть незаметными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Все перечисленные особенности поведения нуждаются в коррекции, т. к. страдают сами подростки и окружающие их люди. Таким образом, остро встает проблема общения подростков как друг с другом, так и с взрослыми.
Цель: Коррекция установок каждого члена группы, более полное и точное представление о себе как индивидуальности; понимание и принятие себя и другого человека.
Задачи:



Работа в группе позволяет рассматривать многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании и терапии. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя, не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками. Здесь каждого принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый шаг участника, благодаря чему он чувствует себя защищенным. Безусловным требованием является полная уверенность в конфиденциальности информации.
Важно помнить, что групповая работа не требует полного контроля со стороны ведущего, значительное место должно отводиться инициативе самих участников группы.
Цель работы психолога – организация сотрудничества с ребенком, активизация его самопознания, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Проигрывая определенные ситуации, человек «пробует» себя в них, у него складывается опыт различных стилей общения, личное отношение к происходящему.
Конспект тренинга «Личностное развитие подростков»
Цели занятия:
Коррекция установок каждого члена группы,
Получить более полное и точное представление о себе как индивидуальности;
Понять и принять себя и другого человека.
Задачи:
1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях.
3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы – задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель – помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка)».
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
на улице хорошая погода,
я рад, что наконец-то наступят каникулы,
я пришел сюда, потому что мне это нравится,
я люблю общаться с друзьями,
у меня хорошее настроение,
я готов к работе в нашей группе.
ПРАВИЛА ГРУППЫ
Сейчас мы вспомним правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать. Ведь именно тогда мы группа, когда у нас есть свои правила, по которым мы живем и работаем.
Психологический комментарий:
Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Говорит кто-то один.
3. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь
4. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
5. Право каждого на свое мнение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«КЕМ БЫ Я БЫЛ?»
Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
БЕЗ МАСКИ
Цель – самораскрытие каждого участника группы.
Все садятся в большой круг.
Ведущий: «Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто готов? Начинайте!»
Психологический комментарий:
Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Их должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
Особенно меня раздражает, что я…
Каждое утро я…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мне очень трудно забыть, но я...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
Мне бывает стыдно, когда я...
Знаю, что это очень трудно, но я...
Иногда люди не понимают меня, потому что я...
Верю, что я еще...
Думаю, что самое важное для меня...
Когда я был маленьким, я часто...
Мои родители...
Мои друзья редко...
Когда на меня кричат…
Текст, написанный на карточках, должен помочь участникам раскрыть себя.
ЛАДОШКИ
Все сидят в кругу. Каждому дается лист бумаги и карандаш, или фломастер. На листе бумаги каждый обводит свою ладонь. В центре пишется свое имя, используемое в группе. В каждом из нарисованных пальцев записывается хорошее, любимое в себе качество. На этом листе каждый член группы может написать пожелание его владельцу, или то, что ему нравится в этом человеке. Листы передаются одновременно по кругу.
Психологический комментарий: Желательно звучание спокойной музыки. Когда «ладошки» пройдут круг и вернутся к своим владельцам, их можно прочитать и оставить себе на память.
ЖОНГЛЕРЫ
Цель – развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?
"ЗАТО..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;
после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
ВСТАНЬТЕ С МЕСТ
Цель – развитие уверенности в себе. Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
ВОСПОМИНАНИЕ
Цель – способствует развитию концентрации, успокоения.
Ведущий: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо и радостно на душе. Вспомните свои мысли, чувства, ощущения. Побудьте в этой ситуации, прочувствуйте ее еще раз. Откройте глаза. Закройте глаза опять и вспомните ситуацию, когда вам было грустно, неприятно, нехорошо. Откройте глаза. Снова закройте глаза и вернитесь в то состояние, в каком бы вы хотели быть сейчас».
Психологический комментарий: При желании и готовности группы можно обсудить состояния участников в той и другой ситуации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).
Группа разбивается на два круга – внешний и внутренний – друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо – к другому партнеру.
Следующие задания:
- побороться руками,
- помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Последней процедурой каждого занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему. Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз – не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь – средне, так себе.
Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Затем оговаривается время следующего занятия. Ведущий благодарит всех и прощается с группой.

Поделиться