Образ софьи фамусовой. Образ Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума. Влияние фамусовского общества

Образ Софьи в комедии Александра Грибоедова Горе от ума

В своей комедии А.С. Грибоедов поднял очень серьезную проблему своего времени – тему вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, стремящихся к новой, свободной жизни. Если персонажи-консерваторы в комедии представлены очень широко, то новое поколение можно рассматривать только на примере Чацкого (есть, конечно, так называемые внесценические персонажи, единомышленники Чацкого, но они не участвуют непосредственно в сюжете и их личности не подвергаются глубокому анализу).

Для раскрытия образа Чацкого, понимания сущности его конфликта с обществом, а также для доказательства его одиночества используются не только его взаимоотношения с Фамусовым и ему подобными, но и с Софьей, девушкой, которую он любит.

Образ Софьи противоречив; очень метко написал о ней в своей критической статье "Мильон терзаний" Н.А. Гончаров: с одной стороны, "в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости", но с другой – "она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". В свои семнадцать лет она, по словам Чацкого, "расцвела прелестно" и, к тому же, проявляет завидную независимость суждений, которая недоступна ни Молчалину, ни ее отцу. Это видно, если сопоставить три высказывания: фамусовское "что станет говорить княгиня Марья Алексевна?", молчалинское "ведь надобно ж зависеть от других" и слова Софьи: "Что мне молва? Кто хочет, так и судит". Она искренна в выражении своих чувств, вспомнить хотя бы, как она падает в обморок у всех на глазах из-за происшествия с Молчалиным. И ее любовь к нему – не лицемерие, не обман, а ее искреннее заблуждение. Софья была воспитана в доме отца, для девушки дворянского круга она получила достойное образование; но она, не зная бурных страстей в жизни, чересчур увлекалась чтением романов.

Ей сна нет от французских книг,

Говорит ее отец о ней. И Молчалину, как и пушкинская Татьяна Онегину, она придала черты героев любимых романов.

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Она сама не замечает, что такая характеристика не может быть причиной, чтобы полюбить человека. Но она хочет видеть в Молчалине того самого единственного избранника. Хочет, потому что не с кем сравнивать, потому что больше никого нет; дом Фамусова – царство скуки и тоски для молодой девушки романтического склада мышления. И Молчалин, имея свой корыстный интерес, надевает маску такого скромного рыцаря из ее романов.

Но, тем не менее, Софья – дитя общества, в котором родилась и выросла. Она не брезгует ложью, чтобы отец не догадался о ее отношениях с Молчалиным, поскольку тот бы, естественно, был против такого брака, поскольку знал, что Молчалин беден. Скептически относясь к современному ей обществу, она, стоит заметить, не идет с ним на конфликт, она живет по его законам – и не чувствует себя очень ущемленной.

Что касается ее отношений с Чацким, то здесь она выступает скорее на стороне отца. Она не понимает того, что говорит ей молодой человек, его взволнованность, прямолинейность вызывает у нее если не страх, как у Фамусова, то, как минимум, раздражение. "Не человек – змея", – делает свой вывод Софья и придерживается его до конца пьесы. И, что интересно, именно она становится для Чацкого той силой, которая наносит ему последний, наиболее болезненный удар. Ведь вспомним – именно она пускает среди гостей Фамусова заведомо ложную сплетню о сумасшествии Чацкого. И самое главное – понимая, что подобные разговоры неизбежно вынудят молодого человека уехать из Москвы, она все же даже впоследствии не опровергает их.

Насколько глубоко Софья умеет чувствовать, видно и по ее слепой любви к Молчалину, и также по тому, как она переносит разочарование. Услышав разговор Молчалина и Лизы, своей горничной, она мгновенно понимает всю сущность бывшего возлюбленного, который был готов для нее на все лишь потому, что она была дочерью "такого человека".

Гончаров в уже упоминавшейся статье "Мильон терзаний" выразил оригинальную трактовку отношений Софьи с Молчалиным. По его мнению, Софье, как девушке самостоятельной, решительной и сильной, был нужен человек, которому можно (и нужно) было покровительствовать, "муж-мальчик", "муж-слуга".

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для одних, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Так говорит она Чацкому о Молчалине. Это как нельзя лучше доказывает трезвость ее суждений: она понимает, что избранник не блещет интеллектом, но это-то ей и надо! Ей нужно кого-то любить, нужно, чтобы ее любили – молчаливо, скромно, не противореча – именно об этих качествах Софья не устает говорить Чацкому. Именно поэтому Гончаров считает, что "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" именно Софье – она потеряла в лице Молчалина такого подходящего ей кандидата в мужья. И только мужественный характер позволяет ей перенести гнев отца и насмешки Чацкого в конце пьесы.

Если примитивно поделить персонажей на "плохих" и "хороших", что было характерно для предыдущей литературной традиции, где это деление было весьма очевидным, то Софья останется за пределами этой классификации, ее нельзя отнести ни к тем, ни к другим, она как бы посередине. Живя в доме Фамусова, дыша этой атмосферой, она все же близка Чацкому, и ни одна чаша этих весов не может перевесить. Ее образ стал одним из самых спорных в произведении, критики никогда не могли прийти к единому мнению, подвергая его анализу, но единственное, в чем они безусловно сходились, – это то, что присутствие в произведении подобного образа – это несомненный признак реализма, пусть даже и только зарождающегося в русской литературе.

Софья Фамустова - дочь богатого помещика, Павла. Юная красавица «на выданье», не просто вхожая в свет высшего общества, а изначально рождённая в нём. Быть точнее: в семье, держащей светское общество. Софья молода и красива - это её главные отличительные черты. Она обучена всем подобающим манерам поведения и ведёт стандартные девичьи обязанности по дому: читает вслух французских писателей, играет на фортепиано, принимает с улыбкой и мило гостей в доме отца. Юная особа выращена без материнского тепла (Павел рано овдовел), однако, не обделена заботой и вниманием. С детства к ней была приставлена великолепная няня, заменившая ей родного человека.

Софья любит своего отца и названного брата, Чацкого. По крови они не имеют друг к другу отношения, но Фамусов вырастил Чацкого при своём доме, заменив ему безвременно ушедших родителей. То, что Чацкий без ума от Софии и его чувства далеко не родственны, читатель узнаёт из комедии несколько позже. Что касается самой Софьи, стоит заметить, что девушка далеко не глупа, не трусиха, однако, с самоопределением у юной леди действительно не всё гладко. Хотя, такое поведение можно легко обосновать подростковым возрастом и, само собой, влиянием общества, давшим Софье безбедную жизнь, не знающую действительных переживаний.

Характеристика героини

(Софья. Художник П. Соколов, 1866 )

Софья, не смотря на прямое отношение к обществу светскому, живущему «фамустовщиной», имеет своё личное мнение и не желает сливаться с общественностью. Первое противостояние всему, что происходит вокруг, видно в её упорной любви к самосовершенствованию. Софья Павловна - любит читать, что невероятно раздражает её отца. Он негодует от тяги Сонечки перечитывать французскую литературу, считает это непонятным, пустым занятием, особенно для юной леди.

Далее оборона от общего мнения идёт куда глубже: «Что мне молва?» Говорит Софья об их тайной связи с Молчалиным. В то время, когда молодой человек судорожно взвешивает все «за» и «против», молодая Фамустова без зазрения совести проводит с ним и вечера и ночи на тайных свиданиях, прекрасно понимая, что такие отношения ставят на её репутации клеймо позора. В веке, описанном в комедии самим Грибоедовым, такое общение между мужчиной и женщиной считалось равносильно необдуманной разгульной жизни со стороны девушки из семьи с громкой фамилией.

(Роль Софьи, артистка СССР Вера Ершова "Горе от ума", 1939 )

Однако, как бы не стремилась её душа к обособленности и освобождению от людского мнения, сердечный выбор свой Софья останавливает рационально. Молчалин - не потому, что влюблена, а потому, что это спокойнее и выгоднее, чем с очернённым Чацким, любящего её с малых лет. Симпатия - симпатией, а чин ей был изначально к лицу, тем и пользовались по назначению.

Образ героини в произведении

(Анна Снаткина в образе Софьи Фамусовой, Театр одного актёра - проект Е. Рождественской )

Софья - не злой персонаж. В меру открыта, в меру наивна и ой, как хороша. В свои 18, она стала практически совершенной женой и женщиной, не обделённой умом и сообразительностью.

Основная её роль в работе Грибоедова - показать, что от общего мнения в маленьком кругу уйти сложно. И не важно: 10 человек - соседей в твоём доме составляют это самое «общественное мнение» или же, отстаивая своё личное мнение, идти придётся против устоявшейся железной системы тех, кому нужен чин, деньги и маска самого идеального человека.

Не смогла побороть в себе желание жить в комфорте и сама Софья «фронтовой товарищ» и любимая девушка Чацкого. Нет уверенности, что Софья испугалась молвы или трудностей со сплетнями. Скорее всего, это не суета и опасения, а продуманный выбор, с заявкой на долгое и счастливое будущее, касающееся, прежде всего, её самой, а потом уже и всех, кто стоял поближе.

В комедии "Горе от ума" изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. "Век нынешний" стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а "век минувший" пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии "Горе от ума". О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии "Горе от ума" - один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья - причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из "Горе от ума". Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что "ученье - вот чума", что в нем "прок не велик". В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян "века минувшего".

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители "века минувшего", в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, "злые языки страшнее пистолета", то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины - как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении "Горе от ума" - наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна ("Горе от ума") воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

"Мильон терзаний" Софьи

Безусловно, велика роль Софьи ("Горе от ума"). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается "мильон терзаний". К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин - недостойный человек, как выясняется в финале произведения "Горе от ума".

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» самый драматичный. Грибоедов, изображая героиню, совсем отходит от сатирических приемов. Для него девушка - живой человек, а не шаблонный образ, как ее батюшка и другие представители света. Попробуем разобраться, почему же писатель, вознося Софью над другими, все же сделал ее несчастной.

Характеристика Софьи («Горе от ума»). Мнения критиков

Софья по своему характеру и духовной силе очень близка Чацкому. Грибоедов приложил много усилия для создания этого женского образа, однако критики того времени имели другое мнение. Так, П. Вяземский называл ее «халдой, которая не имеет женской прелести», кроме того, публициста смущала и нравственность девушки, которая тайно встречается с молодым человеком и даже принимает его у себя в спальне. Н. Надеждин соглашался с последним утверждением: «Софья - идеал московской барышни… с чувствами невысокими, но сильными желаниями», которые «едва сдерживались светскими приличиями». Даже Пушкин назвал Софью неудачей Грибоедова, поэт полагал, что она «неясно начертана».

Роль Софьи в комедии «Горе от ума» долгое время недооценивалась. Только в 1871 году Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» написал о достоинствах героини и о ее огромной роли в пьесе. Критик даже сравнил ее с Татьяной Лариной Пушкина. Но наиболее ценно то, что ему удалось заметить и оценить реалистичность характера Софьи. Даже ее отрицательные черты стали в каком-то роде достоинствами, так как делали девушку более живой.

Героиня драмы

Не персонажем социальной комедии, а героиней бытовой драмы является Софья. Грибоедов («Горе от ума») за свою пьесу не просто так был назван драматургом-новатором. Ему одному из первых удалось скрестить комедию и драму, и Софья является прямым тому доказательством. Она очень страстная натура, которая живет только сильными чувствами. В этом ее схожесть с Чацким, который также не в силах сдерживать страсть.

Убогость Молчалина не делает любовь девушки смешной, наоборот, эта ситуация лишь добавляет драматизма в ее облик. Характеристика Софьи («Горе от ума») основана именно на ее привязанности. Только зритель видит истинное лицо Молчалина, для героини же он - идеал. Она предстает девушкой, способной на настоящие чувства, которая не может притворяться и не желает этого.

Софья и Молчалин - горе от любви

Мы определились с тем, что образ Софьи в комедии «Горе от ума» неразрывно связан с Молчалиным. Любовь к нему определяет все поступки героини. Она разделяет мир на две части: Молчалин и другие. Софья постоянно думает о возлюбленном, видимо, поэтому и не замечает того, какие люди ее окружают.

Девушка находится во власти невероятно сильной первой влюбленности. Однако чувства ее несвободны и нерадостны. Она хорошо понимает, что ее избранник никогда не понравится отцу. Эти мысли серьезно омрачают жизнь девушки, но внутренне она готова бороться за свою любовь до последнего.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она исповедуется Лизе в своих чувствах, говорит о том, что она переполнена ими. Что еще могло ее подтолкнуть к этому необдуманному шагу? Даже откровенность с Чацким обусловлена именно тем, что разум Софьи затуманился любовью. Она теряет весь свой здравый смысл и лишается способности рассуждать. Однако сама считает, что относится к Молчалину очень критически и здраво: «Нет в нем этого ума…», но она тут же говорит о том, что иметь особый ум для семейного счастья и не обязательно. В ее представлении возлюбленный тих, мягок и безропотен. Софья не видит, что он подлец, это правда откроется ей только в финале. Девушка станет свидетельницей того, как любимый ухаживает за Лизой. Это открытие буквально уничтожает ее. Эпизод по праву считается самым драматическим моментом пьесы.

Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества. Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».

То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному - удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.

А с другой стороны, ее воспитывали и книги - французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.

Софья и другие женские образы

Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье - княжон Тугоуховских. Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение - Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна. В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.

Цитаты Софьи из комедии «Горе от ума»

Самые знаменитые высказывания героини:

  • «Счастливые часов не наблюдают»;
  • «Что молва мне? Кто как хочет, так и судит»;
  • «Делить со всяким можно смех»;
  • «Не человек, змея!»;
  • «Герой… не моего романа».

Подведем итоги

Показывает нам драматизм героини характеристика Софьи. «Горе от ума» обличает и раскрывает суть многих общественных явлений, в том числе и затрагивает положение женщины в современном автору мире. Софья - умная, незаурядная и страстная натура, которая могла бы составить Чацкому достойную пару. Но воспитание и окружение исказили эти благородные черты, в каком-то смысле изуродовали героиню и привели к драматическому финалу. Роль Софьи в комедии «Горе от ума», таким образом, является ключевой и сюжетообразующей.

Ученикам 9 класса часто задают сочинение на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума» А.С Грибоедова». Перед Вами — образец сочинения на указанную тему. Однако, прежде чем преступать к написанию сочинения, давайте вспомним основные характеристики образа Софьи.

Текст сочинения.

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет отроду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума» . В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играет Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, ни к плохим. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему «начертанным не ясно».

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную волю, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «внезависимость мнеедь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в Фамусовском обществе. Вот как об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья - дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими словами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, о для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро о против ит…

Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, не испорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Татьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин, Обладая в высшей степени положительными качествами души, она и любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств. Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит в нем только хорошее.

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и неласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?» . Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывает нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял, в кого влюблена Софья.

Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

«Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» -

вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова. Чацкий естественно не желает * слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья.

Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышлений? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина радом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.

Софья невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается от других произведений своей моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Еще несколько идей для сочинения на тему «Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Поделиться