Значительное влияние на развитие. Факторы развития способностей. Синдром эмоционального сгорания - следствие

Психология и эзотерика

Основным фактором детерминирующим развитие и функционирование живых организмов а также отдельных физиологических систем в составе организма выступает не прошлое событие а подготовка к еще не наступившим событиям которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоящих действий на основе опережающего отражения и механизмами целеполагания. Любой поведенческий акт живого организма обеспечивается рядом системных механизмов и процессов которые организуются в функциональную систему: механизм афферентного синтеза...

PAGE 1

ЛЕКЦИЯ 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ, ОКАЗАВШИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

Традиции современной отечественной психологии исходно закладывались в работах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Если в концепции Сеченова исходно присутствовало стремление вывести психические явления из сложных отношений между организмом и средой, то в теориях Павлова (и особенно у его последователей-физиологов) присутствует неявное стремление свести сложные психические явления к рефлекторным связям организма и среды, а в конечном итоге – к физиологическим механизмам образования временных нейрофизиологических связей в мозге.

В 30–60-х гг. теория И.П. Павлова в СССР была использована как идеологический фундамент, обеспечивающий, ограничение научных исследований в области психологии.

Позднее концепция условного рефлекса в рамках физиологии была преобразована в концепцию «рефлекторного кольца с обратными связями, реализующимися посредством сенсорных коррекций» в теориях П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Оба выдающихся отечественных физиолога прямо указали на необходимость разработки психологических аспектов организации поведения, которые выходят за пределы физиологических исследований.

В рамках культурно-исторического и деятельностного подходов к объяснению психических явлений отношения между нейрофизиологическими функциями мозга и психикой человека наиболее последовательно были теоретически простроены А. Р. Лурией.

1. Петр Кузьмич Анохин (1898– 1974). Теория функциональных систем в организации жизнедеятельности живых организмов

  1. Системообразующий фактор в процессах организации жизнедеятельности у живых организмов – полезные приспособительные эффекты в отношениях «организм – среда», достигаемые в результате процессов функционирования и развития организма. Системообразующий фактор детерминирует формирование и функционирование системы.
  2. Основным фактором, детерминирующим развитие и функционирование живых организмов, а также отдельных физиологических систем в составе организма выступает не прошлое событие, а подготовка к еще не наступившим событиям , которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоящих действий на основе опережающего отражения и механизмами целеполагания.
  3. Целенаправленность живой системы основана на опережающем отражении , которое появилось с зарождением жизни на Земле и является отличительным свойством живого. Опережающее отражение заключается в активной избирательной подготовке к будущим изменениям пространственно-временной структуры среды, которые представляют собой повторяющиеся ряды событий. Опережающее отражение в процессе эволюции формируется путем развития и ускорения в миллионы раз цепей химических реакций, которые в прошлом возникали как следствия повторяющихся изменений среды. Опережающее отражение в разных формах представлено на каждом уровне как филогенетической, так и онтогенетической организации живых организмов.
  4. Для объяснения активности живого организма следует изучать не функции отдельных органов и систем организма, а функциональные системы – координированное взаимосодействие органов и систем органов, направленное на получение конкретного результата в будущем. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в будущем. Поведение живого организма представляет собой непрерывную последовательность (континуум) взаимосвязанных результатов, достигаемых на протяжении индивидуальной жизни, а отдельный поведенческий акт – это отрезок такого континуума от одного результата к другому.
  5. Любой поведенческий акт живого организма обеспечивается рядом системных механизмов и процессов, которые организуются в функциональную систему:
  • механизм афферентного синтеза , обеспечивающий принятие решения о том, что, как и когда необходимо делать для получения полезного результата на основе: а) доминирующей мотивации (что делать?); б) прошлого опыта (памяти); в) обстановочной афферентации (как делать?); г) пусковой афферентации (когда делать?),
  • механизм принятия решения , который включает процессы экстраполяции будущего, вероятностное прогнозирование и построение программы действий. Принятие решения завершается формированием акцептора результатов действия, который включает: программу действий, прогнозирование параметров будущих результатов и механизм их сличения с реально достигнутыми результатами,
  • механизмы и процессы последовательной реализации действий при постоянном контроле и корректировке их выполнения на основе обратной афферентации (обратных связей) о достигнутых результатах, которые сопоставляются с акцептором результатов действия,
  • Механизмы оценки результатов , санкционирующие переход к следующей фазе поведения.
    1. У каждого вида живых организмов в процессе филогенеза складываются и проявляются специфические гетерохронии в закладке и темпах развития различных функций в онтогенезе. Это связано с необходимостью формирования целостных функциональных систем, обеспечивающих достижение общеорганизменных целей во взаимосвязях с окружающей средой на каждом этапе онтогенетического развития.

2. Николай Александрович Бернштейн (1896–1966). Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций

Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна одна из наиболее часто упоминаемых психологами физиологических теорий. Теоретический подход Н.А. Бернштейна к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности».

  1. Для объяснения целенаправленных действий живого организма необходимо опираться на принцип активности . Активность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программирования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внутренней среды организма с внешней средой. Представления о стимул-реактивной или условно-рефлекторной организации поведения на основе автоматизированных цепей элементарных ответных реакций на внешние раздражители является ошибочным. Поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.
  2. Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения « модели потребного будущего » на основе вероятностного прогнозирования, механизмов программирования действий, механизмов коррекции действий по ходу их исполнения. Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить понятием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт регуляции и контроля всех отправлений организма по принципу обратной связи на основе непрерывного потока афферентной сигнализации контрольного и коррекционного назначения.
  3. Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей , которая предполагает:
  • активную постановку цели на основе внутренних механизмов целеполагания. а также планирование способа ее достижения в соответствие с предметными условиями ситуации;
  • реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осуществляется на разных психофизиологических уровнях при участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локомоторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у человека).

  1. Опорно-двигательная система позвоночных – это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности которых определяется числом степеней свободы в каждом суставе. Увеличение степеней свободы подвижности до двух и более ведет к необходимости их ограничения при организации движений. Устранение избыточных степеней свободы движущегося органа есть координация движений , которая осуществляется путем:
  • целесообразного выбора траектории движений на основе ограничения избыточных степеней свободы;
  • постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инерционных сил, образующихся в результате любых движений и передающихся на все звенья кинематической системы;
  • постоянной координации между силами, действующими на организм из внешнего мира, и внутренними силами, возникающими при сокращении мышц.
    1. Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций , которые обеспечиваются различными органами чувств (афферентными, рецепторными системами), следящими за выполнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные системы выполняют две основные функции:
  • сигнальную связь организма с внешним миром (ориентировка во внешней среде);
  • обеспечение координированной работы органов, реализующих двигательные действия (ориентировку в организации собственного поведения).
    1. Сенсорные коррекции протекают по формуле « рефлекторного кольца », зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уровней. Разные двигательные задачи в зависимости от своего содержания и смысловой структуры обеспечиваются качественно различающимися, формирующимися на протяжении индивидуальной жизни целостными синтезированными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций лежат в основе разнообразных навыков и умений.

  1. Каждый уровень организации сенсорных коррекций характеризуется:
  • нейрофизиологической локализацией и анатомическим субстратом (определенными типами рецепторов и типами чувствительности, проводящими нервными путями, центрами в ЦНС);
  • ведущей афферентацией – особенностями сигналов, которые поступают от органов чувств и обеспечивают восприятие результативности собственных движений и действий;
  • специфическими характеристиками и свойствами движений, которые преимущественно регулируются данным уровнем сенсорных коррекций;
  • набором самостоятельных движений, которые преимущественно организуются и управляются данным уровнем;
  • фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных действиях, управляемых вышележащими уровнями;
  • дисфункциями и патологическими синдромами.
    1. Выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций , на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий:
  • Уровень А. УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА, РУБРО-СПИНАЛЬНЫЙ, ПАЛЕОКИНЕТИЧЕСКИЙ.

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы, иннервируемые вегетативной нервной системой (в отличие от неокинетических поперечно-полосатых мышц); спинной мозг и стволовая группа красного ядра (palaeorubrum, neorubrum).

Ведущая афферентация: информация о положении и направленности тела в поле тяготения, проприорецепция давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус поперечно-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбудительных и механических характеристик мышечного тонуса.

Движения, где данный уровень выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие и удержание определенной позы. При этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остаются на протяжении всей жизни непроизвольными инеосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

  • гиперфункция (при патологии вышележащих уровней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталепсия;
  • гипофункция: тремор при выполнении целенаправленных действий (который также может быть связан с поражением уровня С).
  • Уровень В . УРОВЕНЬ СИНЕРГИИ И ШТАМПОВ, УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ В «ПРОСТРАНСТВЕ ТЕЛА», ТАЛАМО-ПАЛЛИДАРНЫЙ, НЕОКИНЕТИЧЕСКИЙ.

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела (входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эффекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкорковому эффектору – полосатому телу.

Ведущая афферентация: суставно-угловая проприорецепция скоростей и положений частей тела (тело выступает исходной системой координат), экстероцептивная кожная чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотносительно к чему-либо вовне – приспособленность к обширным мышечным синергиям; стройность и налаженность мышечных движений во времени, их чередование и повторяемость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: выразительная мимика и пантомимика, пластика, вольные упражнения, управление ритмом движения, обеспечение чередования работы обширных групп мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей.

Дисфункции и патологии:

  • гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии, гиперкинезы;
    • гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма – выключение отправлений самого уровня и снятие контроля над уровнем А; деавтоматизация различных сложных предметных действий; персеверации в момент начала и остановки движений.
  • Уровень С . УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЙСТВИЙ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПОЛЕ, ПИРАМИДНО-СТРИАЛЬНЫЙ.

Включает два подуровня.

Локализация и анатомический субстрат: полосатое тело (corpus striatum), состоящее из хвостатого ядра (nuclei caudati) и скорлупы (putaminis), являющейся верхним этажом экстрапирамидной системы; первичные сенсорные зоны коры головного мозга; гигантопирамидное поле коры головного мозга; кора полушарий нового мозжечка; тангорецепторика; вестибулярный аппарат.

Ведущая афферентация: синтетическое восприятие пространственного поля внешнего мира, а также внешних объектов; восприятие собственных движений в координатах внешнего пространственного поля.

Регуляция апериодичных, точных, геометрически конфигурированных вокруг внешних объектов, целенаправленных движений, а также регуляция предметных действий.

Подуровень С 1 – стриальный (экстрапирамидная система).

Характеристика движений: непроизвольные локомоторные и манипулятивные движения в соответствии с задачами и характеристиками пространственного поля.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: всевозможные перемещения всего тела впространстве, перемещения предметов; баллистическиедвижения с установкой на силу.

Дисфункции и патологии: нарушения непроизвольных движений в координатах внешнего пространственного поля.

Подуровень С 2 – пирамидный (кортикальный)

Характеристика движений: произвольные движения в пространственном поле, требующие прицеливания, копирования, подражания, практические действия с учетом физических свойств предметов.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: точные целенаправленные, произвольно регулируемые действия по отношению к внешним физическим характеристикам предметов.

Дисфункции и патологии: нарушения произвольных движений (дистаксии, атаксии); нарушение точности движений в пространстве.

  • Уровень D. УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ, ТЕМЕННО-ПРЕМОТОРНЫЙ, КОРТИКАЛЬНЫЙ

Ведущая афферентация: представления о плане действий и конечных результатах.

Характеристика движений: организация движений в соответствии с предполагаемым результатом и способом его достижения, а не с внешними физическими характеристиками предметов; организация орудийных действий; имеется лево-, правосторонняя асимметрия движений.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: системы взаимоподчиненных действий, обеспечивающие решение задач, условия которых требуют установления межпредметных отношений.

  • Уровень Е . ВЫСШИЕ КОРТИКАЛЬНЫЕ УРОВНИ СИМВОЛИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИИ.

Характеристика движений: движения подчинены не физическим предметам, а умственным схемам, понятиям, символическим операциям, отвлеченному замыслу.

Данный уровень регуляции действий связан с высшими психическими функциями и организацией умственных действий.

  1. Основные этапы процесса формирования двигательного умения и навыка:

а) Период первоначального знакомства с движением – выявление операционально-двигательного состава движения:

  • ознакомление с тем, как выглядит движение внешне, «снаружи»;
  • прояснение внутренней картины движения – перешифровка внешних афферентных сигналов: а) во внутренние программы движения; б) афферентные команды, обеспечивающие отработку правильных коррекций;
  • распределение сенсорных коррекций по иерархическим уровням организации движений.

б) Период автоматизации движений :

  • постепенная передача отдельных компонентов движения или всего движения полностью в ведение фоновых уровней;
  • увязка, согласование деятельности всех низовых уровней сенсорных коррекций;
  • подбор имеющихся двигательных программ, которые сложились ранее для реализации других движений и могут входить в состав нового двигательного действия.

в) Период стабилизации и стандартизации двигательного навыка :

  • достижение прочности и помехоустойчивости выполняемого движения;
  • достижение стереотипности путем эффективного использования реактивных и инерционных сил с целью обеспечения динамической устойчивости траектории движения.

3. Александр Романович Лурия (1920–1975). Теория системной динамической локализации высших психических функций в мозге

  1. Высшие психические функции человека (ВПФ) – это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные (орудиями, языком, знаками) по своему строению, сознательные и произвольные по способу своего функционирования (А.Р. Лурия здесь солидарен с Л.С. Выготским).
  2. Физиологической основы ВПФ – нейро-анатомические структуры коры головного мозга человека, на основе которых дифференцируется и развивается динамическая система нейро-физиологичерких функций. ВПФ формируются и развиваются у человека на протяжении индивидуальной жизни во внешних формах взаимодействия с предметами окружающего мира и с другими людьми. Необходимым физиологическим условием для формирования ВПФ человека является кора головного мозга, анатомо-морфологические особенности которой потенциально могут служить основой для формирования в онтогенезе и реализации различных нейропсихологических функциональных систем.
  3. ВПФ – это сложные функциональные системы, которые причинно обусловливаются внешними взаимодействиями человека с предметным миром и людьми. Взаимодействия с внешним миром, в свою очередь, обусловливают формирование и развития новых нейродинамических отношений между разными отделами мозга. При этом:
  • основной причиной формирования ВПФ выступает ориентировочно-исследовательская активность человека во внешнем мире, организуемая в совместных, разделенных с другими людьми действиях и в общении;
  • нейрофизиологические процессы и функции выступают необходимым условием (но не причиной!) формирования ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализации новых способов ориентировки и организации взаимодействий с внешним миром, которые приобретаются субъектом.
    1. Мозговая локализация нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих реализацию ВПФ, формируется в онтогенезе и зависит от особенностей индивидуального развития человека, которые задаются внешними формами деятельности и общения . Мозговая локализация ВПФ обеспечивается путем онтогенетического дозревания нейронных анатомо-морфологических структур и формирования на их основе новых функционально-динамических физиологических систем. На разных этапах онтогенеза строение ВПФ изменяется; при этом изменяется и их динамическая функционально-физиологическая организация и мозговая локализация.
    2. Реализация ВПФ обеспечивается тремя взаимосвязанными функциональными блоками мозга:
  • блоком регуляции тонуса и бодрствования : ретикулярная формация, подкорковые образования, лобные отделы коры мозга;
  • блоком, обеспечивающим прием, переработку и хранение информации: затылочные, теменные и височные отделы коры головного мозга;
  • блоком, обеспечивающим программирование, регуляцию и контроль деятельности: лобные отделы коры головного мозга.

При этом функциональная организация коры головного мозга имеет иерархическое строение (закон иерархического строения корковых зон, входящих в состав каждой нейропсихологической функции).

Первичные проекционные зоны коры головного мозга:

  • служат проекцией в мозговой коре той или иной рецепторной или эффекторной системы;
  • обеспечивают четко фиксированные рецепторные или эффекторные функции;
  • входят как обязательные компоненты в построение сложных функциональных систем.

Вторичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции и организации процессов, происходящих в первичных проекционных зонах.

Третичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции процессов, происходящих во вторичных проекционных зонах, и обеспечивают объединение результатов деятельности разных анализаторов и эффекторов в целостные образы и программы поведения.

  1. При очаговых поражениях мозга нарушения высших психических функций подчиняются ряду закономерностей . В зависимости от того, какой отдел мозга в нейро-функциональной системе поврежден, одна и та же ВПФ будет нарушаться в различной степени: а) может частично или полностью распадаться; б) функционально перестраиваться на основе использования других способов нейро-динамиеской организации. Поражение одного и того же отдела мозга может одновременно вести к специфическим нарушениям множества разных ВПФ и проявляется как множество одновременно возникающих симптомов – как синдром.
    1. В разные возрастные периоды организация ВПФ различаются: а) по психологическому составу входящих в них ориентировочных и исполнительных операций и действий; б) по функционально-структурным особенностям нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих их реализацию. Эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным:
  • на ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший по отношению к пораженному участку мозговой «центр», т.к. его формирование и развитие основывается на функциях нижележащих «центров»;
  • на стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функциональной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр».

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25123. Классификация алгоритмических языков 31.5 KB
Различают два уровня машинноориентированных языков: символического кодирования ассемблеры и макроязыки макроассемблеры. Это требование значительно уменьшается при использовании машиннонезависимых языков. Структура этих языков ближе к структуре естественных языков например к структуре английского языка чем к структуре машиноориентированных языков.
25124. Классификация задач, решаемых с помощью ПЭВМ 33.5 KB
В зависимости от типа и количества исходных данных задачи. Если при решении задач в качестве исходных данных используются числовые величины то задачи называются расчетными. Это задачи для решения которых требуются вычисления по математическим формулам. Если для решения задачи требуется однотипная обработка большого количества числовых данных то такие задачи называются задачами обработки данных или табличными.
25125. Этапы решения задач с помощью ЭВМ 46 KB
Этапы решения задачи на ЭВМ Разработка любой задачи на ЭВМ состоит из нескольких этапов. На каждом из них решаются свои специфические вопросы определяющие в конечном счете общий результат решаемой задачи. Первым этапом является четкая формулировка задачи обычно на профессиональном языке выделение исходных данных для ее решения и точные указания относительно того какие результаты и в каком виде должны быть получены. Второй этап формальная математическая постановка задачи т.
25126. Понятие о моделировании 34.5 KB
При решении задачи обычно исследуют не реальный объект а его модель искусственно созданный объект обладающий всеми существенными признаками реального объекта. Модель это такой материальный или мысленно представляемый объект который в процессе исследования замещает объекторигинал так что его непосредственное изучение даёт новые знания об объектеоригинале. Математическая модель это система математических соотношений формул уравнений неравенств и т. Модель должна полностью соответствовать реальному объекту или процессу.
25127. Понятие алгоритма 40.5 KB
До этого математики довольствовались интуитивным понятием алгоритма. Понятие алгоритма отождествлялось с понятием метода вычислений. Такие доказательства неосуществимы без точного понятия алгоритма для доказательства несуществования алгоритма решения того или иного класса задач надо точно знать несуществование чего требуется доказать.
Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование , и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение : семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение : инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 - 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется - надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности . Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей . Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом "возвращается" к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса . Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество - должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода "обжиг". Опора на сотрудничество - это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.


Контрольные вопросы

1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле­
дующих отраслей медицины, кроме:

О психиатрии;

© травматологии;

© неврологии;

О нейрохирургии.

2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут раз­
рабатываться без клинической психологии:

О фитотерапии;

© физиотерапии;

© психотерапии;

О лучевой терапии.

3. Кем был предложен термин «биоэтика»?

© Хайдеггером; © Поттером;

О Юдиным.

4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле­
дующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

О анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

© изучения соотношения развития и распада психики;

© разработки философско-психологических проблем;

О установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее
развитие в последней четверти XX в.?

О модель Гиппократа;

© биоэтика;


Глава 11. Теоретике-методологические основы клинической психологии ■ 317

© деонтологическая модель;

О модель Парацельса.

6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как
этиология и патогенез психопатологических расстройств?

О принцип единства сознания и деятельности;

© принцип развития;

© принцип личностного подхода;

© принцип структурности.

7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?

О Декарт;

© Спиноза;

© Бентам;

Глава 12 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Основные понятия

Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализа­ции психических функций определяется тем, что учение о системной орга­низации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой про­блемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психичес­ких явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, тра­диционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физио­логии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения от­ношение между мозгом как материальным источником психики и идеальны­ми по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помо­щью четырех категорий.

Категория функции. Психика является функцией, деятельностью моз­га, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как лично­сти - к жизни в среде социальной, причем регуляторный и созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга - это форма пространственно-временной организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является органическим эле­ментом более общей системы - всего организма.


Глава 12. Нейропсихология ■ 319

объектами и явлениями внешнего или внутреннего «физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и качественны­ми характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократ­ного перекодирования их информационных эквивалентов.

Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обра­ботка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мыш­ления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к по­вышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и по­веденческая активность, реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая энтро-пийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведе­ние сопровождаются многоступенчатыми преобразованиями. Эти процес­сы затрагивают как оперативную информацию, так и хранящуюся в дол­говременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом инфор­мационных отношений является знаковое опосредование всей внешней сре­ды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченно-го поведения.

Категория информации в нейропсихологии имеет и еще один аспект. Она представляет собой определенную организацию состояний ее носителя - мозга, которая обеспечивает возможность регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.

Категория активности. Любой психический процесс своеобразно ак­тивен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в ре­альном действии, либо в поведенческом акте. Феноменологически - это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно на­блюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без моз­говой физиологической основы, берущей начало от общих обменных про­цессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, идет из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской час­ти на потоки, обслуживающие соматические и психические функции орга­низма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может связать психику с ее материальным носителем. Они являются различными сторонами диалектически многогран-


320 ■ Часть 3. Клиническая психология

ного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших форм жизни в пространственно-временном континууме.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного моз­га. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но от­личающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Клиническая нейропсихология - является основным направлением, за­дача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом ис­следования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между по­вреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процес­сов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психичес­ких потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихо-логического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений моз­га (Вассерман).

Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей эксперимен­тальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также иссле­дует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а так­же проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с по­добной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихо­логии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздраже­ния электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участ­ков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препарата­ми, временно отключающими функционирование определенных зон.

Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функци­онального расстройства.

Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстанов­лением утраченных высших психических функций, обучением и перестрой­кой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологи-


Глава 12. Нейропсихология ■ 321

ческих средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опи­раясь на принципы динамической организации высших психических функ­ций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утрачен­ные в результате болезни или травмы функциональные системы, через кото­рые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллекту­альные, эмоциональные-мотивационые, двигательные и поведенческие меха­низмы.

Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитацион­ная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия игра­ют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихоло­гия, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ос­лабленных психических или двигательных функций, тренировки на фор­мирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, мо­торики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической ди­агностики и контроль за эффективностью восстановления функции или ком­пенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование пси­хических процессов с помощью объективных методов, использующих для ана­лиза физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетиз-мограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате совре­менной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».

Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточ­няющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томо­графия, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вво­димых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.

Четких границ между указанными направлениями не существует, а но­вый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.

А.Д. Градовский подчеркивал политический смысл понятия «самоуправление». Он был убежден в том, что государство, передавая некоторые из своих функций органам местного самоуправления, обязано предоставить им возможность осуществлять «акт власти» (то есть действовать на правах государственной власти). Он выступал за предоставление земствам в определенных законом пределах самостоятельности и властных полномочий1.

В. П. Безобразов трактовал бюрократические и самоуправленческие учреждения как «двоякие органы одного и того же государственного организма, различные формы одной и той же власти». Главный недостаток Положения 1864 г. он видел в том, что земские учреждения не были введены в общую систему государственного управления, а поставлены «подле нее...» По мнению В. П. Безобразова, земским органам было дано «много воли и никакой власти». Их слабость он объяснял отсутствием у них «правительственных» прав2.

Б.Н. Чичерин трактовал земства как юридические лица, которые государство учреждает для удовлетворения общих потребностей. Он признавал за ними значение общественных союзов, которые управляются «издаваемыми государством законами и состоят под контролем государственной власти, но существуют для удовлетворения особых интересов известных лиц или местностей». Б.Н. Чичериным проводилась мысль, что государство получает выгоду, приобретая помощника в лице местного самоуправления. Оно «избавляет его от лишнего бремени, исполняя то, что без его помощи легло бы на собственные его органы». В случае недостаточной эффективности деятельности земских учреждений «государство может, не забирая дела в свои руки, приходить на помощь... или же восполнять пробелы собственными учреждениями не в виде замены, а в виде завершения и усовершенствования общественной инициативы»3.

Определенным влиянием в XIX в. пользовалась юридическая теория, возникшая на базе государственной теории местного самоуправления. Ее сторонники сводили сущность местного самоуправления к одному основному признаку - самоуправляющиеся единицы являются обособленными от государства публично-правовыми юридическими лицами. Они считали, чтоправа органов местного самоуправления неотъемлемы и неприкосновенны для государства. Органы самоуправления, по их мнению, осуществляют волю не государства, а местных сообществ. У общин имеются особые цели и интересы, которые отличаются от целей и интересов государства. Однако эта теория имела целый ряд слабых мест:

Þ неприкосновенность прав органов местного самоуправления существует только для конкретных органов администрации, но не для самого государства, которое вправе законодательно изменить их или вовсе отнять;


Þ самоуправляющиеся единицы, являясь субъектами предоставленных им прав, так же, как и органы государственной администрации, подлежат контролю правительства;

Þ невозможно определить критерии для установления, какие функции, исполняемые органами самоуправления, соответствуют их собственным интересам, а какие - интересам государства (разграничить эти две сферы стремилась и общественная теория самоуправления).

Известный русский правовед Н.И. Лазаревский считал, что каждая из рассмотренных выше теорий верна «в том смысле, что ею указывается на признак, встречающийся в самоуправляющихся единицах и имеющий для них существенное значение, но каждая из этих теорий была неверна в том, что возводила указанный ею признак в основной и исключительный». Исходя из этих соображений, он сформулировалкомплексное определение сущности местного самоуправления как такой формы децентрализованного государственного управления, при которой «тем или иным способом обеспечены как действительная независимость от коронной администрации, так и связь этих органов с местным населением»1.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение втеории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

В основетеории социального обслуживания делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.

Большинство современных ученых трактует местное самоуправлениекак относительно децентрализованную форму государственного управления на местах. В правовой теории местное управление рассматривается, как правило, сквозь призму таких понятий, как деконцентрация и децентрализация.

Так, известный французский правовед Ж. Ведель под деконцентрацией понимает организационную технику, которая состоит в передаче важных прав по принятию решений представителям центральной власти, поставленным во главе различных административных округов или государственных служб.

Различают вертикальную и горизонтальную деконцентрацию. В рамках первой все полномочия по представительству интересов центральных властей на местах передаются только одному государственному чиновнику (в результате деконцентрация в центре порой сопровождается концентрацией власти на местах), а в рамках второй - на местном уровне образуется несколько «центров власти» с распределением обязанностей по отраслевому принципу.

Децентрализация же, отмечает Ж. Ведель, состоит в передаче прав на принятие решений не просто представителям центральной власти, а органам, которые не находятся в иерархическом подчинении центральным органам власти и зачастую избираются заинтересованными гражданами1.

Таким образом, деконцентрация и децентрализация, являясь двумя видами перемещения властных полномочий из центра на места, имеют существенные различия.Деконцентрация - это лишь техника управления, которая сама по себе не равнозначна демократии, поскольку сохраняет всю администрацию в распоряжении центральной власти или ее представителей. Реформы по деконцентрации, указывает Г. Брэбан, имеют управленческий, а не политический смысл: в географическом отношении аппарат управления приближается к гражданам, но сами они никакой властью не наделяются2.

Придецентрализации происходит непосредственное отчуждение полномочий государства как юридического лица в пользу другого юридического лица, каковым является местный управленческий коллектив.

О преимуществах децентрализованного государства перед централизованным писал еще в первой половине XIX в. А. де Токвиль в сочинении «Демократия в Америке»3. Он утверждал, что правительство, выступающее как единственный гарант и арбитр народного счастья, создает лишь иллюзию своего

всемогущества в разрешении всех проблем. Ему больше ничего не остается, кроме как принять на себя бремя думать за всех и самому преодолевать все трудности.

Положение о большей эффективности децентрализованных систем государственного управления подтверждается выводами современной науки, в частности общей теорией систем Л. фон Берталанфи и эволюционной теорией Ж. Пиаже. Последний обосновал тезис, чтолюбые системы - физические, биологические и социальные - являются саморегулируемыми. Саморегуляция выступает в виде совокупности действий системы, направленных на ее самосохранение и развитие.Чем сложнее и динамичнее процессы, в которые включена какая бы то ни было система, тем большей степенью свободы она должна обладать для своевременного реагирования и адаптации к происходящим изменениям и сохранения устойчивости. Существует лишь одно эффективное решение этой проблемы - расширение самостоятельности подсистем в пределах жизнеспособности системы как целого. Для социально-политических систем это означаетослабление диктата «сверху», развитие самоуправления, в первую очередь регионального и местного, при одновременной демократизации управления.

Таким образом, местное самоуправление отвечаетдвум основным социальным запросам: во-первых, реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, во-вторых, созданию эффективной власти на местах, способной удовлетворять как жизненно важные потребности населения, так и интересы общегосударственного развития. В этой связи исключительно важны идеи А. де Токвиля о том, что первоначальным источником власти является отнюдь не государство и даже не народ, а добровольно объединяющиеся индивиды, сами управляющие собственными делами. Именно в таких условиях у людей формируются подлинное гражданское самосознание, чувство долга и ответственности, способности соизмерять свои потребности с потребностями ближних, согласовывать интересы. Идеалом А. де Токвиля являлось общество, функционирующее как совокупность множества свободных и самоуправляющихся ассоциаций и общин.

В своем сочинении «Демократия в Америке» он писал: «Общинные институты...открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».

Как актуально это предостережение для молодой российской демократии!Тоталитаризм, загнанный внутрь общественного организма, проявился в таких гипертрофированных формах, что от конституционного принципа местного самоуправления на практике мало что остается.

Самостоятельно решая локальные проблемы под свою ответственность, органы местного самоуправления ожидают от государственных органов управления «правил игры», помощи в пополнении местных ресурсов, если их не хватает для организации жизни в соответствии с минимальными социальными стандартами. Правовое пространство, в котором бы нормально функционировало местное самоуправление, его материально-финансовое обеспечение формировались в западных странах на протяжении многих десятков лет, создавая благоприятные правовые условия для жизнедеятельности местного сообщества. Это длительный эволюционный путь развития местного самоуправления, и их опыт требует тщательного изучения.

Анализируя прошлое и настоящее местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что постепенно с учетом исторических, географических, политических и культурных традиций чаще всего использовались три модели: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и смешанная (гибридная). На чем основывается видение и теоретическое осмысление этих моделей и каковы методологические предпосылки для обоснования российской модели?

В Великобритании - родине классических муниципальных форм - сложилсятип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы - отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. В XIX в. в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут выполнять лишь те функции, которые им прямо разрешены по закону. Это предопределило роль Британского парламента в формировании муниципального права.Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. С 1689 по 1832 гг. парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г. закона о попечительстве бедных, который считается актом, положившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, которая постоянно работает с оплачиваемым аппаратом и стала основной деятельностью всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищеты. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Данный акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т. д. Этим и последующими актами была создана современная система британских муниципальных органов1.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государствдействует муниципальная система, которая в основе своей имеет континентальную (французскую) модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII - начале XIX вв., существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялосьв развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест, то есть континентальная модель представляет иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации и в рамках которой на центральные органы власти активно работает целая сеть агентов на местах.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяютместное (коммунальное) самоуправление Германии (смешанная модель). Самоуправление, согласно современной немецкой доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря,государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций. В Германии нет федерального закона о местных органах власти: основополагающие начала и принципы самоуправления изложены в статье 28 Основного закона. Статус общин в Германии характеризует следующие положения: община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции, за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления; община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону; община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Определенными специфическими качествами муниципальной организации отличаются также такие страны, как Италия и Япония: губернатор японской префектуры, избираемый местным

населением и считающийся главой местной администрации, выполняет целый ряд общегосударственных функций1.

Сравнительно-правовой анализ различий рассмотренных выше моделей организации местного управления в развитых странах позволяет сделать вывод о том, что эти различия не носят принципиального характера. Наметилось даже определенное сближение между ними с учетом опыта осуществления муниципальных реформ во Франции и Великобритании, начатых в 80-е годы.

Кроме того, исторический опыт человечества показывает, что наиболее устойчивой является модель самоуправляемого общества, где «каждый индивид прежде всего сам ответственен за решение собственных проблем, добровольно объединяясь с другими индивидами, а также участвуя в организациях и взаимоотношениях в пределах и на условиях, устанавливаемых конституциями и другими взаимными соглашениями людей и принимаемых соответствующими органами управления»2.Тем самым разрешается главное сущностное противоречие между объективной необходимостью взаимодействия людей в рамках государства при осуществлении общественных интересов, с одной стороны, и самореализации своего личностного потенциала, своих способностей, с другой, в целях создания благоприятных условий жизни в экодиалоге человека и природы.

Государственное управление и местное самоуправление - две стороны общественного противоречия между необходимостью централизации и децентрализации власти, где ведущей стороной является местное самоуправление. И доказательством тому -общеизвестный факт возникновения государства и государственного управления на базе общинного управления.

Так,управление племенной общиной в русских землях в VII-Х вв. осуществлялосьна племенных сходах, которые постепенно трансформировалисьв сельские сходы, а также в городские веча.

Например, из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены вечем1, за период с 1126 по 1400 гг. Новгородским вечем было избрано 275 посадников из числа наиболее могущественных боярских фамилий и более 80 князей. Избирались в Новгороде совет господ, а также тысяцкий. На собраниях районов (концов) и улиц города избирались кончанские и уличанские старосты. Приводя в качестве естественно развивающихся элементов самоуправления Новгородское вече, автор далек от идеализации его как одного из наиболее демократических институтов в истории общества, так как апелляция к массам всегда была дополнительным инструментом власти, декорацией видимости участия граждан в принятии решений. Печать общинного управления носят на себе и первые известные правовые кодексы «Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная русская правда», а также летописи «Повесть временных лет», «Белозерская грамота» и другие.

С началом объединения русских земель в XV в. формируется жестко регламентируемая сверху государственная власть. В этих условиях элементы самоуправления сохранились почти без изменения в сельских общинах и частях, улицах городов (посадов). В крупных поселениях и городах наместников постепенно сменяет система местных государственных учреждений (губные органы) и должностных лиц (городовые приказчики). В середине XVI в. в результате земской реформы в уездах, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносотенных и дворцовых земель, а также посадские люди получили право выбирать из своей среды старост («излюбленные головы») и целовальников, земских судей и дьяков («лучших людей»). Крестьянская община по-прежнему избирала сотских, пятидесятских, на которых в своей деятельности и опирались старосты и целовальники. Постепенно выборные местных органов, подпадая под надзор воевод, превращались последними в служащих государства.

Реформы Петра I носили отпечаток влияния Западной Европы. В 1699 г. посадское население получило право избирать из своей среды бургомистров. В 1718г. Петр I распорядился восстановить право местного городского сословного управления, и в 1723-1724 гг. были созданы городские магистраты и ратуши. Однако эти органы, не в пример западноевропейским, жестко контролировались государственными чиновниками и вскоре после смерти Петра I «вросли» в структуру российского государства.

В 1775 г. правительство провело новую реформу местного управления на основе децентрализации власти, в результате чего местные государственные учреждения получили большие полномочия. Почти одновременно началась реформа городского самоуправления в соответствии с «грамотой на права и выгоды городам Российской Империи». Эта реформа разделила городское население на 6 сословных разрядов, первичным органом сословного самоуправления в городе было городское собрание. Предоставление права избирать и быть избранным регламентировалось возрастным и имущественным цензом.

«Городское собрание избирало городского голову, бургомистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей от городского сословия в общие и словесные учреждения»1. Собрание выбирало также распорядительный орган сословного самоуправления - Общую городскую думу. Эти новации затем были использованы в ходе земской реформы 1864 г., поскольку в редакции правительства Екатерины II реформа проработала недолго - до 1798 г., когда городское сословное управление было соединено с полицейскими ведомствами.

В первой половине XIX в. самоуправление в городах переживало кризис, связанный с ужесточением полицейско-надзорных функций государства. Прекратили существование такие представительные органы, как городские депутатские собрания, а также общие думы. Их члены использовались для отдельных поручений Шестигласной думой, в функции которой входил надзор над торговлей на базарах и благоустройство города под надзором губернатора. «Приниженное значение городских органов самоуправления вызвало равнодушие городских сословий к службе в сословных учреждениях и уклонение от нее»2.

Тяжесть и неповоротливость государственной машины, проявление наиболее косных черт бюрократизма, уклонение дворянства и купечества от гражданской службы, а также заметные демократические изменения и их результаты в Западной Европе вынудили правительство России искать пути реформирования системы государственного управления.

После крестьянской реформы 1861 г. возникла необходимость возрождать повсеместносельское общинное самоуправление. Для крестьян были созданы крестьянские сословные учреждения. Сельское общество на сходе избирало сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских (последние исполняли надзорные и полицейские функции). Волостной сход избирал волостного старшину, волостной суд, а также представителей на предварительный съезд для выборов гласных в уездное сельское собрание, разрешал хозяйственные проблемы волости. В качестве представительного органа существовало волостное правление.

Таким образом,земская и городская реформы 1864-1870 гг. имели в основе своей исторический опыт общинного и городского самоуправления в России, а также опирались на заимствования из западноевропейского опыта. Причем ее относительный успех объясняется тем, что реформаторы не копировали слепо западные модели, а внедрили структуры, понятные народу и «пригодные к работе в конкретных социально-экономических и политических условиях»3.

У нынешних поборников возрождения земских традиций в организации местного самоуправления в Российской Федерации наряду с положительными моментами - стремлением опираться на отечественные корни, желанием предоставить жителям поселков, сел, деревень, городов широкие полномочия для проявления инициативы, простотой и доступностью изложения проектов

нормативных документов - присутствуют и недостатки: идеализация земства, опора на устаревшие сомнительно демократические институты и попытка их перенесения на современную почву России, которой ближе опыт недавних времен, опыт работы Советов.

Расходятся с духом времени также попытки оправдать формирование представительных органов на сословной основе, нежелание учитывать национально-культурные особенности регионов Российской Федерации и т. д. При этом упускается из виду, что условия формирования земских учреждений, порядок назначения и утверждения должностных лиц, утверждение нормативных актов строго регламентировались и контролировались государством в лице губернаторов и присутствий1.

Вызывает удивление утверждение председателя Российского земского движения Е. Паниной о том, что «земства никогда не строились по национальному или партийному принципу, а были всесословными органами представительства»2. В качестве примера, ставящего под сомнение утверждение, обратимся к документам: в Положении о губернском и уездном земском управлении в ст. 16, примечание 3, читаем: «Евреи впредь, до пересмотра действующих о них указаний, не допускаются к участию в земских избирательных собраниях и съездах»3.

Далее, в Именном Высочайшем указе от 14 марта 1911 г. «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Волынскую, Киевскую, Витебскую, Минскую, Могилевскую и Польскую губернии» пункт 10 гласит: «В Двинском, Люцинском и Рижском уездах, Витебской губернии в первые отделения земского избирательного собрания и земских избирательных съездов входят лица русского происхождения, во вторые - прочие лица; в остальных уездах Витебской губернии и в уездах Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерний в первые отделения входят лица, имеющие право участия в собрании или съездах, по принадлежности, за исключением лиц польского происхождения, а во вторые - лица польского происхождения»4.

То же в примечании к п. 10, и к п. 11 в отношении съездов, избираемых волостным сходом5.

Аналогичные узаконения имеются и в Положении об общественном управлении городов. Об этом же говорит и Л.Е. Лаптева: «По требованию губернатора лица, признанные неблагонадежными, должны были удаляться от должности»1.

В заключение следует обратить внимание всех идеалистов от земства на Временное положение о волостном земском управлении 1917 г., которое построено на гораздо более демократичных принципах.

Другая крайняя точка зрения на использование мирового исторического опыта проявляется во взглядах современных «западников», которые склонны принимать за основу организации системы местного самоуправления в Российской Федерации англо-американский, немецкий или французский опыт и демонстрирующие желание видеть в наших законах зеркальное повторение Европейской хартии местного самоуправления.

Между тем российское местное самоуправление имеет довольно большой и разноречивый опыт. Оно с момента возникновения государственности на Руси в малоизмененном виде сохранялось длительное время только в сельских общинах в отдельных районах страны и испытывало постоянный гнет со стороны центральных органов государственной власти.

Включение местных органов управления в систему государственных органов в советский период отнюдь не лишило местное управление основ исторического опыта, не уничтожило, как это пытаются доказать некоторые правоведы, историки и политики, принципов организации местного самоуправления, ограничив их умением граждан самостоятельно решать местные вопросы. Зависимость местного самоуправления от желания или нежелания государственных органов «дать ему волю» присутствует в настоящее время так же, как и 500, 200 или 70 лет назад. Увеличилась только значимость местного самоуправления и зависимость политической и экономической мощи государства от целостности, развитости и организованности его форм.

Однако опыт развития цивилизации убеждает нас в правоте француза А. де Токвиля, говорившего более 100 лет назад, что «коммунальные институты делают для свободы то, что начальная школа для науки; они делают ее доступной для народа, позволяют вкушать ее плоды и привыкать ею пользоваться. Нация может ввести у себя свободное правление и без коммунальных институтов, но у нее не будет духа свободы»2.

Отмечая необходимость достижения экономической и политической свободы как основы процветания общества - в том числе и через развитие местного самоуправления, - следует иметь в виду: а) Россия - своеобразная страна; б) Россия имеет собственный исторический опыт самоуправления в лице сельских общин, городского (посадского) общественного управления, земских учреждений и Советов; в) нельзя не принимать во внимание имеющуюся систему местного управления; г) процесс реформирования системы местного самоуправления не может завершиться по команде сверху или в установленные сроки, поскольку он - результат определенной эволюции, показатель отхода государства от административно-командной системы управления и, несомненно, свидетельство зрелости граждан, готовых взять на себя всю полноту власти и ответственности за решение местных дел;

д) много полезного можно почерпнуть из опыта других народов, если проявить способность учиться, критически воспринимать его применительно к условиям Российской Федерации.

Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К. Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается проблема приближения власти к народу.

Однако идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой природе своей государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность мест, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.

Итак, исследование генезиса и концептуальных моделей местных сообществ позволяет более отчетливо представить содержание муниципальной науки, сформулировать ее современную теорию и методологию, уточнить научные основы муниципальной науки и современной системы подготовки кадров муниципального управления. Вопросы эти приобретают особую актуальность, но требуют дополнительных усилий, неординарных подходов, без чего не может быть эффективного муниципального управления.

1

Цели развития промышленности и экономики в целом должны быть ориентированы на формирование и развитие эффективных, гибких и устойчивых рыночных производственных структур, способных обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции в условиях усиления процессов формирования постиндустриальных общества и экономики. Для преодоления негативных долговременных тенденций требуется выработка новых комплексных подходов к развитию промышленных предприятий, основанных на принципах и элементах экономики знаний, а также формирование организационно-экономических инструментов, позволяющих более эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал. Особенности развития промышленных предприятий позволили выявить факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия, такие как: независящие от деятельности предприятия – общеэкономические, рыночные, и зависящие от деятельности предприятия – финансовые, маркетинговые, производственные, инновационные, позволяющие оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития и являющиеся основой выбора альтернатив стратегического управления.

устойчивость

факторы внутренней и внешней среды

устойчивое развитие промышленного предприятия

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Татарских Б.Я. Основные тенденции динамики структуры производственно-технологического потенциала машиностроения России. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005.

Устойчивость формируется под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты . Факторы - конкретные события и тенденции, сгруппированные по области необходимой информации, то есть по основным разделам исследования рынка.

Таким образом, факторы устойчивости - причины, которые могут вызвать ее нарушение (повышение или снижение), классифицируемые в зависимости от среды возникновения, характера и направления воздействия, объекта воздействия и т.п.

Факторы можно подразделить по методам на: экономические и неэкономические (политические, правовые, экологические); по способам: факторы прямого и косвенного воздействия .

Их соотношение, взаимодействие, взаимосвязь исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых субъектов, но и для всей экономической системы. В определенные исторические периоды воздействие одних усиливается, других - ослабевает.

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять экономическую устойчивость во многом зависит от действия внутренней группы факторов - от состояния его внутренней среды.

Внутренняя группа факторов включает в себя цели, задачи, структуру, технологию, кадры предприятия. В странах со стабильной экономикой соотношение внешних и внутренних факторов складывается в пользу последних. Так, анализ банкротства предприятий в развитых странах показывает, что к банкротству причастны на 1/3 внешние и 2/3 внутренние факторы. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях стабильной экономики основные помехи, мешающие развитию предприятия, как правило, заключены в сфере его собственной деятельности и содержат внутренние расхождения и противоречия по поводу целей предприятия, средств их достижения, ресурсов, методов организации деятельности и управления по достижению целей .

Факторы внешней среды имеют различные уровни и направленности воздействия. Возможно их разделение на три уровня: региональный, национальный и международный. По своей направленности факторы являются стабилизирующими или дестабилизирующими.

В последнее десятилетие возросло воздействие внешних факторов, особенно международного уровня дестабилизирующей направленности. Воздействие факторов внешней среды в значительной мере делает менее устойчивой равновесие и стабильность субъектов хозяйственной деятельности, отраслей, ведет к росту зависимости от них национальной экономики в целом.

Факторы внешней среды национального и регионального уровня можно подразделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Попытаемся провести классификацию факторов, влияющих на экономическую устойчивость предприятия.

Ранее предприятие рассматривалось как закрытая производственная система, и практически не учитывалось влияние окружающей среды на его развитие. Считалось, что внешняя среда практически не действует на предприятие, и научные изыскания в основном были направлены на исследование и совершенствование внутренней среды предприятия. Во времена административно-командной системы, централизованной плановой экономики с этим можно было согласиться. В условиях рыночной экономики предприятия уже не могут игнорировать влияние внешней среды. Игнорирование внешней среды сегодня означает банкротство предприятия завтра.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет устойчивость деятельности предприятия, влияет на предприятие посредством объективных и субъективных факторов. Действие каждого фактора может по-разному проявляться на эффективности работы предприятия. Помимо внешних факторов на устойчивость предприятия влияют факторы внутренней среды предприятия. Схема действия факторов внешней ивнутренней среды предприятия на его устойчивое развитие представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия

Объективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая прямое воздействие на функционирование и развитие предприятия. К данной группе факторов относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и пр. ресурсов, потребителей, конкурентов и т.д.

1. Национальное законодательство является одним из главных объективных внешних факторов, который оказывает влияние на развитие предприятия. Все правовые акты можно подразделить на три группы: Федеральные правовые акты, правовые акты субъектов РФ, правовые акты местного самоуправления. Предприятия обязаны строго соблюдать нормативно-правовые акты всех уровней. Но как показывает практика, иногда законодательные акты не только разных уровней противоречат друг другу, вызывая неопределенность у производителя, но порой даже законодательство Федерального уровня дает противоречивое толкование.

2. Ресурсное обеспечение - совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия. На каждом предприятии должен вестись строгий учет используемых и требуемых ресурсов, который позволит предприятию их наиболее эффективно использовать.

В состав материальных ресурсов входят сырье, материалы, оборудование, энергия, комплектующие, без которых невозможно произвести продукцию.

Народонаселение представляет собой основной контингент трудовых ресурсов предприятия. Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Он включает совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность населения. Эти качества связаны:

  • со способностью и склонностью человека к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы;
  • с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации;
  • с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, интересов и потребностей.

Финансовые ресурсы - наиболее значимый вид ресурса. Кредитные учреждения оказывают большое влияние на существование и развитие предприятий. Большинство предприятий на сегодняшний день испытывают острый недостаток оборотных средств и вынуждены привлекать заемные средства путем взятия кредитов. Для развития промышленности в целом по России и регионам необходимо выработать политику льготного кредитования промышленных предприятий.

3. Партнеры - предприятия-партнеры оказывают значительное влияние на функционирование и устойчивое развитие предприятия. В условиях плановой экономики между предприятиями были заложены крепкие связи по поставке комплектующих. С распадом бывшего СССР, в условиях рыночной экономики, многие связи между предприятиями были разрушены и поэтому отличительным штрихом постприватизационного периода стал кризис в поставках между предприятиями, разрыв сложившихся устойчивых связей, вследствие чего многие предприятия либо прекратили свое существование, либо вынуждены были осваивать производство комплектующих у себя и искать новых деловых партнеров.

4. Предприятия-конкуренты являются одной из движущих сил развития предприятия. Именно конкуренция позволяет предприятию развиваться, выпуская конкурентоспособную продукцию и предоставляя персоналу наиболее лучшие условия труда. В настоящее время возрастает конкуренция не только на товарных рынках, но и на рынках материальных и трудовых ресурсов. Конкурентная борьба существенно влияет на внутреннюю среду предприятия, особенно на организацию производства. Поэтому необходимо постоянно анализировать и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, что позволит предприятию не только существовать, но и развиваться.

5. Потребители продукции в последнее время рассматриваются как один из самых значимых элементов внешней среды, влияющих на развитие предприятия. Во времена плановой экономики главной задачей предприятия было производство продукции в необходимых объемах, дальнейшая судьба товара производителя волновала постольку поскольку. В рыночной экономике именно от потребителя зависит благосостояние предприятия. Внешняя среда посредством потребителей оказывает влияние на предприятие, определяет его стратегию.

6. Органы государственной власти значительным образом воздействуют на функционирование и развитие предприятия. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Центральные и местные органы власти, включающие в себя совокупность органов законодательной и исполнительной власти, централизованно регулируют основные социально-экономические отношения в обществе. К функциям власти относятся: принятие законов и контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, должно касаться вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

В последнее время значительно усилилось воздействие судебной власти на функционирование предприятия. При существующей концепции перехода нашей страны к правовому государству возрастает количество вопросов, которые предприятию приходится решать цивилизованно, обращаясь в арбитражный суд.

Положительным моментом происходящих в России перемен является передача части полномочий государственной власти на места, что позволяет на местном уровне проводить законотворческую работу в области налогообложения, программ экономического развития и оказывать влияние на развитие промышленных предприятий. Развитие местного самоуправления открывает для предприятий новые возможности взаимовыгодных отношений с местными органами власти. Как показывает практика, многие предприятия оказались не готовы к рыночным отношениям. Парадоксально то, что возрастающая роль местной власти вкупе с богатейшими природными ресурсами практически никак не сказывается на современном состоянии России.

На изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и проводить политику как приспособления, так политику активного или пассивного противодействия.

Субъективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая косвенное воздействие на функционирование и развитие предприятия. Факторы косвенного воздействия играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих экономическую устойчивость. К данной группе факторов относят состояние экономики, природные, социально-политические факторы и т.д. .

1. Политическая ситуация - значительным образом влияет на развитие предприятия, влияние этого фактора особенно сильно для России. От того, какая складывается политическая ситуация в стране, зависит приток инвестиций из зарубежных стран, открытие зарубежных рынков для отечественных товаров. В стране политическая стабильность, прежде всего, определяется взаимоотношениями между государством и его гражданами и проявляется отношением государства к собственности, предпринимательству.

2. Экономическая ситуация - один из серьезных факторов, влияющих на развитие предприятия. Котировка акций отечественных предприятий на фондовом рынке, цены на энергоносители, курс национальной валюты, уровень инфляции, процентные ставки по кредитам являются показателями, отражающими состояние национальной экономики. На развитие предприятия большое влияние оказывает фаза развития экономики в стране. Экономический подъем благотворно действует на повышение деловой активности, развитие предприятия, спад отрицательно.

3. Научно-технический прогресс - значительным образом влияет на такую сложную систему, как предприятие. Открытия в области «высоких» технологий, электроники, компьютерной техники, создание новых материалов позволили практически за считанные десятки лет кардинально изменить производство на предприятиях, позволив выпускать высококачественную продукцию значительно снизив затраты материальных и человеческих ресурсов. Бурное развитие научно-технического прогресса ставит перед современным обществом проблему занятости населения, но она будет решаться за счет развития новых сфер приложения человеческой деятельности.

4. Информационное обеспечение - необходимо выделить в отдельный фактор, т.к. важность информации за последнее время в связи с развитием современных коммуникационных систем без преувеличения огромна. Современные предприятия буквально пронизывают информационные потоки. Данный фактор может относиться и к внешней среде и к внутренней среде предприятия (формируя информационную среду предприятия). От того, насколько эффективны внутренние потоки информации на предприятии, насколько оно способно принимать и анализировать информацию из внешней среды, зависит его дальнейшее развитие.

К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои цели, задачи, структуру, технологию, персонал.

Признавая глубокую и неразрывную связь факторов прямого и косвенного воздействия, их взаимообусловленность, следует отметить, что в те или иные периоды развития общества, особенно в период трансформации общественно-экономических отношений, зачастую детерминирующая роль принадлежит факторам косвенного воздействия (политическим, правовым, экологическим). Кардинальные изменения экономического курса, внедрение капиталистических экономических отношений в обществе стало результатом, прежде всего, воздействия политических факторов. Внедрение частной собственности, приватизация - одновременно форма и итог этого воздействия.

Внутренние факторы - факторы внутренней среды предприятия, оказывающие воздействие на его функционирование и развитие. Перечислим их:

1. Производство - сложный процесс, характеризующийся применяемым оборудованием, технологиями, квалификацией персонала. От того насколько совершенно оборудование и применяемые технологии, зависит качество выпускаемой продукции и, следовательно, ее конкурентоспособность. Производство является основным внутренним фактором, определяющим экономическую устойчивость предприятия.

2. Особую роль в обеспечении экономической устойчивости предприятий играет система стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент позволяет предприятию повысить эффективность управления, заложить основы стабильного развития бизнеса и, предусмотрев возможные негативные воздействия внешней среды, разработать меры противодействия. Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

3. Финансы - от того, как происходит на предприятии планирование финансов, зависит привлечение инвестиций, пополнение оборотных средств, использование полученной прибыли и в целом развитие предприятия.

4 Организационную структуру следует рассматривать как систему, позволяющую рационально использовать людей, финансы, оборудование, предметы труда, площади предприятия.

5. Персонал - рассматривается как один из основных видов ресурсов, без которого невозможно функционирование предприятия. От квалификации персонала, от мотивационных стимулов напрямую зависит устойчивость деятельности предприятия и его устойчивое развитие.

6. НИОКР - научные исследования и организация конструкторских разработок оказывают значительное воздействие на развитие предприятия, позволяют предприятию идти в ногу со временем, совершенствуя технологии, повышая конкурентоспособность.

Рис. 2. Классификация факторов устойчивого развития предприятия

В процессе исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся:

  • общеэкономические, такие как уменьшение объема национального дохода, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность налоговой системы и регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы;
  • рыночные, такие как снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, снижение активности фондового рынка, нестабильность валютного рынка;
  • прочие, такие как политическая нестабильность, негативные демографические тенденции, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной обстановки .

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять устойчивое развитие во многом зависит от действия внутренней группы факторов.

Факторы, зависящие от деятельности предприятия и влияющие на его устойчивое развитие, представлены на рисунке 2.

Таким образом, предложенная классификация факторов внутренней среды, влияющих на устойчивое развитие промышленного предприятия, позволяет оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития для дальнейшего выбора альтернатив стратегического управления.

Рецензенты:

Бахтеев Ю.Д., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Юрасов И.А., д.с.н., профессор, директор центра прикладных исследований ГАОУ ДПО Институт регионального развития Пензенской области, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Зингер О.А., Ильясова А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18044 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться