Методы монографический графический. Формы и методы психологических исследований. Сравнительное исследование и его разновидности

Беседа

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т. д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию.

Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения - социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику. Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответствующей социологической и социально-психологической литературе.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Монографический метод

Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность.

Однако, обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

Монографическое исследование-в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает casestudy, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объект исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений

Монографический метод не может быть воплощен в какой либо одной методике. То есть он практически представляет собой некоторый синтетический метод и конкретизируется чаще в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Этот метод использует многие науки, связанные с деятельностью человека. Например, психологи для глубокого, тщательного изучения индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими их людьми во всех основных сферах жизни. Но при этом исследователи всегда пытаются, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности изучаемого предмета и сделать обобщающие выводы.

Монографический метод по своей сути близок к качественным методам исследования, практикуемым широко в социологии. Преимущество этих методов состоит в том, что они позволяют глубже понять изучаемое явление и часто - выйти на формулирование новых проблем. Ограничения статистического количественного подхода особенно ощущаются в условиях повышенной динамики социальных процессов. Методология качественного анализа во многих таких ситуациях бывает более плодотворной, позволяя учитывать новые тенденции развития явлений, и что особенно важно - в начальной стадии их становления. Социологи-практики отмечают особую востребованность метода исследования случая для работы в переходные, кризисные периоды развития общества. Потому что в эти периоды возникают новые социальные отношения, формируются проблемы, по отношению к которым не просто не найдены методы решения. Эти проблемы часто неизвестны, их только предстоит идентифицировать

Безусловно, любой метод, любая исследовательская стратегия имеет ограниченные возможности получения научных результатов. Неправомерные установки и надежды на возможности метода могут привести к существенным ошибкам. Непременным условием использования любого метода является четкое определение границ его возможностей. В этой связи следует отметить, что главной целью монографического исследования является обнаружение и детальное описание образцов социальных отношений. При этом научно значимым является уже сам факт обнаружения определенного механизма таких отношений. Возможности монографического исследования обеспечивают понимание происходящих процессов, во-первых, в условиях высокодинамичного окружения, тревожной нестабильной ситуации, когдалюди меняют самоидентификацию, культурные регуляторы теряют свой привычный смысл; во-вторых, при изучении уникальных явлений; в-третьих, при изучении конкретных кратковременных событий.



Назначение такого исследования заключается в том, чтобы детально изучив один или нескольких случаев, раскрыть содержание скрытых от внешнего наблюдения процессов, протекающих в социальной среде, глубже понять изучаемое явление и предложить его множественную интерпретацию.

Монографический метод может быть использован для разных целей. Но в каждом применении он конкретизируется в зависимости от исследуемых объектов, имея конечную цель собрать «достаточное количество данных для создания теории объекта. Ибо только на уровне теории можно говорить о научном анализе.

Безусловно, при использовании монографического метода исследователя волнует вопрос его валидности. Как и для любого другого метода, она в значительной степени определяется способом и инструментами сбора информации. В каждом случае использования монографического исследования исследователь выбирает свой набор таких методов. В их перечень входят методы качественной социологии (наблюдения и свободное интервью, анализ документов), репрезентативный опрос, анкетирование. При использовании опросов и анкетирования монографический метод ориентируется, в основном, на малые выборки. На этих выборках реализуются такие приемы обобщения информации, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей с помощью многомерных группировок и аналитических показателей; расчет непараметрических коэффициентов ранговой корреляции; построение обобщающих показателей методом таксономии и некоторые другие. Но в любом случае еще раз отметим, набор процедур, привлекаемый в изучении случая, целиком зависит от задач исследования и не ограничен только качественными методами.



Все предыдущие характеристики условий применения монографического метода и его сущности показывают, что он находится в поле социокультурной парадигмы. Именно она допускает наличие непроверяемого (интуитивного) опыта в логических построениях, ненаучного метода получения фактов. То есть, исследованный монографическим методом факт нельзя воспроизвести в полном соответствии с зафиксированным событием. При выборе монографического метода и его структуры целесообразно предварительно познакомиться с его достоинствами и проблемами.

К достоинствам этого метода можно отнести такие:

1. Возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений. Только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

2. Этот метод позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальность каждого объекта, и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

Для активизации таких потребностей человека как самовыражение, самоутверждение универсальные инструменты не применимы. Эти потребности во многом если не полностью определяются индивидуальностью и желанием.

Познавательные возможности этого метода обеспечивают понимание происходящих процессов в конкретных ситуациях («сейчас и здесь»). Это очень важно, в условиях динамичной реальности, когда для объяснения поступка, имеющего позитивный исход, трудно и некогда подобрать объяснения, когда необходимо изучать неформальные отношения, когда необходимо анализировать уникальные явления.

Монографический метод лишен недостатков статистического метода, который показывает больше корреляцию, чем причинность и, чаще всего имеет дело с внешними аспектами жизни. Поскольку пользователь монографического метода испытывает чувство сопереживания и участия, он на основе таких чувств может разглядеть больше того, что лежит на поверхности явления

Проблемы, возникающие при работе с монографическим методом:

1. Необходимость получения больших исходных объемов разноплановой иногда избыточной информации, которая частично не найдет применения в оценках и анализе.

Ограниченные возможности получения научных результатов в строгом подходе к этому понятию на основе общепризнанных критериев.

Возможная субъективность исследовательского подхода.

Отсутствие логичных обоснований возможных рамок обобщения.

Следует иметь в виду, что в результате монографического исследования модели социальных отношений в пределах данного метода не решается задача выявления степени распространяемости полученных выводов

К недостаткам типичного монографического метода относится также субъективный выбор единиц наблюдения

Отличительные черты монографическогоисследования, как логики самостоятельной исследовательской стратегии:

1. Рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве.

2. Существенная ориентация на интуицию исследователя.

3. Коллективный характер исследования.

4. Доверительные отношения с исследуемым контингентом.

5. Гибкость подхода на разных стадиях исследования.

Что касается такой особенности, как рассмотрение изучаемой реальности в разных аспектах и мелочах, в их разнообразии, глубине и единстве, то, безусловно, всесторонность и в то же время целостность восприятия предмета исследования практически недостижима ни в одном научном методе. Однако четкое ограничение рамок случая и наличие предварительно определенной концептуальной схемы позволяет хотя бы попытаться охватить явление в целом иизбежать (насколько это возможно) частичного, разрозненного видение реальности. Предполагаемая многоаспектность анализа предмета, как комбинации подсистем разной природы, позволяет сформулировать гипотезы о наличии причинно-следственных связей между характеристиками внутренней структуры изучаемого явления и характеристиками его внешней среды.

Успех этого метода обеспечивается степенью развития интуиции исследователей и квалификации, базирующихся на их теоретических знаниях и практическом опыте в предметной области проблемы.

Монографический метод предполагает четкую ориентацию на холистический подход, рассмотрение предмета как реальной целостности, имеющей цели, функции, отличающиеся от целей и функций каждого входящего в нее элемента.

Качество же собранных в процессе монографического исследования данных зависит от желания сотрудничать и искренности респондентов. Здесь необходимы доверительные отношения и формирование позитивного эмоционального контакта. Для развития таких способностей необходимо предварительно позаботиться об уровне развития эмоционального интеллекта исследователей и накопления ими навыков межличностного общения, ведения деловых переговоров.

Следует иметь в виду, что соблюдение в монографическом методе требований обеспечить коллективный характер исследования, в определенной мере снимает субъективизм его результатов, повышает валидность методик. При многостороннем анализе сложного социального объекта качественными методами, желательно каждое видение ситуации проверять посредством обсуждения с другими участниками. Ибо объективность, понимаемая как контроль и проверка на всех этапах исследования, более глубока у группы, чем у индивидуального исследователя.

Программа реализации монографического исследования выступает в виде плана исследования. Главная его цель -сосредоточить внимание каждого этапа на основных исследовательских вопросах. При проектировании исследования (составлении плана) можно выделить четыре основных действия.

Методологической основой разработки темы курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативные и инструктивные документы, а также личные исследования автора. Для реализации методологической основы в конкретных исследованиях в процессе работы над курсовой работой могут быть ис­пользованы следующие общенаучные методы исследования: монографический, статистический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математиче­ский и др.

Монографический метод – подробное изучение отдельных явлений, характерных для совокупности с целью всестороннего раскрытия определенных закономерностей.

Статистический метод используется при изучении массо­вых явлений с целью установления их взаимосвязей, закономер­ностей развития и влияния на конечные результаты производст­ва. Основные приемы статистического метода: группировки, по­казатели динамики, индексы, корреляционно - регрессионный анализ и т.д.

Экспериментальный метод связан со специальной провер­кой и внедрением новых форм и способов организации производ­ства, учета и отчетности, финансирования и кредитования, контроля (аудита) и обоснованием эффективности их внедрения.

Расчетно-конструктивный метод связан с разработкой нескольких вариантов решений организационно - экономиче­ской задачи, из которых выбирается наиболее эффективный. Он позволяет полнее учесть все условия и факторы, влияющие на хозяйственно-финансовую деятельность организации.

Экономико-математический метод связан с изучением количественных характеристик экономических процессов, рас­сматриваемых в неразрывной связи с их качественными харак­теристиками. Этот метод предполагает широкое применение ма­тематической статистики, теории вероятности, математического программирования, математического моделирования экономических процессов и др. Экономико-математическими методами можно решать большой круг планово-экономических, учетно-статистических и управленческих задач.



5 Объем, структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа в законченном виде должна включать: титульный лист (приложение А), содержание (оглавление), введение, текстовое изложение (содержание) работы, выводы и предложения, список использованной литературы, приложения.

Общий объем работы не должен превышать 35 – 40 страниц машинописного текста или 45 – 50 страниц рукописного текста, не считая приложений.

Во введении следует раскрыть актуальность выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определить цель, задачи, объект, субъект и предмет исследования, указать методы и методологическую основу исследования. Объем введения не должен превышать 3 страниц машинописного текста.

Основной текст (содержание) курсовой работы состоит из 3 глав, каждая из которых состоит как минимум из 2 параграфов, но при этом желательно не более 4.

Первая глава курсовой работы должна быть посвящена изучению теоретических основ темы исследования. В ней раскрывается сущность, экономическая природа исследуемого явления, раскрываются основные этапы, исторические аспекты в развитии научной мысли по теме исследования.

В данной главе необходимо критически рассмотреть и проанализировать взгляды различных ученых – экономистов по основным вопросам выбранной темы исследования. Студент должен привести и обосновать свою позицию исходя из рассмотренных различных взглядов ученых и дать оценку различным вариантам и аспектам учета, внутрихозяйственного контроля и анализа.

Обзор литературы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.

Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

В данной главе необходимо рассмотреть и привести организационную структуру объекта исследования, рассмотреть и проанализировать в динамике основные экономические показатели деятельности объекта исследования (приложение). Основное внимание следует уделить анализу затрат на производство продукции. В данном случае целесообразно проанализировать структуру затрат (приложение) на производство продукции, динамику затрат и т.д. Также в данной главе целесообразно привести структуру управления, рассмотреть ее основные звенья. Так как управленческий учет в организации подчинен целям управления, также необходимо по возможности привести основные приоритетные направления предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений.

В третьей главе следует раскрыть основную идею исследования. Здесь излагаются собственные исследования студента, приводятся соответствующие расчеты, раскрывается действующая практика учета затрат и исчисления себестоимости продукции в исследуемой организации, выявляются достоинства и недостатки на основе критического ее осмысления.

Третья глава курсовой работы по дисциплине управленческий учет должна включать в себя как рассмотрение вопросов, касающихся современного состояния производственного учета в организации, так и разработанный проект или разработанные направления совершенствования учета затрат для целей управления, в соответствии с выбранной темой курсовой работы. В случае отсутствия сложившейся системы управленческого учета необходимо сделать конкретные разработки системы управленческого учета по объекту исследования.

Выполняя курсовую работу студент должен рассмотреть и проанализировать как ведется учет затрат в рамках объекта исследования:

1. Изучить, и описать первичный учет затрат. Рассматривая данный вопрос необходимо охарактеризовать основные формы первичных документов, используемых в организации, рассмотреть имеющийся документооборот и выявить основные недостатки в первичном учете затрат.

2. Рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат в рамках выбранной темы. Описывая синтетический и аналитический учет необходимо привести установленный в организации порядок аналитического учета. Критически рассмотреть используемые регистры аналитического учета. Также в данном разделе необходимо привести основные корреспонденции счетов по учету затрат в рамках выбранной темы. Корреспонденции счетов должны быть проиллюстрированы с использованием цифрового материала организации в виде схемы бухгалтерский проводок (приложение В). Также в данном разделе необходимо дать характеристику используемым регистрам синтетического учета и выявить и их недостатки. Также в третьей главе необходимо критически рассмотреть порядок калькулирования себестоимости продукции. При этом следует рассмотреть существующие объекты исчисления себестоимости продукции, калькуляционые единицы и калькуляционный период.

3.Далее на основании выявленных во второй главе потребностях в управленческой информации и на основании критически рассмотренного порядка учета затрат студент должен предложить и обосновать свой проект или основные направления и предложения по совершенствованию производственного учета затрат с целью формирования релевантной информации для принятия управленческих решений.

В данном разделе студент может предложить и обосновать выбор различных передовых методов производственного и систем управленческого учета. Разрабатываемые вопросы должны носить практический характер, с целью применения разработанного проекта на практике в организации (объекте исследования). При этом необходимо учитывать и отраслевую специфику при разработке конкретного проекта. Например студент может предложить и обосновать управленческий учет затрат на производства с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе, либо предложить учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов. Также можно разработать и предложить номенклатуру статей затрат на производство продукции, либо разработать номенклатуру объектов учета калькурирования себестоимости продукции и т.д.

Выводы и предложения являются своеобразным итогом всей курсовой работы. Они должны быть четкими и лаконичными по форме, содержать основные выводы и предложения, направлен­ные на устранение недостатков и совершенствование, рационализацию методов решения вопросов, рассмотренных в курсовой работе. Они должны вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования. В выводах и предложениях в краткой форме приводятся основные выводы и направления совершенствования по результатам проведенного исследования.

Объем выводов и предложений не должен превышать 4 – 5 страниц.

Курсовая работа может содержать приложения в виде таблиц, диаграмм, схем, учетных регистров, и т.п. Приложения должны быть сгруппированы в строгом со­ответствии с изложением текста курсовой работы. Каждое приложение должно иметь название, раскрывающее его содер­жание. В тексте курсовой работы должна быть дана ссылка на приложения.

Список использованной литературы должен содержать не менее 25 источников. В список литературы включаются монографии, учебники, статьи в периодических изданиях, а также по мере необходимости основные нормативные документы по бухгалтерскому учету.

В приложении к курсовой работе приводится такой материал, как разработанные и усовершенствованные документы для внутреннего использования, организационная структура и структура управления и т.д.

6 Оформлениекурсовой работы

При написании курсовой работы следует обратить внимание на ее оформление. Работа может быть представлена в рукописном, но преимущественно в машинописном виде, компьютерный шрифт Times New Roman, цвет черный, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов, абзац 1,25, в таблицах кегль 12, интервал 1,0.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Основная часть может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, по необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый раздел содержал законченную информацию. За Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквой без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точки.

Разделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

1. Методические и методологические основы учета затрат

1.2 . Нумерация пунктов первого раздела

2. Современное состояние учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции

2.2. Нумерация пунктов второго раздела

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть проведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

а)_____________

б)_____________

в)_____________

ГОСТ предусматривает размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижней части листа без точки.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы. С новой страницы начинаются введение и выводы и предложения.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между заголовками раздела и пункта. Абзацы начинаются с новой (красной) строки и печатаются отступом равным пяти ударам.

Правила оформления курсовой работы предусматривают единый порядок размещения текста работы, приложений, применение стандартного формата бумаги (А4).

Текст курсовой работы должен быть изложен стилистически и орфографически грамотно.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Тц=(SПУЗ+SПЗ) х (1+Кр), (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерации арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

В курсовой работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть по другой в пределах одной страницы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица 1.1», если она приведена в главе 1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовок и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблица 2.6

Методика расчета трансфертных цен на продукцию птицеводства

Если таблица переносится на другой лист, то на новом листе необходимо написать «Продолжение таблицы», при этом заглавие на новой странице не проставляется. В приведенных в работе таблицах не должно быть свободных мест, если значение показателя отсутствует, то необходимо проставить прочерки.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упомянуты впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Пример:

Совокупные затраты

безубыточности

Точка Выручка

безубыточности

Постоянные затраты

Объем производства продукции

Рис. 6. Модель безубыточности основанная на нелинейной зависимости

показателей

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рис.» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения главы. Например, Рисунок 1.3.

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

В списке литературы указывают на первом месте законы Российской Федерации, затем, на втором - подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты, инструкции министерств и ведомств). После законов и подзаконных актов указываются учебники, учебные пособия, периодические издания в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Список фактически использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с ГОСТ 7.32.-91.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

В списке литературы необходимо указать фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, название, место и год издания. Например:

Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс, - М.: «Аудит», 1998. –221с.

Для статей необходимо также указать название журнала и его номер.

Широбоков В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета// Экономика перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. -1998 .-№7 - С-25-27.

Безруких П.С., Кашаев А.Н., Коммисарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1989.-223с.

Интернет источники приводятся в самом конце списка литературы и оформляются следующим образом:

«Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета»// официальный сайт экспертно-консультационного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. www.cma.org.ru

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде квадратных скобок, например [ 3, с.15], с указанием номера источника в списке литературы, где находится данное высказывание.

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных и объективность изложения мыслей других авторов.

К специальным методам научных исследований относятся монографическое исследование, эмпирический, лингвистический, проектный и многие другие, подобные. Рассмотрим их подробнее.

Монографический метод.

Название этого метода связано с широко употребительным в научном мире термином «монография», происхождение которого в свою очередь следует искать в двух греческих словах monos и grapho. Monos в переводе означает один, единственный, значение слова grapho - пишу. Таким образом, исходя из этимологии, термин «монография» можно истолковать как «описание одного». Как правило, монография - это результат научного труда. От других форм она отличается глубиной и целостностью рассмотрения проблемы.

При проведении научных исследований иногда допускается смешение понятий «монографический метод» и «метод монографических исследований».

Собственно монографический метод - его еще называют методом изучения отдельного случая - носит по преимуществу описательный характер. Метод заключается в том, что экономическое явление или проблему (группу проблем) тщательно и всестороннее исследуют (анализируют) на одном, но представительном объекте, выделяют в нем типологические особенности, после чего делают гипотетический вывод о том, что складывающиеся тенденции в развитии анализируемого объекта имеют место и на других, аналогичных ему объектах. Данный метод характеризуется сосредоточенностью исследователя на изучении отдельных проблем, целостностью рассмотрения анализируемых фактов, единством структуры исследовательской деятельности, фундаментальностью и обобщенностью, теоретической направленностью содержания. В общем и целом монографический метод воплощен в совокупности методик, в конкретных методологических приемах. Например, в таких, как редукционизм, органицизм, интегратизм.

Редукционизм, как уже указывалось в параграфе 1.7, предполагает разделение сложного изучаемого социально-экономического явления на более простые составные части и изучение их природы и свойств отдельно друг от друга. Допускается, что при суммировании свойств этих частей можно получить знания свойств исходного целого. Например, процесс управления может быть расщеплен на такие компоненты: объект управления (воздействия), управляющий объект, выполняемые функции. По сумме их свойств делается вывод о свойствах всей структуры управления.

Органицизм, в отличие от редукционизма, отрицает возможность сведения сложного к простому: свойства целого определяются на основе рассмотрения этого же целого без дробления его на части и установления суммы его частей. Органицизм как метод используется в качественных описаниях интегративного целого, его интегральных свойств. Например, в качестве интегративного целого может быть представлен процесс управления. Его основные составляющие - организационная структура управления, постановка учета и контроля, планирования, организации деятельности, мотивации. Определяя и характеризуя сущностные параметры указанных явлений без расчленения их на составные компоненты, исследователи тем самым добиваются реализации органицизского метода.

Интегратизм - это своего рода редукционизм наоборот. Суть его состоит в том, что научный поиск ведется в направлении от простого, элементарного к все более возрастающей сложности организации (явления, процесса) и в конечном итоге - к системам. Другими словами, системный подход (см. о нем в параграфе 1.7), кроме всего прочего, является всеобъемлющим методологическим подходом к организации научных исследований. И все перечисленные выше методы, как, впрочем, и те, что будут рассмотрены ниже, в каждом отдельном научном исследовании должны быть объединены на системных (холистических) принципах, дополнять друг друга не механически (составляя простую сумму), а диалектически, т.е. в том числе с учетом противоречивых взаимодействий этих методов, получаемых результатов и т.п.

В отличие от монографического метода метод монографических исследований основан на изучении и анализе результатов исследований обозначенной в научной работе проблемы, которые проводились ранее другими учеными и практиками. Он предполагает работу диссертанта не только с бумажными носителями информации, но и с рукописями, а также с электронными и цифровыми носителями информации, содержащими данные, относящиеся к проблеме исследования (см. параграфы 2.2 и 2.3).

Поделиться