Дом-музей василия львовича пушкина на старой басманной улице. Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной Сейчас в доме на Старой Басманной работает филиал музея А.С. Пушкина - «Дом-музей Василия Львовича Пушкина»

Василий К. и К. Комаров: Насильственное кормление белыми верёвками. («Манхэттен», 04 марта 2006г.)

4 марта два очень разных музыканта – Василий К. и Кирилл Комаров представили в арт-клубе «Манхэттен» свой экспериментальный проект под интригующим названием «Насильственное кормление белыми верёвками». С самого начала Василий честно предупреждал о том, что это действо не будет иметь ничего общего с его сольными выступлениями. И, мол, «не уверен – не догоняйся». Т.е. сомневающимся в возможности адекватно отреагировать на происходящее, возможно, лучше и не ходить… Но Наташино любопытство и неравнодушие к явлению по имени Василий и его творческим продуктам сыграло свою роль. И Наташа рискнула сходить. О чём, сразу замечу, не пожалела…

Пролог

Действие первое. Василий К.

К микрофону вышел Василий и объявил, что прежде чем обрушивать на головы слушателей всю тяжесть нового, для начала они с Кириллом поиграют немного своего по отдельности. По-моему, ход был вполне оправдан, особенно учитывая то, что публика в этот вечер в основной своей массе явно состояла из двух «лагерей» — слушателей Василия, которые впервые видели Кирилла Комарова, и наоборот. Так что все получали равные возможности понять, с чем и с кем имеют дело.

Соответственно, первым начал Василий… В своём небольшом выступлении он обошёлся без «убойных» хитов, отыграв несколько песен из числа звучащих на концертах очень редко, либо не звучащих вообще. В том числе прозвучали «Дуб твоей любви» (после которой автор заметил, что, как выяснилось, он подсознательно «содрал» эту песню с некой композиции группы «E.S.T.»), «Правда и любовь» и «Пьяный дервиш» в шведскоязычном варианте. Во время исполнения одной из вещей Вася кроме гитары в качестве аккомпанирующего инструмента также использовал какую-то загадочную свистульку. В целом же о его выступлении можно сказать как всегда так – хорошо, но мало.

Действие второе. К.Комаров.

Беглое знакомство с творчеством этого музыканта для меня исчерпывается менее чем десятком песен, которые неоднократно доводилось слышать на всяческих «солянках» ещё со времён существования «Зоопарка» (в смысле клуба). Песни эти нравились, но не настолько, чтобы возникло желание ознакомиться более детально. В этот вечер получилось услышать ещё несколько не известных ранее вещей. Больше всего из них запомнились «Happy End» и «В эту субботу». Начал же своё выступление Кирилл с, пожалуй, одной из самых широко известных своих композиций — «Дым». Также прозвучали «Внутри моих глаз», «Не мной придуманный блюз», «Сияй как звезда»…

Комаров играет на восьмиструнной гитаре, от чего музыкальное сопровождение приобретает некоторую необычность. Ну и сама манера игры достаточно интересна и узнаваема. Хотя в то же время несколько монотонна. А посему слушать можно (я сейчас о себе, если что) только строго порционно.


Василий, надо заметить, слушал коллегу внимательно и с явным интересом.

Действие третье. Верёвки в студию!

И вот музыканты вместе на сцене. Между двумя стульчиками образовалась табуретка с тарелочкой, на которой Василий неспешно разместил реквизит – те самые загадочные «белые верёвки», вынесенные в название программы. Ими оказался копчёный сыр «косичка». Как позже в ходе действа объяснил Кирилл, именно этими «белыми верёвками» его пытался накормить Вася, когда Кирилл впервые был у него в гостях в Москве. Собственно в ходе последующего действа Василий снова пытался повторить «насильственное кормление», но Кирилл уверенно отрицательно мотал головой. Так что Васе пришлось питаться за двоих.

Ещё одна записка вылилась практически в песню, ибо её текст Василий зачитывал под музыкальное сопровождение. Ещё пара личных посланий зачитана не была. В перерывах между музыкальными номерами Вася и Кирилл разговаривали друг с другом и рассуждали на разные темы. В частности, была задвинута мощная телега о соответствии различных тональностей разным типам людей.


Длилось всё это безобразие около часа. Зрители на него реагировали очень по-разному. Некоторые выражали откровенное неприятие, почти перестав наблюдать за происходящим на сцене и ведя свои собственные беседы. Другие, напротив, продолжали внимательно слушать. Лично я, поскольку примерно такого хода событий и ожидала изначально, не была действом разочарована и наблюдала с интересом и удовольствием. Всё-таки, то, как общаются между собой две творческие единицы, достаточно любопытно. В общем, по-моему, эксперимент музыкантам вполне удался. Не уверена, что подобное было бы особенно интересно видеть и слышать второй, пятый или десятый раз, но как одноразовая акция – вполне.

Спасибо обоим участникам мероприятия за позитивный вечер, и отдельно Василию – за возможность беспрепятственного входа-выхода.

P.S. Для интересующихся – в апреле Вася обещал приехать со своим электрическим составом – «Интеллигентами». Ждёмс!

Музей Василия Львовича Пушкина aglomerat wrote in November 5th, 2013

На Старой Басманной улице много интересных зданий. В давние времена здесь располагалась Басманная слобода с множеством усадебных домов. Главной нашей целью в день прогулки по старой улице был новый музей В.Л.Пушкина.


С одной стороны Старая Басманная улица начинается с площади Разгуляй. Это название площадь получила от одноимённого кабака, который был расположен на месте нынешнего дома 38.

Музей Василия Львовича Пушкина

По адресу Старая Басманная, дом 36 находится музей Василия Львовича Пушкина. Дядя великого поэта снимал дом на Старой Басманной улице у титулярной советницы П.В.Кетчер. 8 сентября 1826 года здесь побывал Александр Сергеевич Пушкин, который заехал погостить у своего дяди после встречи в Кремле с Николаем I. Пушкин тогда вернулся в Москву после ссылки. Сам дом был построен в 1819 году.

Елоховская церковь, здесь был крещён А.С.Пушкин

Район Немецкой слободы тесно связан с Александром Сергеевичем Пушкиным. Он родился на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, а крещён он был недалеко от нынешнего музея В.Л.Пушкина, в церкви Богоявления в Елохове. Крещение прошло 8 июня (по старому стилю) 1799 года.

Передняя, первый этаж музея

Музей после долгой реставрации был открыт 6 июня 2013 года, в день рождения великого поэта. Посетители могут увидеть старую планировку, а также сохранившиеся филенчатые двери, угловую печь в гостиной, фрагменты дубового паркета. Каждого посетителя ждёт три этажа интересных экспозиций.

В передней все гости В.Л.Пушкина могли раздеться, снять с себя верхнюю одежду.

Зала, первый этаж музея


Самая большая комната - зала. Здесь висит много картин с видами Москвы. Дядя и племянник были москвичами, и любили родной город. Василий Львович хорошо знал московские достопримечательности, с гордостью показывал их иностранцам.


Камердинерская, первый этаж музея

В камердинерской жил камердинер Василия Львовича - Игнатий Хитров. Каждому посетителю будет интересно изучить платяной шкаф, рукомой и ретирадное кресло, находящиеся в этой комнате.


Часы и каминный экран в кабинете, первый этаж музея

В кабинете В.Л.Пушкина находится шкаф с большой книжной коллекцией, кушетка с ширмой, а также интересный каминный экран.

Письменный стол в гостиной, первый этаж музея

В гостиной во времена В.Л.Пушкина собирался цвет московской литературы, известные поэты и писатели: бывший министр юстиции, поэт И.И. Дмитриев, издатель «Московских ведомостей», поэт, князь П.И. Шаликов, ближайший друг Василия Львовича, поэт, князь П.А. Вяземский. Гостями В.Л. Пушкина были великий польский поэт А. Мицкевич, поэт А.А. Дельвиг, автор остроумных эпиграмм, библиофил С.А. Соболевский. А.С. Пушкин читал в гостиной у дяди свое сочинение, которое потом было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум».


Столовая, первый этаж музея

В столовой запахи еды сочетались с красивыми полотнами видов Италии. В буфете - столовое серебро сестры В.Л. Пушкина Елизаветы Львовны, в замужестве Сонцевой. На накрытом столе - арзамасский гусь, символ веселого литературного общества «Арзамас», старостой которого был Василий Львович. За этим столом трапезничал и племянник хозяина - А.С. Пушкин.

Экспозиция "Опасный сосед", первый этаж музея

Василий Львович Пушкин был известным стихотворцем начала XIX века. Он является автором первых манифестов карамзинской школы. Одним из самых известных его произведений является «Опасный сосед» - поэма, появление которой в 1811 году стало литературной сенсацией. А.С. Пушкин восхищался поэмой дяди, и увековечил имя героя Буянова на страницах своего романа «Евгений Онегин».

Письменный стол, антресольный этаж музея

На верхнем антресольном этаже, находится комната, где А.С. Пушкин останавливался у дяди. Он приехал в Москву во время коронационных торжеств, запечатленных на гравюре и литографии. В тот приезд в Москву, А.С.Пушкин привёз только что написанную трагедию «Борис Годунов», которая стала его литературным триумфом. В Москве А.С. Пушкин встретил Наталью Николаевну Гончарову, свою будущую жену.

Экспозиция "Танец", антресольный этаж музея

Ещё одна комната на последнем этаже позволяет погрузиться в мир московского детства А.С. Пушкина. С Василием Львовичем связаны детские годы Александра, поездка в Петербург, в Царскосельский Лицей, первые шаги на поэтическом поприще.

Также в музее есть Цокольный этаж, на котором расположен гардероб и касса, в которой можно приобрести билеты. Взрослый - 150 рублей, льготный - 20 рублей.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555-1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви - Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского - освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры - Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.

История постройки этого дома относится к 1820 году. В 1819 г., на месте сгоревшего в 1812 г. участка по улице Старой Басманной, титулярная советчица Пелагея Кетчер, строит добротный деревянный особняк на каменном фундаменте. В 1824 г. его арендует Василий Львович Пушкин - старший брат отца Александра Сергеевича.

Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной открылся 6 июня 2013 г. - в день рождения великого поэта. Во время пребывания в нем дяди, Пушкин неоднократно бывал в этом доме, его здесь любили и радушно принимали. Недалеко от него он родился - в доме на перекрестке Госпитального переулка и улицы Малой Почтовой.

Именно к своему «парнасскому отцу» поэт приехал сразу после ссылки в 1826 г. Василий Львович был на тот момент известным литератором и стихотворцем. Его произведение «Опасный сосед» столичные жители переписывали вручную.

От оригинальной обстановки дома осталось немного - планировка дома, старинные двери, изразцовая печь в гостином зале и часть дубового паркета. Все остальное - вещи, предметы мебели, книги 18-19-х веков, картины, иконы – свезены в него по крупицам.С их помощью реставраторы воссоздали интерьеры комнат и атмосферу гостеприимного дома. Главный зал, гостиная, столовая, камердинерская, антресольный этаж - изысканное убранство помещений выполнено за счет подлинных предметов того времени. Гарнитур из карельской березы с обивкой, расшитой вышивальщицами Сретенского монастыря, полотна живописцев XVIII века, старинные серебряные приборы, принадлежащие сестре поэта - Елизавете Львовне, на обеденном столе - муляж жареного гуся - символа литературного сообщества «Арзамас», в которое входил дядюшка Пушкина. За таким столом бывало трапезничал и сам Александр Сергеевич. Интересна комната антресольного этажа, обустроенная под детскую. Это настоящий мир с собранием игрушек того времени, одежды, картинами на детскую тематику, серебряным рожком из которого кормили детей.

Василий Львович был весьма образованным человеком, в совершенстве владел французским - он первый перевел стихи племянника, издал в Париже русские народные песни. Имел обширнейшее собрание книг, от которой до нас дошел один подлинный экземпляр - книга «Театр г-на де Лану», изданная в 1757 г. в Париже. На ее титульном листе сохранилась «владельческая подпись» В. Л. Пушкина.

В доме бывали выдающиеся люди того времени - князья Вяземский и Шаликов, барон Дельвиг, Адам Мицкевич, Н. Карамзин, К. Батюшков и др.

Дядюшка скончался в 1830-м году - накануне свадьбы племянника. Поэт глубоко скорбел: «Никогда еще ни один дядя не умирал так некстати» - так он отозвался на его смерть.

Пушкинская Москва – особая грань литературной жизни столицы, полная поэтического очарования ушедшей эпохи. Поэтому гостям города советуют посетить как можно больше пушкинских мест и погрузиться в прежнюю Москву: исконную, русскую, уютную – почти провинциальную, уступившую в XVIII-XIX веках первенство пышному Санкт-Петербургу. Одна из вех на пути в прошлое – музей Василия Львовича Пушкина, родного дяди великого русского поэта.

Посещение этого дома подарит яркую картину московской жизни 200 лет назад. В доме Василия Львовича Пушкина царит атмосфера уюта и поэзии. И хотя сам музей очень молод, практически все представленные в нем экспонаты – это подлинники XVIII‒XIX вв. Недалеко от дома-музея находится величественный Богоявленский кафедральный собор. На протяжении нескольких десятилетий он был главным кафедральным собором Русской православной церкви. В 1799 году именно в этом соборе был крещен маленький .

Кем был Василий Львович

Василий Львович Пушкин (1766‒1830) – дядя Александра Сергеевича Пушкина, известный в Москве литератор и светский человек. Современники уважали его отменный поэтический вкус, знание русской и европейской литературы и прогрессивные политические взгляды. Племянник Василия Львовича, великий поэт Александр Пушкин, называл его своим «парнасским дядей», имея в виду, что именно Василий Львович стал его первым литературным наставником. Благодаря ему Александр Пушкин вошел в круг писателей, став своим для Николая Карамзина, Василия Жуковского, Константина Батюшкова.
Творчество самого Василия Львовича тоже повлияло на развитие русской литературы XIX века, хоть и не в такой степени, как произведения его гениального племянника. В.Л. Пушкин принимал участие в спорах между литераторами, в которых определялось будущее русского языка, был старостой литературного общества «Арзамас» и автором популярной поэмы «Опасный сосед».
Добрый, хлебосольный и остроумный Василий Львович считался одним из любимцев всей Москвы. Пушкин говорил о нем, как о «любезнейшем из всех дядей-поэтов».

Как возник музей

Здание, в котором разместился музей, построено в 1820 году на месте выгоревшего во время квартала на улице Старая Басманная. Деревянный дом возвели на более старом каменном фундаменте. Вы сможете оценить его старинное происхождение, как только войдете в музей, так как вход расположен в каменном подвале. Здесь в небольшой экспозиции вы увидите археологические находки XVIII-XIX вв., в основном керамические изделия.

Дом не перестраивался со времен Пушкина, поэтому представляет собой редкий для современной Москвы образец деревянной архитектуры XIX в. Подходя к нему, обратите внимание на интересную ограду здания: именно так оберегали в старину свои дома от любопытных взглядов прохожих. Помимо реконструированной ограды особняка, в музее вы увидите подлинные угловые печи в гостиной, филенчатые двери и фрагменты дубового паркета.

Несмотря на то, что дому В.Л. Пушкина очень много лет, музей в нем открылся недавно, в 2013 году. Восстановление здания стало образцом тонкой кропотливой работы специалистов и заслужило государственную премию в 2013 г.

В гостях у Василия Львовича

Василий Львович Пушкин арендовал этот дом в сентябре 1824 года и прожил в нем несколько лет. Рядом располагались владения его знакомых и родственников – сестры Анны Львовны, А. Мусина-Пушкина, Н. Карамзина, П. Чаадаева, Муравьевых, Куракиных. Александр Пушкин в первый раз посетил этот дом 8 сентября 1826 г., когда вернулся из ссылки. Своего жилья у поэта не было, и он заехал к дяде сразу после аудиенции в Кремле у императора Николая I.

В музее всего 8 помещений на двух этажах. Передняя – это зал, где посетители могут увидеть диван, вешалку и зеркало с разложенными визитными карточками гостей Василия Львовича. На стене висит изображение генеалогического древа рода Пушкиных, который насчитывает более 600 лет.

Из этой комнаты можно пройти в зал ‒ большое и светлое помещение с многочисленными зеркалами. Он украшен портретами XVIII‒XIX вв., на почетном месте – портрет хозяина дома. Также вы увидите уникальное полотно Федора Алексеева «Вид боярской площадки в Кремле», представляющее нам романтический облик столицы. На столике лежит альбом с рисунками Константина Батюшкова.

Далее можно пройти в гостиную – место проведения литературных вечеров пушкинской поры. В этой комнате читались новые произведения, велись жаркие споры о поэзии и новинках литературы. Отрывки из «Путешествия в Арзрум» здесь читал сам А. С. Пушкин. Гостями в этом доме бывали князь Петр Вяземский, Антон Дельвиг, Сергей Соболевский, Иван Дмитриев, князь Петр Шаликов, и другие.

На пианино вы увидите ноты музыкального произведения, сочиненного на стихи В. Л. Пушкина «К жителям Нижнего Новгорода». В этом произведении поэт выразил уверенность в скором падении Наполеона. С императором Франции он был знаком не понаслышке, ведь в 1803‒1804 гг. В. Л. Пушкин совершил поездку по Европе и был представлен Наполеону.

Войдя в столовую , обратите внимание на обстановку богатого дворянского особняка XIX в. На столе, сервированном изысканной посудой, стоят бокалы, которые словно ждут шампанского. Рядом расположены предметы аристократической жизни – столовое фамильное серебро, огромный гусь на блюде, изящный самовар. Гусь был символом поэтического общества «Арзамас», которым руководил В. Л. Пушкин.

Особый раздел выставки связан с сатирической поэмой В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Это произведение не изучают в школах в России, хотя в свое время оно было весьма популярным. Вышедшая в 1811 г. поэма в сатирическом жанре рассказывала о визите в публичный дом («веселый дом»). В качестве иллюстраций к поэме в музее были выбраны известные гравюры У. Хогарта с соответствующим сюжетом. Вы увидите веселого повесу и других персонажей на небольшой сцене в окружении стрел. Это символ литературной борьбы XIX в. между «патриотами» и «западниками» в литературной сфере.

Следующее помещение, самое важное в доме, – это кабинет поэта. За небольшой ширмой можно увидеть его кровать. Весь кабинет наполнен книгами, среди которых главное место занимает собрание сочинений Вольтера. Будучи членом Общества любителей российской словесности, В. Л. Пушкин увлекался собиранием книг, его библиотека была известна во всей Москве.На рабочем столе лежит издание одной из поэм его племянника А. С. Пушкина. Возможно, здесь, возле камина, дядя и племянник говорили о литературе. Достопримечательностью музея являются часы работы французского мастера Луи Раврио «Библиотека» ‒ дар Английского клуба в Москве. Время в этих стенах и вправду остановилось, сохранив приметы и аромат давно ушедших лет.

Пройдя на второй этаж, мимо уборной комнаты (ретирадной ), на антресоли , вы увидите предметы, связанные с Александром Пушкиным. В этой части музея воссоздан мир детства поэта: в витринах лежат его детская рубашечка, игрушки, картины и книги. Предполагается, что именно на антресолях А. С. Пушкин жил, будучи в гостях у дяди. В центре комнаты воссоздан уголок поэта, стоит кушетка и бюро. На открытой столешнице лежит поэма «Борис Годунов». Ее публикация стала настоящим событием для России. Поэма, посвященная истории страны, взаимоотношениям народа и власти, актуальна и в наши дни.

2016-2019 moscovery.com
Поделиться