ЕГЭ: все, что нужно о нем знать. Как сдать ЕГЭ? Нужно ли сдавать ЕГЭ

28 мая в России начался основной этап ЕГЭ . Это обязательный для всех учеников 11 классов единый государственный экзамен. По его результатам выдают аттестат об окончании школы и зачисляют в вузы.

Екатерина Мирошкина

следит за ЕГЭ

ЕГЭ сдают строго по расписанию. В один день один экзамен для всех выпускников всех городов.

28 мая сдавали географию и информатику, 14 июня пишут обществознание, а завершится основной этап 20 июня литературой и физикой. Потом будут резервные дни. Еще несколько дней отводится на резерв для тех, кто не смог прийти по уважительной причине.

Мы разобрали сложные вопросы, которые волнуют выпускников и их родителей в период ЕГЭ .

Можно поменять экзамены по выбору? Если в заявлении указали один предмет, а теперь решили сдать другой?

Дополнительные экзамены можно было выбрать до 1 февраля. Просто так изменить список экзаменов нельзя - только по уважительной причине, с разрешения комиссии и если до экзамена осталось не меньше двух недель.

Уважительная причина в таких случаях - это, например, когда вуз внезапно включает в список вступительных экзаменов новый предмет. Это нарушение со стороны вуза, но такое бывает.

Если в феврале выбрали несколько экзаменов про запас, можно не приходить на тот, который не нужен.

Лишние можно не сдавать

Например, если в заявлении указали информатику, физику, историю и обществознание и после информатики стало понятно, что баллов достаточно, можно не прийти на историю и обществознание. За это ничего не будет.

Если выпускник решил поступать в другой вуз и ему не хватает экзаменов, придется ждать следующего года. Так тоже бывает: это неприятно, но не смертельно.

Что будет если не прийти на экзамен, который нужно сдавать?

Если не прийти по уважительной причине - например из-за болезни - можно сдать экзамен в резервные дни. После того как закончится основной этап, разрешат сдать экзамены тем, кто пропустил. Уважительную причину нужно подтвердить документами. Если документов нет, сдавать экзамены в резервный день не разрешат.

Если вообще не сдать русский язык и базовую математику, аттестат об окончании школы не выдадут. Но эти предметы разрешат пересдать в текущем году.

Не прийти на обязательные - только по уважительной причине

Пропущенный экзамен по выбору можно будет сдать только через год.

Если поняли, что не сможете прийти на экзамен, обязательно звоните классному руководителю и учителю-предметнику. Они расскажут, что делать дальше, куда идти, какие собирать документы и когда можно пересдать. Звонить учителям можно даже поздно вечером или рано утром: в период ЕГЭ они обычно всегда на связи, потому что переживают иногда больше выпускников. По крайней мере, так нам говорили все учителя, с которыми мы общались.

Когда будут известны результаты ЕГЭ ?

Обычно проверки всех уровней занимают максимум две недели. Результаты могут опубликовать раньше, но не позже даты по расписанию . Быстрее всего проверят базовую математику.

Кто проверяет работы? Насколько объективны оценки?

Каждую работу проверяют несколько человек. Тестовую часть проверяет компьютер. Есть четкая инструкция по проверке, поэтому субъективность почти исключена. Могут быть разные трактовки по устным предметам или сочинению, но обычно отклонения составляют один-два балла. Если у проверяющих будут разные оценки, результат определят в пользу выпускника.

Все бланки обезличены. Работы для проверки распределяют между экспертами автоматизированно. Никто не знает, что конкретную работу писал именно этот ученик. А ученики не знают, кому попадет их работа, даже если попытаются оставить на бланке какую-то метку.

После проверки в своем регионе работу могут отправить на перекрестную межрегиональную проверку. А потом до 1 марта следующего года их выборочно проверяют еще раз.

Лучше ни с кем не договариваться

Договариваться с комиссией, искать знакомых и платить деньги за проверку - огромный риск. Это незаконно. А еще никто не может гарантировать, что всё получится: проверку ЕГЭ строго контролируют, в том числе на федеральном уровне. Если что-то такое обнаружат, всех накажут. А результаты экзамена вообще не засчитают, даже если работа и правда написана хорошо.

Если не согласен с результатами, что тогда делать?

Подавать апелляцию. На это есть два рабочих дня после того, как стали официально известны результаты.

Шанс, что удастся отвоевать один-два балла, небольшой. Но если он есть, лучше его использовать: иногда от одного балла зависит зачисление на бюджетное место.

Апелляцию стоит подавать, если точно знаете, что, например, сочинение написано идеально. Апеллировать тестовую часть по результатам ответов нельзя. Максимум, на что можно рассчитывать, - что при проверке не так распознали знаки, но шансов мало.

Иногда по итогам апелляции количество баллов уменьшают, хотя выпускник рассчитывал на повышение. Нужно хорошо подумать, прежде чем привлекать внимание к своей работе.

Как заранее узнать ответы по ЕГЭ ? Говорят, их можно купить или узнать в других регионах.

Нет. Утечка результатов ЕГЭ исключена. Если на каких-то сайтах предлагают купить ответы на тесты, это мошенники. Никто не знает содержание контрольных материалов до того, как школьники сядут за парты и официально начнется экзамен.

Иногда сами учителя говорят, что узнали, какие будут варианты. Или кто-то из проверяющих предлагает их купить по знакомству. Никому не верьте.

Ответов на ЕГЭ нет. То, что продают - не ответы

Уже были случаи, когда родители платили по 50 тысяч рублей и даже больше, а ни одного совпадения не было.

Учителя не мошенники, они хотят как лучше и сами могут думать, что достали правильные варианты. Они сидят, решают в ночь перед экзаменом, чтобы как будто помочь. А потом на экзамене оказывается, что задания и ответы другие.

В таких схемах есть только одна польза: если где-то взять любые варианты и самому их прорешать, это поможет лучше подготовиться к ЕГЭ .

Можно брать на экзамен телефон?

Нельзя. На экзамен вообще ничего нельзя брать, кроме паспорта и ручки. На некоторые предметы разрешают взять линейку, калькулятор или транспортир. Там, где проводится экзамен, на входе стоят металлоискатели.

Даже если удалось пронести телефон, его всё равно вряд ли получится использовать. Вот несколько реальных ситуаций, когда выпускники пытались использовать телефон и у них не получилось.

Иван положил телефон в пришитый к трусам карман и сказал, что детектор реагирует на пирсинг . Он пронес телефон и оставил его в туалете. Хотел отпроситься во время экзамена и посоветоваться с учителем через «Вотсап».

После начала экзамена проверяющие осмотрели туалеты и убрали оттуда все заначки со средствами связи. Идти за телефоном было стыдно, и Иван остался без нового Самсунга. До сентября он боялся, что как-то обнаружится, что это его телефон, и результаты экзаменов аннулируют.

Всё обошлось: Иван сам сдал экзамен и получил хороший балл. Если бы его поймали, он бы не поступил в этом году.

Аня пронесла телефон в бюстгальтере, надежно спрятала в туалете, и никто не нашел . Во время экзамена Аня отпросилась, взяла телефон, но не смогла им воспользоваться. На этаже стояло устройство для подавления сигнала связи. Телефон оказался бесполезным.

На ЕГЭ по математике Аня понадеялась на телефон: в прошлом году у ее подружки всё получилось. В итоге Аня недобрала пять баллов и теперь ее родители платят по 80 тысяч рублей в год.

Витя пронес телефон в кроссовке прямо в класс, где проводится экзамен . В туалете оставлять побоялся, потому что могли найти. Сигнал связи Вите тоже был не нужен: он не собирался писать или звонить. Он заранее сфотографировал формулы по физике на телефон. Хотел отпроситься и подсмотреть, если попадется сложная задача.

У Вити почти всё получилось. Но в 10:30 телефон завибрировал от звонка бабушки, которая очень волновалась за внука. Физику ему не засчитали, в хороший технический вуз поступить не удалось.

Некоторым удается и пронести телефон, и использовать. Но это нарушение.

А шпаргалки можно пронести? Ими получится пользоваться?

Теоретически шпаргалки пронести проще, чем телефон, но лучше не проносить - это тоже незаконно. Проверяющие не имеют права просить ученика раздеться, ощупывать его или проверять карманы. Металлоискатель на шпаргалки не реагирует, но их находят в туалетах и забирают еще до начала экзамена.

Пользоваться шпаргалками или дополнительной литературой прямо на экзамене не получится. Во всех помещениях установлены видеокамеры и ведется трансляция в интернете . За ней следят в режиме реального времени и потом выборочно просматривают после экзамена.

Еще бывает вот так.

Женя написала на малярном скотче список слов с правильным ударением и приклеила его на ноги под юбку . Женя отличница и хорошо знает русский язык, но так сделали все подружки, и она тоже на всякий случай. Шпаргалка ей не пригодилась: слова она знала и так.

Через два часа Женя отпросилась в туалет и забыла про скотч. Шпаргалки отклеились и сползли под колготками на колени. Это заметил член комиссии в коридоре. Женю должны были удалить с экзамена с позором. Ей чудом и слезами удалось уговорить проверяющего не сообщать о нарушении. И хотя Жене пошли навстречу, она так переволновалась, что плохо написала сочинение и недобрала баллов на факультет журналистики. Справедливости ради, почти все ныне практикующие журналисты советуют не идти на журфаки.

Вика и Лиза сделали шпаргалки по истории на двоих . Еще взяли ответы на тесты, которые им продали как настоящие. Чтобы их не поймали, они всё это разделили пополам. Одноклассницы попали в разные аудитории и заранее договорились встретиться в 11 часов в туалете.

Отпросились они, как и договаривались, одновременно, но не учли, что их проводят в разные туалеты - каждую отвели в тот, который был ближе. Встретиться не получилось, а Лизе нужны были те шпаргалки, которые взяла с собой Вика.

Шпаргалки нужно писать перед экзаменом, только чтобы лучше запомнить. Брать их с собой на экзамен не стоит. Идеальных вариантов без риска не существует, всё предусмотреть нельзя. Всегда может что-то пойти не так, и под угрозой окажется не только поступление на бюджет, но и аттестат об окончании школы.

Можно договориться с комиссией на экзамене, чтобы помогли? А подсказать могут?

Нет, никто ничего не подскажет. Можно задать вопрос только по заполнению бланка. Ответить на него должны громко и отчетливо. Подозвать к себе члена комиссии и шепотом попросить о помощи не получится.

В таких просьбах нет практического смысла. В комиссии сидят учителя по другим предметам или административные работники.

За членами комиссии следят другие члены комиссии, общественные наблюдатели, Рособрнадзор и прокуратура. Всё очень строго. Если кто-то поможет выпускнику, попадет на штраф.

Если на черновике всё правильно, а на бланке ошибка, какой ответ засчитают?

Всегда засчитывают тот ответ, который на официальном бланке. Черновики не оценивают.

Нужно правильно распределить время, чтобы проверить работу и успеть переписать всё без ошибок.

Как быть, если на экзамене станет плохо?

Нужно обратиться к медработнику. Он всегда присутствует в аудитории. Дальше будут действовать по ситуации. Если продолжать работу не получится, это зафиксируют, но результаты оценивать не будут. Можно будет сдать заново в резервный день.

Если во время экзамена нужно пить лекарства, это разрешено. Если нужно выпить сок, съесть сладкое или сделать укол, так тоже можно. Можно принести с собой воду или шоколадку, но использовать их как шпаргалки не получится: всё будут проверять. Если найдут надписи, удалят без права пересдачи.

Если в этом году недобрать баллов, а учиться платно нет возможности, что тогда делать?

Если не получилось набрать даже минимум по основным предметам, аттестат не дадут. Основные предметы предложат пересдать в резервный день или осенью.

Если баллы выше минимальных, но всё равно низкие, можно пересдать экзамены по нужным предметам в следующем году и выбрать лучший результат.

Результаты ЕГЭ действуют четыре года. Например, если выпускник хорошо сдал русский и биологию, а на математике разволновался и недобрал три балла, можно пересдать математику через год и снова подавать документы в вуз.

Откладывать поступление только из-за того, что не хватило баллов в престижный вуз, неразумно. За год может произойти всё что угодно.

Лучше вуз попроще, чем ждать год

Нет гарантии, что в следующем году получится хорошо сдать экзамены, а проходной балл не повысят. Лучше выбрать факультет или вуз попроще, а потом искать варианты для перевода или поступать заново.

Ксюша хотела стать микробиологом или вирусологом . Из дополнительных предметов она выбрала биологию и химию, но бесплатно поступить в медицинскую академию не получилось. Чтобы не терять год, Ксюша подала документы в институт пищевого производства, где тоже нужна была химия. Она поступила на бюджет и получила комнату в общежитии. В следующем году она передумала снова сдавать ЕГЭ - осталась в своем вузе. Сейчас Ксюша уже получила диплом, работает пищевым технологом на международном предприятии и получает в пять раз больше, чем ее родители-врачи.

Если баллов вообще не хватает для поступления на бюджет, есть вариант не поступать, готовиться, а в следующем году пересдавать ЕГЭ .

Сергей тоже хотел стать врачом, но плохо сдал биологию и не прошел на бюджет . У него была отсрочка от армии, поэтому, чтобы не терять год, он поступил в медицинский колледж в своем городе и готовился пересдавать ЕГЭ . Если бы не вышло, Сергей остался бы в колледже, выучился на фельдшера и всё равно работал в медицине, как мечтал.

Но у него всё получилось. В следующем году он пересдал биологию и с прежними результатами по русскому и математике поступил учиться на кардиолога. К тому времени ему удалось еще получить направление их местного кардиологического диспансера, это тоже помогло.

Какие есть способы хорошо сдать ЕГЭ ?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ , нужно к нему готовиться. Начинать лучше в десятом классе. Можно готовиться самостоятельно или с репетитором.

Незадолго до экзаменов эффективнее всего решать тесты прошлых лет. Задания в ЕГЭ типовые и в разные годы могут попадаться очень похожие. Если есть репетитор, он подберет правильную методику подготовки с учетом способностей ученика.

Что лучше делать перед экзаменом?

Выпускникам нужно спать . Нельзя сидеть всю ночь над учебниками или искать ответы за этот год. Не выспаться и перенервничать хуже всего.

Утром надо позавтракать, удобно одеться и к 9 часам приехать куда положено. Экзамен начнется в 10 часов, но лучше приходить заранее, чтобы осмотреться и приспособиться.

На экзамен нужно приходить отдохнувшим и спокойным.

Одновременно можно подать результаты ЕГЭ в пять вузов. В каждом - на три факультета. Вся информация по поводу специальностей, документов, количества бюджетных мест и проходных баллов публикуется на сайтах вузов.

Если не получится поступить на бюджет, думайте, где брать деньги на оплату учебы. Лучше позаботиться об этом еще до экзаменов, на всякий случай. Узнайте в институте, как перевестись на бюджет со второго курса, если такое практикуют. Если постараться, можно сэкономить много денег.

Экспериментируйте с факультетами и вузами. В один институт конкурс 100 человек на место, а в другом может быть недобор даже на похожую специальность. Престиж вуза ничего не гарантирует.

Предложите студенту поискать варианты для подработки. Можно перевестись на заочное, работать посменно или удаленно.

1. Россия с древних времен до начала 17 века.

IX в. – Образование Древнерусского государства.
862 г. – «Призвание варягов» на Русь.
862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.
879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.
882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.
907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.
912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.
945 г. – Восстание древлян.
945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.
957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.
962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.
964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.
980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.
988 г. – Принятие христианства на Руси.
1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого.
1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.
1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.
Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).
1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.
1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.
1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.
1136 г. – Установление республики в Новгороде.
1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.
1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.
1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».
1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.
1202 г. – Образование Ордена меченосцев.
1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.
1237–1240 гг. – Нашествие монголо татар во главе с ханом Батыем на Русь.
1237 г. – Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена.
1238 г., 4 марта. – Битва на реке Сити.
1240 г., 15 июля. – Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве. Прозван Невским.
1240 г. – Разгром монголо-татарами Киева.
1242 г., 5 апреля. – Ледовое побоище. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере.
1243 г. – Образование государства Золотая Орда.
1252–1263 гг. – Княжение Александра Невского на великокняжеском владимирском престоле.
1264 г. – Распад Галицко Волынского княжества под ударами Орды.
1276 г. – Образование самостоятельного Московского княжества.
1325–1340 гг. – Правление князя Ивана Калиты в Москве.
1326 г. – Перенесение резиденции главы Русской православной церкви – митрополита – из Владимира в Москву, превращение Москвы в общерусский религиозный центр.
1327 г. – Восстание в Твери против золотоордынцев.
1359–1389 гг. – Правление князя (с 1362 г. – великого князя) Дмитрия Ивановича (после 1380 г. – Донского) в Москве.
Ок. 1360–1430 гг. – Жизнь и деятельность Андрея Рублева.
1378 г. – Битва на реке Воже.
1380 г., 8 сентября. – Куликовская битва.
1382 г. – Разгром Москвы Тохтамышем.
1389–1425 гг. – Княжение Василия I Дмитриевича.
1410 г., 15 июля. – Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена.
1425–1453 гг. – Династическая война между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
1439 г. – Флорентийская церковная уния об объединении католической и православной церквей под главенством Папы Римского. Акт об унии подписан русским митрополитом Исидором, за что он был низложен.
1448 г. – Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Русской православной церкви и вся Руси. Установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви от Византии.
1453 г. – Падение Византийской империи.
1462–1505 гг. – Княжение Ивана III.
1463 г. – Присоединение к Москве Ярославля.
1469–1472 гг. – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1471 г. – Сражение на реке Шелони московских и новгородских войск.
1478 г. – Присоединение Новгорода Великого к Москве.
1480 г. – «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского ига.
1484–1508 гг. – Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен.
1485 г. – Присоединение Твери к Москве.
1497 г. – Составление «Судебника» Ивана III. Установление единых норм уголовной ответственности и судебно процессуальных норм для всей страны, ограничение права крестьянского перехода от одного феодала к другому – неделя до и неделя после 26 ноября (Юрьева дня осеннего).
Конец XV – начало XVI в. – Завершение процесса складывания Российского централизованного государства.
1503 г. – Полемика между Нилом Сорским (лидером нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от всякого имущества) и игуменом Иосифом Волоцким (лидером стяжателей, сторонника сохранения церковного землевладения). Осуждение взглядов нестяжателей на церковном Cоборе.
1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.
1505–1533 гг. – Правление Василия III.
1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.
1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.
1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.
1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.
1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.
1549 г. – Начало созыва Земских соборов.
1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.
1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.
1552 г. – Присоединение Казани к Москве.
1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).
1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.
1556 г. – Принятие «Уложения о службе».
1558–1583 гг. – Ливонская война.
1561 г. – Разгром Ливонского ордена.
1564 г. – Начало книгопечатания на Руси. Издание Иваном Федоровым «Апостола» – первой печатной книги, имеющей установленную дату.
1565–1572 гг. – Опричнина Ивана IV Грозного.
1569 г. – Заключение Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским в одно государство – Речь Посполитую.
1581 г. – Первое упоминание о «заповедных летах».
1581 г. – Поход Ермака в Сибирь.
1582 г. – Подписание Ям Запольского перемирия России с Речью Посполитой.
1583 г. – Заключение Плюсского перемирия со Швецией.
1584–1598 гг. – Царствование Федора Иоанновича.
1589 г. – Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.
1597 г. – Указ об «урочных летах» (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян).
1598–1605 гг. – Правление Бориса Годунова.
1603 г. – Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка.
1605–1606 гг. – Правление Лжедмитрия I.
1606–1607 гг. – Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова.
1606–1610 гг. – Правление царя Василия Шуйского.
1607–1610 гг. – Попытка Лжедмитрия II захватить власть в России. Существование «Тушинского лагеря».
1609–1611 гг. – Оборона Смоленска.
1610–1613 гг. – «Семибоярщина».
1611 г., март – июнь. – Первое ополчение против польских войск во главе с П. Ляпуновым.
1612 г. – Второе ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
1612 г., 26 октября. – Освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением.
1613 г. – Избрание Земским собором Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых. 1613–1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова.
1617 г. – Заключение Столбовского «вечного мира» со Швецией.
1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей.
1632–1634 гг. – Смоленская война между Россией и Речью Посполитой.

2. Россия в 17-18 веках.

1645–1676 гг. – Правление царя Алексея Михайловича.
1648 г. – Экспедиция Семена Дежнева по реке Колыме и Ледовитому океану.
1648 г. – Начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине.
1648 г. – «Соляной бунт» в Москве.
1648–1650 гг. – Восстания в различных городах России.
1649 г. – Принятие Земским собором нового свода законов – «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепощение крестьян.
ок. 1653–1656 гг. – Реформа патриарха Никона. Начало церковного раскола.
1654 г., 8 января. – Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией.
1654–1667 гг. – Война России с Речью Посполитой за Украину.
1662 г. – «Медный бунт» в Москве.
1667 г. – Заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитной.
1667 г. – Введение Новоторгового устава.
1667–1671 гг. – Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
1672 г., 30 мая. – Рождение Петра I.
1676–1682 гг. – Правление Федора Алексеевича.
1682 г. – Отмена местничества.
1682, 1698 гг. – Стрелецкие восстания в Москве.
1682–1725 гг. – Царствование Петра I (1682–1689 гг. – при регентстве Софьи, до 1696 г. – совместно с Иваном V).
1686 г. – «Вечный мир» с Польшей.
1687 г. – Открытие Славяно греко латинской академии.
1695, 1696 гг. – Походы Петра I на Азов.
1697–1698 гг. – «Великое посольство».
1700–1721 гг. – Северная война.
1703 г., 16 мая. – Основание Санкт Петербурга.
1707–1708 гг. – Крестьянское восстание под предводительством К. Булавина.
1708, 28 сентября. – Битва при деревни Лесной.
1709 г., 27 июня. – Полтавская битва.
1710–1711 гг. – Прутский поход.
1711 г. – Учреждение Сената.
1711–1765 гг. – Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
1714 г. – Указ о единонаследии (отменен в 1731 г.).
1714, 27 июля. – Сражение при мысе Гангут.
1718–1721 гг. – Учреждение коллегий.
1720 г. – Сражение у острова Гренгам.
1721 г. – Ништадтский мир со Швецией.
1721 г. – Провозглашение Петра I императором. Россия стала империей.
1722 г. – Принятие «Табели о рангах».
1722 г. – Подписание указа о наследии престола.
1722–1723 гг. – Каспийский поход.
1725 г. – Открытие Академии наук в Санкт Петербурге.
1725–1727 гг. – Правление Екатерины I.
1727–1730 гг. – Правление Петра II.
1730–1740 гг. – Правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».
1741–1761 гг. – Правление Елизаветы Петровны.
1755 г., 25 января. – Открытие Московского университета.
1756–1763 гг. – Семилетняя война.
1757 г. – Основание в Санкт Петербурге Академии художеств.
1761–1762 гг. – Правление Петра III.
1762 г. – «Манифест о вольности дворянской».
1762–1796 гг. – Правление Екатерины II.
1768–1774 гг. – Русско турецкая война.
1770 г. – Победа русского флота над турецким в битве при Чесме и русских сухопутных сил над турецкой армией в сражениях у рек Ларга и Кагул.
1774 г. – Заключение Кючук Кайнарджийского мира по итогам русско турецкой войны. Крымское ханство переходило под протекторат России. Россия получала территорию Причерноморья между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь, Кинбурн, право свободного прохода российских торговых кораблей через черноморские проливы.
1772, 1793, 1795 гг. – Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией. К России отошли территории Правобережной Украины, Белоруссии, часть Прибалтики и Польши.
1772–1839 гг. – Жизнь и деятельность М. М. Сперанского.
1773–1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
1775 г. – Проведение губернской реформы в Российской империи.
1782 г. – Открытие памятника Петру I «Медный всадник» (Э. Фальконе).
1783 г. – Вхождение Крыма в состав Российской империи. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.
1785 г. – Издание жалованных грамот дворянству и городам.
1787–1791 г. – Русско турецкая война.
1789 г. – Победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.
1790 г. – Победа русского флота над турецким в сражении при мысе Калиакрия.
1790 г. – Выход в свет книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
1790 г. – Взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил на Дунае.
1791 г. – Заключение Ясского мира по итогам русско турецкой войны. Подтверждалось присоединение к России Крыма и Кубани, территории Причерноморья между Южным Бугом и Днестром.
1794 г. – Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.
1796–1801 гг. – Правление Павла I.
1797 г. – Отмена установленного Петром I порядка престолонаследия. Восстановление порядка наследования престола по праву первородства по мужской линии.
1797 г. – Издание Павлом I манифеста о трехдневной барщине.
1799 г. – Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.

3. Россия в 19 веке.


1801–1825 г. – Правление Александра I.
1802 г. – Учреждение министерств вместо коллегий.
1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах».
1803 г. – Принятие устава, вводившего автономию университетов.
1803–1804 гг. – Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
1804–1813 гг. – Русско иранская война. Окончилась Гюлистанским миром.
1805–1807 гг. – Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях.
1805 г., декабрь. – Поражение русских и австрийских войск в сражении при Аустерлице.
1806–1812 г. – Русско турецкая война.
1807 г. – Поражение русской армии под Фридландом.
1807 г. – Заключение Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном Бонапартом (присоединение России к континентальной блокаде Англии, согласие России на создание вассального Франции Герцогства Варшавского).
1808–1809 гг. – Русско шведская война. Присоединение Финляндии к Российской империи.
1810 г. – Создание Государственного совета по инициативе М. М. Сперанского.
1812 г., июнь – декабрь. – Отечественная война с Наполеоном.
1812 г. – Заключение Бухарестского мира по итогам русско турецкой войны.
1812 г., 26 августа. – Бородинская битва.
1813–1814 гг. – Заграничные походы русской армии.
1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге.
1813 г. – Заключение Гюлистанского мира по итогам русско иранской войны.
1814–1815 гг. – Венский конгресс европейских государств. Решение вопросов устройства Европы после Наполеоновских войн. Присоединение к России Герцогства Варшавского (Царства Польского).
1815 г. – Создание «Священного союза».
1815 г. – Дарование Александром I Царству Польскому Конституции.
1816 г. – Начало массового создания военных поселений по инициативе А. А. Аракчеева.
1816–1817 гг. – Деятельность «Союза спасения».
1817–1864 гг. – Кавказская война.
1818–1821 гг. – Деятельность «Союза благоденствия».
1820 г. – Открытие Антарктиды российскими мореплавателями под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 1821–1822 гг. – Образование Северного и Южного обществ декабристов.
1821–1881 гг. – Жизнь и деятельность Ф. М. Достоевского.
1825 г., 14 декабря. – Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
1825 г., 29 декабря – 1826 г., 3 января. – Восстание Черниговского полка.
1825–1855 гг. – Правление Николая I.
1826–1828 гг. – Русско иранская война.
1828 г. – Заключение Туркманчайского мира по итогам русско иранской войны. Гибель А. С. Грибоедова.
1828–1829 гг. – Русско турецкая война.
1829 г. – Заключение Адрианопольского мира по итогам русско турецкой войны.
1831–1839 гг. – Деятельность кружка Н. В. Станкевича.
1837 г. – Открытие первой железной дороги Петербург – Царское Село.
1837–1841 гг. – Проведение П.Д Киселевым реформы управления государственными крестьянами.
1840–1850-е гг. – Споры между славянофилами и западниками.
1839–1843 гг. – Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
1840–1893 гг. – Жизнь и деятельность П. И. Чайковского.
1844–1849 гг. – Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского.
1851 г. – Открытие железной дороги Москва – Санкт Петербург.
1853–1856 гг. – Крымская война.
1853 г., ноябрь. – Сражение при Синопе.
1855–1881 гг. – Правление Александра II.
1856 г. – Парижский конгресс.
1856 г. – Основание П. М. Третьяковым коллекции русского искусства в Москве.
1858, 1860 гг. – Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.
1861 г., 19 февраля. – Отмена крепостного права в России.
1861–1864 гг. – Деятельность организации «Земля и воля».
1862 г. – Образование «Могучей кучки» – объединения композиторов (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский Корсаков, А. П. Бородин).
1864 г. – Земская, судебная и школьная реформы.
1864–1885 гг. – Присоединение Средней Азии к Российской империи.
1867 г. – Продажа Аляски США.
1869 г. – Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.
1870 г. – Реформа городского самоуправления.
1870–1923 гг. – Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок».
1873 г. – Создание «Союза трех императоров».
1874 г. – Проведение военной реформы – введение всеобщей воинской обязанности.
1874, 1876 гг. – Осуществление народниками «хождений в народ».
1876–1879 гг. – Деятельность новой организации «Земля и воля».
1877–1878 гг. – Русско турецкая война.
1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор.
1878 г. – Берлинский конгресс.
1879 г. – Раскол организации «Земля и воля». Возникновение организаций «Народная воля» и «Черный передел».
1879–1881 гг. – Деятельность организации «Народная воля».
1879–1882 гг. – Оформление Тройственного союза.
1881 г., 1 марта. – Убийство народовольцами Александра II.
1881–1894 гг. – Правление Александра III.
1882 г. – Отмена временнообязанного положения крестьян. Перевод крестьян на обязательный выкуп.
1883–1903 гг. – Деятельность группы «Освобождение труда».
1885 г. – Стачка на Никольской мануфактуре Т. С. Морозова в Орехово Зуеве (Морозовская стачка).
1887 г. – Принятие циркуляра «о кухаркиных детях».
1889 г. – Принятие «Положения о земских начальниках».
1891–1893 гг. – Оформление франко русского союза.
1891–1905 гг. – Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
1892 г. – Передача П. М. Третьяковым своей коллекции русского искусства в дар городу Москве.
1894–1917 гг. – Правление Николая II.
1895 г. – Изобретение А. С. Поповым радиосвязи.
1895 г. – Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
1897 г. – Первая всеобщая перепись населения России.
1897 г. – Денежная реформа С. Ю. Витте.
1898 г. – I съезд РСДРП.
1899 г. – Гаагская мирная конференция 26 держав по проблемам разоружения, созванная по инициативе России.

4. Россия в 20 веке.

1901–1902 гг. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) в результате объединения неонароднических кружков.
1903 г. – II съезд РСДРП. Создание партии.
1903 г. – Создание «Союза земцев конституционалистов».
1904–1905 гг. – Русско японская война.
1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.
1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.
1905 г., 9 января. – «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
1905–1907 гг. – Первая российская революция.
1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.
1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.
1905 г., июнь. – Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.
1905 г., 17 октября. – Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
1905 г., ноябрь. – Создание «Союза русского народа».
1905 г., декабрь. – Вооруженное восстание в Москве и ряде других городов.
1906 г., апрель – июль. – Деятельность I Государственной думы.
1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.
1907 г., февраль – июнь. – Деятельность II Государственной думы.
1907 г., 3 июня. – Роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот).
1907–1912 гг. – Деятельность III Государственной думы.
1907 г., август – Русско английское соглашение о разграничении зон влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Окончательное оформление союза «Антанта».
1912 г. – Ленский расстрел.
1912–1917 гг. – Деятельность IV Государственной думы.
1914 г., 1 августа – 1918 г., 9 ноября. – Первая мировая война.
1915 г., август. – Создание Прогрессивного блока.
1916 г., май. – «Брусиловский прорыв».
1917 г., февраль. – Февральская буржуазно демократическая революция в России.
1917 г., 2 марта. – Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.
1917 г., май. – Образование 1-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., июнь. – Деятельность I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
1917 г., июль. – Образование 2-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., август. – Корниловский мятеж.
1917 г., 1 сентября. – Провозглашение России республикой.
1917 г., 24–26 октября. – Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов (Провозглашение России Республикой Советов.). Принятие декретов о мире и земле. 1918 г., январь. – Созыв и роспуск Учредительного собрания.
1918 г., 3 марта. – Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией. Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии, Финляндию, Украину, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум. Договор аннулирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии.
1918–1920 гг. – Гражданская война в России.
1918 г. – Принятие Конституции РСФСР.
1918–1921 г., март. – Проведение советским правительством политики «военного коммунизма».
1918 г., июль – Расстрел царской семьи в Екатеринбурге.
1920–1921 гг. – Антибольшевистские восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской областях («антоновщина»), Украине, Поволжье, Западной Сибири.
1921 г., март – Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. К Польше отходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
1921 г., февраль – март. – Восстание матросов и солдат в Кронштадте против политики «военного коммунизма».
1921 г., март. – X съезд РКП(б). Переход к нэпу.
1922 г. – Генуэзская конференция.
1922 г., 30 декабря. – Образование СССР.
1924 г. – Принятие Конституции СССР.
1925 г., декабрь – XIV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на индустриализацию страны. Разгром «троцкистско зиновьевской оппозиции».
1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.
1928–1932 гг. – Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1929 г. – Начало сплошной коллективизации.
1930 г. – Завершение строительства Турксиба.
1933–1937 гг. – Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1934 г. – Принятие СССР в Лигу Наций.
1934 г., 1 декабря. – Убийство С. М. Кирова. Начало массовых репрессий.
1936 г. – Принятие Конституции СССР («победившего социализма»).
1939 г., 23 августа. – Подписание пакта о ненападении с Германией.
1939 г, 1 сентября – 1945 г., 2 сентября. – Вторая мировая война.
1939 г, ноябрь – 1940 г., март. – Советско финляндская война.
1941 г., 22 июня – 1945 г., 9 мая. – Великая Отечественная война.
1941 г., июль – сентябрь. – Смоленское сражение.
1941 г, 5–6 декабря – Контрнаступление Красной армии под Москвой.
1942 г., 19 ноября – 1943 г, 2 февраля. – Контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., июль – август. – Курская битва.
1943 г., сентябрь – декабрь. – Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., 28 ноября – 1 декабря. – Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1944 г., январь. – Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.
1944 г., январь – февраль. – Корсунь Шевченковская операция.
1944 г., июнь – август – Операция по освобождению Белоруссии («Багратион»).
1944 г., июль – август – Львовско Сандомирская операция.
1944 г., август – Ясско Кишиневская операция.
1945 г., январь – февраль – Висло Одерская операция.
1945 г., 4–11 февраля – Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г., апрель – май – Берлинская операция.
1945 г., 25 апреля – Встреча на р. Эльбе у Торгау передовых советских и американских войск.
1945 г., 8 мая – Капитуляция Германии.
1945 г., 17 июля – 2 августа – Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г, август – сентябрь – Разгром Японии. Подписание акта о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Окончание Второй мировой войны.
1946 г. – Начало «холодной войны».
1948 г. – Разрыв дипломатических отношений с Югославией.
1949 гг. – Начало компании по борьбе с «космополитизмом».
1949 г. – Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
1949 г. – Создание в СССР ядерного оружия.
1953 г., 5 марта. – Смерть И. С. Сталина.
1953 г., август. – Сообщение об испытании в СССР водородной бомбы.
1953 г., сентябрь – 1964 г., октябрь. – Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Смещен с постов в октябре 1964 г.
1954 г. – Введена в действие Обнинская АЭС.
1955 г. – Образование Организации Варшавского договора (ОВД).
1956 г., февраль. – ХХ съезд КПСС. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
1956 г., октябрь – ноябрь. – Восстание в Венгрии; подавлено советскими войсками.
1957 г., 4 октября. – Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
1961 г., 12 апреля. – Полет Ю. А. Гагарина в космос.
1961 г., октябрь. – XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма. 1962 г. – Карибский кризис.
1962г., июнь. – Забастовка на Новочеркасском электровозостроительном заводе; расстрел демонстрации рабочих.
1963г., август. – Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и космическом пространстве.
1965г. – Начало проведения экономической реформы А.Н Косыгина.
1968г. – Ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию.
1972г., май. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 1) между СССР и США.
1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).
1979 г. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 2) между СССР и США.
1979–1989 гг. – «Необъявленная война» в Афганистане.
1980 г., июль – август. – Олимпийские игры в Москве.
1985 г., март. – Избрание М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС.
1986 г., 26 апреля. – Авария на Чернобыльской АЭС.
1987 г. – Заключение между СССР И США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1988 г. – ХIX партийная конференция. Провозглашение курса на реформу политической системы.
1989 г., май – июнь. – Первый съезд народных депутатов СССР.
1990 г., март. – Избрание на Третьем съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева Президентом СССР. Исключение из Конституции 6-й статьи.
1990 г., 12 июня – Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1991 г. 12 июня. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
1991 г., июль. – Подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ 1).
1991 г., 19–21 августа. – Попытка государственного переворота (ГКЧП).
1991 г., 8 декабря. – Беловежские соглашение о роспуске СССР и создание СНГ.
1991 г., 25 декабря. – Сложение М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.
1992 г. – Начало проведения радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара.
1993 г., январь. – Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).
1993 г., 3–4 октября. – Вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве.
1993 г., 12 декабря. – Выборы в Федеральное собрание – Государственную Думу и Совет Федерации и референдум по проекту Конституции РФ.
1994 г. – Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
1994 г., декабрь. – Начало широкомасштаблных действий против чеченских сепаратистов.
1996 г. – Вступление России в Совет Европы.
1996 г., июль. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ (на второй срок).
1997 г. – Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура».
1998 г., август. – Финансовый кризис в России (дефолт).
1999 г., сентябрь. – Начало антитеррористической операции в Чечне.

5. Россия с 2000-х.

2000 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
2000 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике Ж. И. Алферову за фундаментальные исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
2002 г. – Договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных боеголовок.
2003 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу за работы в области квантовой физики, в частности за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.
2004 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ (на второй срок).
2005 г. – Создание Общественной палаты.
2006 г. – Начало осуществления программы национальных проектов в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения и образования.
2008 г., март – Избрание Д. А. Медведева Президентом РФ.
2008 г., август – Вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Проведение российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
2008 г., ноябрь – Принятие закона об увеличении срока полномочий Госдумы и Президента РФ (5 и 6 лет соответственно).

Сегодня каждый ученик выпускного класса твердо знает: без ЕГЭ с хорошим баллом нет никаких шансов поступить в вуз и получить достойное образование.

Но представители старших поколений нередко имеют довольно туманное представление о том, что такое ЕГЭ и для чего он необходим.

До сих пор не всем известно, как расшифровывается загадочная аббревиатура – ЕГЭ. Между тем, ответ очень прост: только по результата Единого Государственного Экзамена можно поступить в институт либо университет.

Он является оценкой знаний современных школьников, выставляемой по единой методике оценивания, утвержденной в Минобразования.

Согласно требованиям законодательства, каждый выпускник школы должен сдать ЕГЭ по окончании обучения, если он собирается учиться дальше. Экзамены проводятся в один и тот же день по всей стране, с учетом часовых поясов.

Результаты экзамена по основным предметам – математике, биологии, литературе и языку, химии, географии и т.д. – выражаются в количестве набранных баллов и необходимы для участия в конкурсе на поступление в выбранный вуз. Выпускник, не сдавший ЕГЭ или набравший недостаточно баллов, не будет допущен к конкурсу в вузе.

Вопросы и задания Единого госэкзамена охватывают всю школьную программу, практически от начальных и до выпускного класса. Чем лучше учился школьник в годы, предшествующие выпускному классу, тем больше у него шансов успешно сдать ЕГЭ с высоким баллом.

Разумеется, не последнюю роль играет усиленная подготовка, помощь хорошего репетитора-предметника и ряд других факторов. Но все же сложно рассчитывать на действительно хороший результат тому, кто в течение всего школьного периода не подымался по уровню знаний выше посредственной оценки.


Ведь придется не только вызубрить теоретическую часть курса, но и научиться решать задачи, писать эссе – т.е. проявлять творческие способности, базирующиеся на доскональном понимании предмета. Так что готовиться к написанию ЕГЭ нужно с первых классов начальной школы.

1. Для начала нужно подать заявку на ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. В их список обязательно входят математика и русский язык, остальные предметы включаются по выбору выпускника, в зависимости от того, каким будет его будущая специальность и какие предметы являются профильными для выбранного им вуза. Прием заявок на ЕГЭ заканчивается 1-го марта.

2. В назначенный для экзамена день нужно прийти в пункт, где проводится экзамен, не позже 9-30 утра. ЕГЭ начинается в 10-00 утра, и за полчаса нужно успеть зарегистрироваться и подготовиться к написанию теста. С собой выпускник должен принести паспорт, ручку с черной пастой, пропуск на экзамен и (по желанию) пластиковую бутылочку с водой.

3. После того, как преподаватели раздадут бланки для ответов, можно приступать к написанию. Для каждого предмета длительность экзамена и количество вопросов каждый год определяется в Минобразования.

4. По окончании экзамена нужно сдать свою работу, независимо от того, на все ли вопросы даны ответы. Если ученик справился с тестом раньше, он может сдать свой заполненный бланк досрочно и покинуть аудиторию.

На Едином госэкзамене можно пользоваться:

— для сдачи теста по математике – линейкой и справочниками, выдаваемыми вместе с заданием;

— для сдачи теста по географии – линейкой, транспортиром, калькулятором без возможности запоминания и программирования;

— для сдачи теста по химии – простейшим калькулятором и приложенными к заданию табличными материалами;

— для сдачи ЕГЭ по физике – простейшим калькулятором и линейкой;

— для сдачи ЕГЭ по языкам иностранных государств – оснащением для аудирования, установленным в пункте проведения экзамена.

Любая неудача – это еще не катастрофа, и если минимум баллов не удалось набрать только по одному предмету, этот экзамен можно попытаться пересдать в надежде получить более высокий балл. Заявление на дополнительный экзамен может подать и тот, кто пропустил ЕГЭ по уважительной причине – болезни, семейным обстоятельствам и т.д.


Если же провалены экзамены по двум предметам, ЕГЭ придется пересдавать в следующем году, подготовившись более тщательно. Впрочем, тот, кто уверен, что написал тест хорошо, но к нему придираются злые преподаватели, может подать апелляцию, и специальная комиссия повторно проверит написанные им ответы в течение нескольких дней.

Ох, ну это достаточно легко, если вы сейчас в 10 классе. Если в 11 - проснулись поздновато, конечно, но шанс еще есть и довольно большой.

Сначала надо поставить себе цель по баллам и стойко к ней идти. Моей целью было 100, начала я с самого начала 11 класса. Багаж у меня был совсем небольшой, в основном сложившийся на основе курса русской литературы XIX века и труда Карамзина в пересказе отца-историка. Так и вы должны сесть и внятно оценить, на что вы можете надеяться. Готовилась я вместе с другом-абитуриентом провинциального юрфака, который не особо старался, но ему нужно было просто преодолеть порог в 50 баллов, что он успешно и сделал.

1. Лучший учебник для сдачи ЕГЭ - это МГУшный учебник по истории Орлова и Георгиева. Его можно купить практически везде, он очень удобный. По нему учим "теорию".

2. Потом надо купить пособия. Я брала обычные от ФИПИ, плюс отдельное пособие для сложных заданий. Берете книжку с КИМами и решаете их, часть С пишите полностью в специально заведенную тетрадь. Желательно - найти препода, который сможет их проверять. Или по ключам. Решайте как можно больше тестов и набивайте руку.

3. Выучите кодификатор. Или хотя бы несколько раз вдумчиво прочтите. Вы должны знать, как делается каждое задание. За что баллы дают и отнимают. Очень рекомендую на сайте фипи найти материалы для проверяющих ЕГЭ преподов - там есть образцы заданий, выполненных на средние и высокие баллы (часть С).

4. Покупайте пособия с картинками и картами. Чаще всего на картах спрашивают славянские племена, крупные сражения и восстания. Очень желательно знать, как выглядит каждый правитель России (я не говорю о Рюрике и Святославе, но отличать Хрущева от Андропова и Черненко надо обязательно).

5. Ведите таблицы. От крупнейших сражений Второй Мировой до реформ Александра I. Если удобно, ведите конспекты. Я не вела и просто обводила нужные места в учебнике, потому что мне так проще.

6. Если хотите хороший балл, не забивайте на культуру. На ней срезаются очень многие, особенно те, кто не готовится к ЕГЭ по литературе. Феофан Грек, Андрей Рублев, Фальконе, Тон, Феофан Прокопович и прочие, прочие, прочие. Учите известные церкви, здания, картины, художников. Здесь очень(!!!) много всего. Не забывайте культуру 80-ых и 90-ых. В том числе - телепередачи.

7. Повесьте над столом выдержки из самых нелюбимых и сложных тем. Для меня такими были всякие чиновники СССР (этот вопрос очень любят на ЕГЭ) и восстание Пугачева, не знаю даже, почему.

8. Будьте готовы учить одну тему по 8, 9, 10 раз. История ужасно быстро забывается, потому что информации очень много. Советую начинать с самой древней и заканчивать на Путине, его тоже желательно выучить, мало ли что придумают.

9. Найдите друга и готовьтесь вместе. Это весело, интересно, особенно если друг знает гораздо больше, чем вы.

Вам понадобится

  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

История не просто набор фактов, которые надо вызубрить. Она очень логична. Конечно, названия, даты, имена князей и императоров придется просто выучить, но в остальном все можно поделить на блоки, учить по которым будет намного легче. Например: политика, социальная сфера, культура, войны.

В каждом пункте каждого параграфа учебника есть пара важных фактов и есть подробности, нередко излишние и запутывающие, или изложенные так, что запомнить их просто невозможно. Забудьте про них на время. Представьте себе, что скоро Новый год и что вы собираете и наряжаете искусственную елку. Сначала нужно собрать саму елку, т.е. прикрепить "лапы" к "стволу", потом обернуть ее гирляндой из лампочек, и только после этого вешать игрушки. Так вот: не пытайтесь вешать игрушки, если елка еще не собрана! Период правления Александра II, например, - это всего отмена крепостного , судебная, земская и военная реформы, а потом уже количество покушений на него и постройка Храма Спаса-на-Крови на том месте, где он был смертельно ранен.

Полезный совет

Поговорите с теми, кто сдавал ЕГЭ по истории в прошлом году. Какие были вопросы, что показалось им сложным?
Налаживайте контакт с вашим учителем истории. Он работает, чтобы вам помогать. Наверняка он знает и может посоветовать хорошие учебные пособия.
Если история никак не сдается на вашу милость, поговорите с родителями о репетиторе. Лучше потратить деньги на репетитора, чем поступать в вуз на следующий год или выбирать менее престижный вуз.

Несмотря на то, что обществознание - весьма легкий предмет, сдавать его в рамках единого государственного экзамена весьма непросто. А получить оценку на экзамене в 100 баллов вообще представляется невыполнимой задачей. Тем не менее, ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов абсолютно реально.

Вам понадобится

  • - четыре часа свободного времени ежедневно в течение 2-3 недель;
  • - усидчивость и старательность;
  • - 2-3 книги по обществознанию различных авторов;
  • - необходимые нормативно-правовые акты в актуальной редакции;
  • - доступ к сети интернет.

Инструкция

Лучшими твоими друзьями на ближайшее время должны стать терпение и усидчивость. Обществознание - предмет хоть и , но объем информации, которую необходимо знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ, велик, поэтому придется потрудиться, чтобы уничтожить пробелы в познаниях. Если ты будешь выделять ежедневно часа четыре на подготовку , то уже через 2-3 недели изучишь весь курс данного предмета. Но тебе придется максимально сконцентрироваться на усвоении информации, чтобы не перечитывать один и тот же материал несколько раз.

Сделай краткие шпаргалки. Так ты закрепишь и обобщишь весь массив информации. Пусть тебе и не придется ими воспользоваться, но в процессе их написания ты дополнительно повторишь самое важное из всего курса. Если шпаргалки делать лень, можно подчеркнуть карандашом в книге основные тезисы каждого параграфа - перечитаешь , а потом аккуратненько сотрешь карандаш ластиком.

Не ограничивайся одной книгой - используй 2-3 учебника различных авторов. Зачем это надо? Сколько юристов, столько и мнений. Обществознание устройство государства и общества, авторами, имеющими . На одну только тему «что первично: государство или общество?» существует несколько гипотез, которые необходимо знать. Если ты будешь готовиться к ЕГЭ только по одной книге, твои знания будут ограничиваться мнением одного конкретного человека по тому или иному вопросу. Но на экзамене могут попасться весьма каверзные вопросы и иметь материал для рассуждений просто необходимо.

Поскольку предмет изучает государственно-правовые вопросы, и в книгах часто встречаются ссылки на статьи того или иного закона, тебе следует ознакомиться с действующим на данный момент в РФ законодательством. Только с основными и необходимыми для успешной сдачи экзамена актами. Для сдачи ЕГЭ по тебе понадобится изучить Конституцию, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации. Если же купить их не представляется возможным, тебе поможет интернет, на просторах которого ты и найдешь необходимые нормативно-правовые акты.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • егэ по обществознанию баллы

Для того чтобы успешно сдать по истории на 100 баллов, необходима основательная подготовка. Можно посещать занятия с репетитором – в этом случае шансы сдать экзамен на отлично увеличиваются. Но как быть тому, кто не располагает средствами для дополнительных занятий? Здесь остается надеяться только на свои собственные силы и готовить себя к ЕГЭ самостоятельно.

Инструкция

Приобретите дополнительную литературу для подготовки к ЕГЭ . Не покупайте первые попавшиеся учебники. Лучше внимательно изучите их в магазине – понятным ли языком там информация, какого года выпуск вы держите в руках, доступно ли авторы объясняют решение, весь ли материал собран в книге. Только после того как пособие удовлетворит все вашим требованиям – смело покупайте его.

Решайте ежедневно предложенные тесты. Возможно, вам попадутся некоторые знакомые вопросы, и вы с легкостью сможете на них ответить. Анализируя свои ответы, делайте акцент на неправильных. Не ленитесь делать работу над ошибками, чтобы больше их не допускать. Заучивайте даты, определения, факты, – на ЕГЭ вы обязательно их вспомните. Если вы по каким-либо причинам не занимались несколько дней, старайтесь повторить уже пройденный материал, хотя бы бегло, чтобы «освежить» в памяти информацию.

Делайте шпаргалки. Не факт, что вы возьмете их с собой на . Зато вы запомните то, что записали. Выписывайте даты, которые обязательно будут в тестах. Не забывайте вносить в свою имена известных людей, которые внесли свой вклад в историю. Уделите отдельное внимание определениям, так как в части В акцент делается именно на терминах. Часть С предполагает более ответ. Поэтому читайте как можно больше, чтобы суметь сориентироваться, даже если вам попадется сложный вопрос.

В течение года старайтесь участвовать в школьных олимпиадах по – это будет замечательным подспорьем для сдачи ЕГЭ по предмету на отлично. Не ленитесь посещать библиотеку, если какого-то материала у вас нет дома.

Видео по теме

Источники:

  • сдай егэ на 100

Обществознание остается самым популярным предметом, который выбирают школьники в качестве выпускного экзамена. Результаты ЕГЭ по обществознанию требуются для поступления на юридический, социологический и многие другие гуманитарные факультеты. Для того чтобы успешно пройти это испытание, необходимо серьезно к нему подготовиться.

Вам понадобится

  • - учебники по обществознанию;
  • - нормативно-правовые документы РФ;
  • - листы бумаги;
  • - ручка.

Инструкция

Ошибкой многих выпускников является то, что они считают обществознание легким предметом, сдача которого не составит труда. Не оставляйте изучение материала на последние дни перед экзаменом, поскольку высокий балл можно получить лишь при тщательном изучении большого объема информации. Начните подготовку не менее чем за месяц до проведения ЕГЭ.

Учебный курс обществознания состоит из пяти разных предметов: экономики, права, социологии, политологии и философии, каждый из которых содержит свои основные понятия и термины. При подготовке к ЕГЭ нельзя ограничиваться одним школьным учебником. Подберите несколько солидных изданий профессиональных авторов, в которых приводятся различные точки зрения на ту или иную проблему.

Помимо учебной литературы при подготовке к экзамену тщательно изучите основные нормативно-правовые документы РФ (Конституция Российской Федерации, Гражданский и Уголовный кодексы). Эти законодательные акты можно легко отыскать в любой библиотеке или интернете.

Для успешного выполнения тестовой части ЕГЭ необходимо подробно ознакомиться с основными понятиями курса, а некоторые выучить наизусть. Подключайте к процессу запоминания моторную и зрительную память. Это можно сделать, изготавливая небольшие шпаргалки. На листах бумаги записывайте ключевые термины, основные фамилии и даты. Так будет легче структурировать и обобщить, а впоследствии повторить большой объем материала. Брать эти шпаргалки на сам экзамен не стоит, они будут только отвлекать от главного.

Наибольшую трудность на ЕГЭ обычно вызывает написание эссе. Важно, чтобы в нем была сформулирована основная мысль (тезис), при раскрытии которой вы сможете максимально показать глубину и качество ваших знаний по предмету. Этого невозможно достичь без регулярных тренировок в написании подобных работ.

Подготовка к ЕГЭ

Сдавать ЕГЭ будет легко, если все задания окажутся знакомыми и ученик не будет "плавать" в терминах и датах. Поэтому готовиться к экзамену следует заблаговременно, а не в последний день. Выделите удобное для вас время - вы можете заниматься каждый день по тридцать минут, либо три раза в неделю по часу или более. Все зависит от вашей утомляемости и готовности воспринимать повторяемый материал. Эти занятия должны быть плодотворными, вы должны запоминать информацию, а не просто бегло ее просматривать.
Запоминайте даты, так как они являются важными составляющими в изучении истории. Если у вас плохая память на числа, то воспользуйтесь методом ассоциаций. Соотносите их с важными для вас датами.
Запоминайте даты, так как они являются важными составляющими в изучении истории. Если у вас плохая память на числа, то воспользуйтесь методом ассоциаций. Соотносите их с важными для вас датами.

Задания по истории

Приобретите специальные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории. Запоминайте задания и ответы на них, которые там предлагаются. Уделяйте достаточное количество времени каждому вопросу. Конспектируйте важные термины и даты. При необходимости вы сможете быстро найти нужную информацию, а также запись на бумаге помогает лучше запоминать.
Пособия следует покупать "свежие", то есть того года, в котором вы будете сдавать экзамен, с учетом всех изменений и поправок. Отдайте предпочтения тем пособиям, в которых написаны наиболее полные ответы.
Пособия следует покупать "свежие", то есть того года, в котором вы будете сдавать экзамен, с учетом всех изменений и поправок. Отдайте предпочтения тем пособиям, в которых написаны наиболее полные ответы.

Поведение на экзамене

Не отвечайте наугад, если вы не помните правильный ответ. Постарайтесь воспроизвести в памяти пройденный материал. Вы обязательно вспомните что-либо, касающееся этой темы. Размышляйте логически. Вариантов не так много, поэтому выбрать правильный не составит труда.

Совет 7: Как эффективно вести конспекты для подготовки к ЕГЭ

Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ, помимо заучивания нужно эффективно писать конспекты для хорошего запоминания материала. Для этого нужно следовать определенным правилам. Они состоят в основном в том, чтобы выделять главное из общего.

Что записывать и как выделять главное

Итак, мы определились, что нужно выделять главное из общего. Как же это сделать? Во-первых, выделите по ходу текста или лекции ключевые слова, они как раз и будут вас направлять. Ключевые слова обезопасят также от записи ненужной, лишней информации. Во-вторых, найдите предложения, которые связаны с этими ключевыми словами, выпишите их, так у вас начнет складываться текст. В-третьих, найдите все определения, которые встретятся в тексте. Ну и в-четвертых, задайте все вопросы, которые могут возникнуть при чтении заголовка темы. Ответы на эти вопросы как раз и являются главным в записываемой информации.


После того как вы все выделили, составьте логически связный текст, сократив его до минимума. Введите и используйте сокращения слов, так как они помогут сократить объем текста, что лучше для восприятия и запоминания. Не пропускайте ни одного определения, ведь они и являются основой конспекта. При любом возможном случае составляйте таблицы и списки.

Как оформлять конспект

Давно известно, что оформление текста играет не менее важную роль, чем информативное содержание, так как оно помогает легче запомнить. Итак, чтобы эффективно оформить конспект, разделите страницу на части: снизу и , у вас таким образом получится 3 блока. В центре пишите всю главную информацию, внизу запишите все термины и определения, которые встречались в тексте, а сбоку сделайте рисунки или схемы. Такой способ разделения страницы поможет вам лучше ориентироваться на ней, находить нужную информацию, а также учить. Рисунки в этом случае помогут запомнить материал на основе ассоциаций и образов, а таблицы и списки помогут упорядочить его.


Следующее, что нужно помнить при оформлении конспекта – использование разных цветных ручек и маркеров, которые также нужно использовать для выделения различных тем и определений. Можете привязать определенные цвета к типу выделяемой информации, например, красным выделяйте определения, черным – темы, – схемы и т.д., так вам будет легче ориентироваться по тексту.


Не забывайте выделять определения, отступив несколько клеток перед ним и после. Это делается из-за того, что сплошной текст запоминается очень трудно.


Такое ведение конспектов поможет вам легко, быстро, эффективно запомнить и записать материал, выделить из него общее. Пожалуй, такой способ подойдет не только для подготовки к ЕГЭ, но и в повседневной жизни.

Поделиться