Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком Ш план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш Конспект обучение грамоте звук ш

Конспект урока по грамоте в предшколе.
Тема: Согласный звук [ш], буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
- развивать речь, мышление, память.
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Этапы урока:
1. Орг. момент (2-3 минуты).
2. Ход урока (10-15 минут).
3. Закрепление (7-10 минут).
4. Итог урока (2-3 минуты).
1.Орг. момент (2-3 минуты).
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Ребята, как вы думаете, какой сейчас урок?
Как вы догадались?
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Из чего состоят слова?
Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки?
Назовите все гласные звуки?
Что вы знаете о согласных звуках?
Дидактическая игра.
«Не ошибись».
Раздаю детям по три фишки: красную, синюю и зеленую. Ребята, положите их перед собой.
Если я назову гласный звук, то вы поднимаете красную фишку, если я назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку.
(а, мь, д, о, у, п, рь, ы, ль, н, м, я, ё, нь, ю, и, сь, с).
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
2.Ход урока (10-15 мин).
На доску вывешиваю картинки (шар, шляпа, шприц, шишка, душ, Шапокляк, буква Ш).
- Ребята, что изображено на картинках?
Прошу детей закрыть глаза в это время убираю одну картинку.
Ребята, какой картинки не хватает на доске?
Молодцы вы очень внимательные.
Меняю местами картинки.
Так делаю несколько раз.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Давайте проговорим еще раз, что изображено на картинках.
Какой одинаковый незнакомый вам звук есть во всех этих словах?
Правильно ребята это звук Ш.
Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
Был ничей, а будет наш.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Правильно ребята, сегодня мы познакомимся с новой буквой.
Эта буква называется буква Ша.
Вывешиваю на доску букву Ша.
Ребята, на что похожа буква Ша?
Ф/минутка «Лягушки»
На болоте две подружки-
Две зелёные лягушки-
Утром рано поднимались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно приземлялись.

Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Ребята, выложите у себя на парте из карандашей букву Ша.
3.Закрепление (7-10 мин).
Игра «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если будет ловушка – хлопаем в ладоши.
^ Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз, лягушка.

Пальчиковая гимнастика.
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Ребята, сейчас мы научимся писать с вами букву Ша.
Показываю детям как писать на доске.
Ученики прописывают в воздухе.
Ребята, откройте свои тетради раскрасьте букву Ша, а затем мы напишем с вами печатную букву Ша.

Ребята, сейчас мы напишем с вами слово шар.
Делим слово на слоги, выделяем звуки.
Какой звук первый мы слышим в этом слове (ш), буква Ша.
Какой второй звук (а).
Какой третий звук (р).
Ученик выход к доске, остальные работают в тетрадях.
4.Итог урока (2-3 минуты).
Что мы сегодня делали на уроке?
С какой буквой мы познакомились?
Что нового вы узнали?

Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Дарья Асигритова

Цель:

знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой Ш.

2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,

умение выделять нужный звук в словах.

3. Формировать умение устанавливать классификационные

отношения между понятиями.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

рассказа.

5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить

ударение.

7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,

память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение

разгадывать загадки.

8. Расширять и активизировать словарный запас детей.

9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Материал

Демонстрационный:

доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

Раздаточный:

картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы

(Дети сидят на ковре)

Отгадайте загадку:

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

Что ж едят они все?

Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

3. Основная часть занятия

а)Звуковой анализ слова «шишки»

(Дети сели за столы)

Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 5 звуков)

Давайте разберем слово «шишки»

Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 2 слога)

Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)

Разделите слово «шишки» на слоги.

Назовите 1-ый слог.

Из скольки звуков состоит 1-ый слог?

(1-ый слог состоит из 3-х звуков)

Назовите 2-ой слог.

Из скольки звуков состоит 2-ой слог?

(2-ой слог состоит из 2-х звуков)

Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])

Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

Поставьте ударение.


Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

б)Фонематическая зарядка.

(Дети сели на ковер)

Как шипит змея?

Как шипит гусь?

в)На что похожа буква Ш.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

г)Знакомство с буквой Ш.

(Дети сели за столы)

Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

Из скольки элементов состоит данная буква?

Что изображено на иллюстрации?

Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш])

Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

д)Игра «Кто внимательный?»

(Дети сидят на ковре)

Рассмотрите картинки.

Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»

(Дети встали в круг на ковре)

Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

ж)Подготовка руки к письму.

(Дети сидят за столом)

Пальчиковая гимнастика.


з) Работа в тетрадях .

Раскрашивание буквы Ш

Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

Подумайте почему на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш])

Что такое шляпа?

(Головной убор)

Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

Каким цветом раскрасите букву Ш?

А шляпу?

Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

и)Упражнение «Классификация предметов»

(Дети сидят на ковре)

Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.

В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.


Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

к)Прописывание буквы Ш

(Дети сидят за столом)

Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

(Дети сидят на ковре)

Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала» .

О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

Куда села кошка?

(На окошко)

От куда вышла мышка?

(Из норки)

Куда пошла мышка?

(На кухню)

Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)

4. Итог занятия.

С какой буквой познакомились?

(С буквой Ш)

Что мы узнали о звуке [ш]?

(Что звук [ш] всегда твердый)


Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других

Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.

Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .

Организационный момент.

Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.

Садитесь.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 . Актуализация опорных знаний.

Что такое речь?

Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)

Чем обозначают звуки на письме?(буквами)

Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)

А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?

А что это за буква такая интересная Ь?

Что в ней особенного?

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

Вы наверное уже догадались какая тема урока.

Буквы Ш,ш.-доска

Цель урока.

С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Работа со звуком (доска)

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.

Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ

Постановка проблемы, открытие новых знаний.

Звук Ш не простой, а с секретом.

И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:

Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)

Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш

Отгадать загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки

Белые снежинки .

Повесим игрушку на ёлочку?

Почему нет? (звонкий согласный Ж)

Растут они на ёлке,

Но это не иголки. (шишки )

Почему да? (глухой согласный звук Ш)

Ветки ёлки шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, хлопушки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Висят на ёлке нити пёстрой мишуры

И разноцветные шары.

Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?

Произнесите медленно:

ХЛАПУШШКИ

Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?

Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?

Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.

Получилось?

Значит какой вывод можно сделать?

Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ

Работа с буквами

На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша.

На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд

Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)

А где нужна загл.буква?(имена собс)

Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)

Послушайте слово и назовите звуки

Печатаем в блокнотах,а один у доски

Шышки (карточка)-----шишки (карточка)

А у кого по другому?(с буквой И)

Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)

Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.

Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)

Давайте откр. Учебник и найдем это правило.

Ши пиши с и.(карточка)

А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)

Физминутка

Тренировка в чтении

Чтение слогов с ш

Чтение слов

Мыши

Малыши

Ши на(доска)

Какое лишнее? Почему

Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?

Речевая гимнастика.

Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.

Ша – ша – ша

Наша ёлка хороша.

Шо – шо – шо – мы играли хорошо.

Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом

Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)

Прочитаем?

Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз

Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.

Работа по учебнику. Слова черныеи

Составить предложение с именами собств и связать с нг

А что можно составить из предлож.(текст)

Я вам приготовила рассказ.

Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.

Сколько предложений

Как узнали?По рисунку предположите о чем речь

Чтение читающим.

Беседа по тексту

Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

Что было особенно интересным?

Что показалось трудным?

А что помогло справиться с трудностями?

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»;

дом - мак - кот...

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

Символ звука: змея шипит: ШШШШШ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

ша-шо-шу-ши...; аш-ош-уш-иш...; шта-што-шту-шты...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ша-аш, шо-...; аш-ша, уш-...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы.., ланды..., камы...

Задание 8 . Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:

ША: -ры, -кал, -лун...;

ШИ: -на, - ло...;

ШУ: -ба, -ра...;

ШО (ШЕ): -рох, -пот...

Задание 9 . Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)?

Ка..., кры..., гру..., ча..., афи...

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.

Чашка - шашка, мишка - ..., фланг - ..., дар - ..., губы - ..., Гарик -...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове». Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:

шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].

Задание 13 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - на поляне малыши.

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш - дайте карандаш.

Ош-ош-ош - у меня нож.

Иш-иш-иш - у меня малыш.

Уш-уш-уш - теплый душ.

Ашка-ашка-ашка - летит букашка.

Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.

Ишка-ишка-ишка - маленькая мышка.

Задание 16 . Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).

Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.

Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.

Задание 17 . Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами -

Не хватай ее руками.

О.Гофман

На что похожа буква Ш?

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Игры с буквой.

Задание 18 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов:

шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:

мышка - мишка - мушка - мошка - кошка - кашка - Пашка - пышка - пушка - душка - Дашка - Даша.

Чтение предложений, нахождение предлога:

Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу.

Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

Поделиться