Методы обучения на уроках истории и обществознания. Ложные друзья мнемотехника Комбинированный или смешанный

Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на моем мастер - классе.

Для начала, я хочу представиться. Меня зовут Дробязко Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания Новокиевской школы.

- Уважаемые коллеги, Вы слышите прекрасное пение птиц и шум воды? Не удивляйтесь! Перед вами река Познание, которая разделяет берег «Надежды» и берег «Оправданных надежд».

На плакате нарисован пейзаж. Река и два берега. – Я попрошу вас на стикере написать ваши «ожидания» от мастер – класса и наклеить их на берег Надежды..

Упражнение"Ожидания".

Я думаю, что каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у детей.

Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Предметы история и обществознание часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И передо мной встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла.

В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника. Поэтому тема мастер класса звучит так: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»

Цель занятия : Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи занятия :

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
  • познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий
  • мотивация участников мастер-класса на применение данной технологии в своей деятельности;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса Вы сможете:

Объяснить , что такое мнемотехника;

отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;

Составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета

Итак, мы начинаем

Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Особенно это актуально в школе и, ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности.

Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти

Искусство запоминания - мнемоника (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики - искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие - образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги) .

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие:

Группировка;

Классификация;

Ассоциации;

Поиск опорного пункта; схематизация;

Достраивание материала; структурирование материала.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако надо помнить о золотой середине, и в некоторых случаях чрезмерное применение мнемотехники может оказать и прямой вред.

Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания. В моей практике использую примеры, которые составлены совместно с учениками или самостоятельно.

Перейти к следующему этапу нашего мероприятия я бы хотела словами Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю». То есть перейти от слов к делу

Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы знакомимся с новым понятием «реформа».

(На доске записываю крупно слово «реформа».)

Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слова «реформа»? (чаще всего дети этого не знают)

Хорошо, найдите в этом непонятном

для нас слове, слово которое вам знакомо.

Молодцы, вы нашли знакомое для вас слово «форма».

Скажите, а все предметы имеют форму? (Да)

А этот воздушный шарик, что у меня в руке, имеет форму? (Да)_

Хорошо, я возьму маркер и напишу на нем слово «форма».

С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ»)

Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если я возьму в руку букву «р» и переверну ее. (Для этого у меня есть заготовленная бумажная вырезанная буква)

Буква стала вам напоминать оружие? Например револьвер. (Да)

Скажите, а револьвер может выстрелить? (Да)

А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится)

Точно? Давайте проверим.

Я наглядно показываю, что стреляю из револьвера в шар. Шар лопается. Именно сейчас у детей работает не только зрительная, но и эмоциональная память.

Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего это слово, будет обозначать какое- то изменение. Все с этим согласны?

Давайте так и запишем на доске под словом реформа, новое слово определение « изменение». А теперь я вас попрошу открыть учебники на странице 63 и прочитать значение слова «реформа».

Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей.

Скажите, наш вывод подтвердился? (Да)

Вот, что и требовалось доказать.

Главный принцип запоминания слов - поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, - это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Я предлагаю теперь вам поработать в группах и применив прием « Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов». Дать определение слов: консерватизм, зарплата.

(работа в группах)

Но не всегда, слово может подсказать значение. Вот перед нами незнакомое слово «ПРОГРЕСС».(записываю слово на доске, лучше печатными буквами)

Подсказки в слове нет. Есть выход, на помощь приходит фантазия и рисунок. Если я первую букву «П» напишу больше остальных и подрисую под ней два колеса. Вот так:

Прогресс

Уважаемые коллеги, на что похоже стало слово?

Правильно, на паровоз. А скажите, что подсказывает нам стрелочка, паровоз движется или стоит?

Правильно он движется вперед. Все с этим согласны? Давайте рядом с нашим рисунком запишем наш вывод. Движение вперед.

Скажите, наш вывод совпадает с верным определением этого слова. Для лучшего запоминания нам помог рисунок и фантазия.

На столах у вас лежат исторические термины.

Оброк - платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. Гражданская война – война между гражданами одного государства

Попробуйте с помощью рисунка и своей фантазии проделать аналогичную работу с ними. (работа в группах и обсуждение)

Рисунок и фантазия помогает запомнить не только отдельные исторические или обществоведческие термины, но и крупные исторические события и исторически значимых личностей. Хочу показать вам небольшую выставку детских работ в этом направлении.

(показ детских рисунков) Приложение 1

В 7 классе дети сталкиваются с тем, что им предстоит знать данную хронологическую таблицу:

Тема: Дворцовые перевороты

  • Екатерина I 1725 – 1727 гг
  • Петр II 1727 -1730 гг
  • Анна Иоанновна 1730 – 1740 гг
  • Иван Антонович 1740 – 1741 гг
  • Елизавета Петровна 1741-1761 гг
  • Петр III 1761-1762 гг
  • Екатерина II 1762-1796 гг

Запоминание связанных между собой событий, имен - это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключиках. Зная их, не составит большого труда воспроизвести этот материал.

Ключ 1 :Зная точку отсчета – в нашем случае это год смерти Петра I – 1725г и помня код цифр 2, 3, 10, 1, 20, 1, 34, мы можем составить числовую хронологию.

Ключ2 : Обратите внимания первая в списке и последняя –это женщина, имя Екатерина, второй и предпоследний – мужчина, имя Петр. Затем третья и пятая –это женщины, середина мужчина, имя Иван.

Я предлагаю вам, взяв ключи, воспроизвести эту таблицу.

В заключении хочу сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.

И сейчас я хочу, чтобы вы попробовали применить и объяснить, основные мнемонические приемы именно касаясь вашего предмета. (практическая работа, просмотр полученных работ)

Как вы видите, использование мнемотехники на уроке истории и обществознания позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности школьников, его творческое познание.

В старших классах учащиеся составляют интеллект –таблицы, в основе которых лежат приемы мнемотехники. Я предлагаю вам с ними познакомиться.

(Показ интеллект –карт ) Приложение 2

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подходит к концу. Сегодня на занятии мы с вами: 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема плохой памяти на современном этапе.

2. Нашли выход из этой проблемы путем приемами мнемотехники.

3. Научились некоторым мнемотехническим приемам, которые помогут вам и вашим ученикам

Мне очень хотелось бы, чтобы мастер класс для вас оказался полезным и интересным.

А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

Изменилось ли ваше самочувствие, настроение к концу занятия?

Каковы ваши впечатления? Какие выводы вы сделали для себя?

«Упражнение " Ожидания". Возьмите стикеры и запишите настолько оправдались Ваши ожидания от мастер- класса.

Порошу Вас стикеры прикрепить на "берег оправданных надежд", озвучивая свое мнение.

Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности.

«Использование ИКТ» - Позволяют быстро подобрать необходимую наглядность. Открытие новых знаний. Информационно-коммуникационные технологии. Улучшению качества образования. Классификация направлений использования ИКТ на уроках. Использование ресурсов сети Интернет. Ориентирование в потоке информации. Ориентированию в информационном обществе.

«Использование ресурсов» - Для чего используется ресурс? Доступность информации сферы образования для: Государственных органов и органов управления образования Администрации образовательных учреждений Педагогов Родителей Школьников Общественности Повышение эффективности системы образования. Методические рекомендации по обучению с использованием ресурсов сети Интернет Основные методы обучения с использованием ресурсов (информирование, проектная и практическая деятельность, активное и личностно-ориентированное обучение и т.п.) Использование ресурсов адекватно потребностям системы образования (формирование знаний, репродуктивных и творческих умений, воспитание личности) Методы формирования критического и адекватного отношения к информации, получаемой из сети Интернет Приобщение педагогов к разработке собственных электронных ресурсов Информирование о возможных негативных последствиях использования образовательных ресурсов.

«Использование устаревших слов» - Какие слова устаревшие. Ожидаемые результаты Презентация Кроссворд Создание словарика. Такие слова называются АРХАИЗМАМИ. Дети самостоятельно делятся на группы. Сможем ли мы понять речь человека из прошлого? Устаревшие слова. Такие слова называются ИСТОРИЗМАМИ. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Нужно ли изучать устаревшие слова?

«Использование металлов» - Из свинца делают аккумуляторы для автомобилей. Многие детали космических ракет делают из дюралюминия. Принадлежности для шитья тоже делают из стали. Использование протекторной защиты. Лучше других проводит тепло и электрический ток. В настоящее время многие предметы, которыми мы пользуемся в жизни, сделаны из металлов.

«Использование ИКТ на уроках географии» - Использования. Использование. Этапы внедрения ИКТ. Создание нового. на уроках ГЕОГРАФИИ. Успеваемость. Повышает интерес к предмету. И к т. Качество знаний. Географии. Новое на уроках. Результат.

«Использование интернет-ресурсов» - Образовательной системе «Школа 2100» посвящены материалы сайта http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, находится на сайте http://www.zankov.ru.

Организация: МБОУ ООСШ №2

Населенный пункт: Архангельская область, п. Обозерский

Использование мнемотехники в рамках курса «История»

Бакай Людмила Васильевна учитель истории МБОУ «Обозерская ОСШ№2»

Для запоминания не запоминаемой исторической информации, например, когда нужно запомнить большое количество дат, можно применить мнемотехнику.

Мнемотехника - система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

При заучивании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Методика запоминания цифр заключается в приемах:

  • Установи закономерности;
  • Найди знакомые числа.

Можно выделить четыре этапа использования мнемотехники на уроках истории: подготовительный, основной, проверка результатов и экспертная оценка, рефлексия.

Подготовительный этап .

Учитель предлагает учащимся запомнить ряд дат и объясняет, что для запоминания каждой будет давать время. В течение этого времени необходимо установить закономерности, которые вызывает данная дата.

  • Основной этап .
  • Учитель диктует даты с интервалом в 10-15 секунд. По завершению учащиеся должны записать их в такой последовательности, в которой они были продиктованы учителем.
  • 3. Проверка результатов и экспертная оценка.
  • Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество дат, читает записанные даты классу. Дается экспертная оценка.
  • Рефлексия.
  • Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось. Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.

При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Преобразуем элементы в зрительные образы, удобные для запоминания (для связывания).

Допустим, нужно запомнить дату: 1453 год - гибель Византийской империи.
Напоминаю буквенно-цифровой код, по которому можно легко преобразовать образ (слово, его обозначающее) в цифры:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм

  • Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
  • империя - императорская корона (прием символизации)

Упускаем единицу. Запоминаемая информация состоит из трех элементов: 453, Византия, империя.

453 - ЩеПКа (см. справочник образных кодов на сайте Mnemonikon)
Византия - пластиковая карта "Виза" (кодирование по созвучию)
Империя - императорская корона (прием символизации)

В анализируемой дате главным элементом является "Византия". Следовательно, образ "Виза" будет основой ассоциации.
Чтобы связать элементы ассоциации с её основой, необходимо в основе (образ "Карта Виза" выделить две части, два подобраза. Пусть это будут: угол карты и номер карты.
Элементы связываются с выделенными подобразами основы. Соедините в своем воображении следующие образы:
угол карты + ЩеПКа (453)
номер карты + корона
Ассоциация образуется постепенно, путем последовательного соединения пар образов. После соединения элементов с частями основы представьте всю ассоциацию целиком. Постарайтесь увидеть в воображении пластиковую карту "Виза" и щепку на её уголке, и корону на цифрах номера. В получившейся объемной картинке закодирована запоминаемая историческая дата. Теперь по ней легко можно прочитать (буквально как по конспекту) историческую дату. Аналогичным образом следует запоминать и другие исторические даты хронологической таблицы.

Многим известно о существовании «ложных друзей переводчика» - слов в иностранных языках, похожих по звучанию на слова языка родного, но резко отличающихся от них по смыслу. Мнемотехника – методология запоминания. Учителям и репетиторам хорошо известно, что существуют и небезопасные «друзья мнемотехника» - термины, имена, условные названия, «напрашивающиеся» на определенные ассоциации, но не соответствующие им.

Преподавателям следовало бы больше внимания уделять таким несоответствиям и привлекать к ним внимание учеников, настаивая в таких случаях на полном заучивании, а не «хватании поверху» на основании ассоциаций, поскольку этот метод может привести к серьезным ошибкам. Тем более полезно это репетиторам, чья задача – дать подготовку глубже и лучше, чем учитель в школе.

Предлагаем «узнать в лицо» нескольких опасных «обманщиков», способных легко ввести в заблуждение юного историка или географа.

Столетняя война

Название известное и красивое, но обманчивое. Опасно будет, запомнив год ее начала или окончания, вычислять вторую дату, использовав число «100». На самом деле война формально продолжалась 116 лет – с 1337 по 1453 год.

Австралийская империя

Злые шутки с невнимательными учащимися играют похожие по звучанию названия и совпадения имен. В чем разница между Австрией и Австралией? Она очевидна – метр по карте мира. Однако названия звучат схоже, и огромное количество школьников постоянно путают южный материк с Австрийской империей. Масштаб ошибки очевиден – опять же, метр по карте. Учителям следует решительно бороться с такой географической несуразицей.

Пролив Дрейка

История из этой же серии – имя пирата Френсиса Дрейка связано с открытием пролива и победой над испанской Непобедимой Армадой. И пожалуйста – десятки школьников уверены, что Дрейк утопил Армаду в проливе Дрейка! Никто даже не задается вопросами – где находится этот пролив и что, собственно, Армада там позабыла?

Агрессивная ось

Военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии перед Второй мировой войной имеет устоявшееся прозвище «ось Берлин – Рим – Токио». Сложно представить, как в воображении автора этого названия выглядит ось. Но термин является общепринятым, и учащиеся должны знать и его, и то, что за ним скрывается.

Бесчисленные Людовики и Карлы

Для учащихся, желающих только сдать общеобязательные экзамены по истории, здесь риск невелик. Но вот те, кто хотел бы знать предмет глубже, могут столкнуться с неожиданностями, натолкнувшись на упоминания «короля Джорджа», «королевы Мэри» или «Луи Шестого».

Дело в том, что в русской исторической науке приняты написания имен иностранных монархов преимущественно в германизированной или русифицированной форме: Генрих, Георг, Карл (вместо Генри, Джордж, Шарль). Но так оказывается сложно понять даже популярную французскую народную песенку «Жил-был Анри Четвертый» (звучит в знаменитой «Гусарской балладе), поскольку у нас этого короля знают как Генриха Четвертого! Путаница часто встречается в публикациях источников и популярной художественной литературе.

И современную нам королеву Британии зовут не Елизаветой, а Элизабет!

Современная география

Подобную проблему создают и географические названия, причем в последнее время она усугубилась. Многие местности, регионы, государства в разное время назывались по-разному (Сталинград – Волгоград, Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, Восточный Пакистан – Бангладеш, Североамериканские Соединенные Штаты – Соединенные Штаты Америки). Государства возникали и исчезали (Чехословакия – Чехия и Словакия, Югославия – современный конгломерат государств, СССР - …).

Мало того, ныне все большее распространение получает новая транслитерация некоторых названий, принимаемая вместо устоявшейся. Нередко это правильно – в Индии не говорят «Бомбей». Но беда в том, что меняются не все термины, а лишь некоторые (почему-то никто не спешит поправить такие названия, как «Париж» и «Пекин», хотя они тоже не соответствуют оригинальному произношению). Добавляет проблем и идеология – попробуй догадайся, что на Украине в настоящее время два «Днепра» (река и город Днепропетровск)! В ранее изданной литературе (которая зачастую не переиздается, но при том в высшей степени ценна) остаются старые названия.

Вся ответственность здесь ложится на учителя или репетитора. Ему придется самому быть в курсе новшеств в сфере географической номенклатуры и доводить их до сведения учащихся.

В целом именно учителю такие вещи и вменяются обычно в обязанность – подсказывать, где можно облегчить запоминание, а где нельзя этого делать. Но и заинтересованные родители и ученики тоже должны обращать на такие вещи внимание и задавать учителям и репетиторам вопросы.

Поделиться