Подготовьте сообщение «Русские имена на карте мира». Шпицберген. Приключения в шаге от Северного Полюса


Все-таки есть в мире космическая справедливость!

После сокрушительного провала с морской рыбалкой в районе Сторсезандетского моста, норвежские воды Шпицбергена сполна компенсировали прошлую неудачу. За 30 минут ловли на блесну у Мыса Старостина мы вытащили шесть рыбин трески и, без сомнений, наловили бы больше, если бы позволяло время. Но удивительно даже не это: ни одна из рыбин не была поймана за рот! Блесна случайным образом цеплялась за спину, брюхо или жабры. Остается только догадываться как много её на дне фьорда!

Но прежде чем отправиться на рыбалку мы высадились на мыс Фестнинген неподалеку от Баренцбурга. Это, наверно, самый странный мыс который я видел – часть его похожа на поднимающуюся со дна подводную лодку. Обо всем об этот под катом…

Кстати, все наши передвижения по воде происходят на таком красавце-катере. Очень удобный, надежный и устойчивый:

Чего не скажешь о местных рыбаках, которые вышли на середину фьорда на надувной лодке. Выглядит опасно:

В принципе, мыс виден из Баренцбурга. Но только вблизи открывается всё его величие и масштаб. Часть мыса – каменный островок, похожий на подводную лодку:

Пролет на квадрокоптере над мысом:

Наверху небольшой маяк. На его фоне русское поселение Шпицбергена:

Вершина утеса напоминает лицо сфинкса:

Высадились на берег. Мыс Фестнинген расположен на Земле Норденшельда недалеко от входа в Ис-фьорд:

Мыс «вгрызается» в берег и каменная плита продолжается, словно стена:

Переодически в ней возникают проломы:

На мысе живет бесчисленная орда чаек, это их любимое место:

Фестнинген в лучах солнца:

Здесь видно всю мощь природы. Кажется, гора раньше была просто пологой плитой, которая со временем «встала дыбом»:

Мыс Старостина. Стоит сказать пару слов: история этого места связана с жизнью одного из самых знаменитых поморов – Ивана Старостина. Он прозимовал на Груманте (так называли Шпицберген поморы, еще до официального открытия архипелага Виллемом Баренцем) 39 зим. В то время Старостин был едва ли не единственным постоянным жителем архипелага. По количеству зимовок Иван Старостин установил рекорд, который не смог побить никто из людей, зимовавших на Шпицбергене:

Была запланированная встреча с местным жителем дедом Геной (на фото его домик), но он куда-то ушел рыбачить и мы не стали высаживаться, а последовали его примеру:

У нас было две удочки, ловили по очереди. Рыбачили так: опускали блесну на 100 метров, затем приподнимали и дергали. Ждать – 3 минуты максимум. Потом леска натягивается и ты поднимаешь улов:

Наловив ужин, счастливые и довольные поехали домой:



Отличная прогулка!

Русские имена на карте мира - это вехи на трудном пути русских первооткрывателей - землепроходцев и мореходов. Боты, шхуны, суда смелых русских моряков прошли Северный Ледовитый океан, Великий, или Тихий океан, а затем и Атлантический. Русские люди поднимались на горные хребты Памира, Алтая, первыми составляли карты берегов Северной Америки. Не всегда их путь отмечен русских имен, так как первые землепроходцы стремились сохранить местные имена, если они уже существовали. Часть же русских имен погребена в череде переименований, обычно производимых последующими исследователями новых земель, приходившими из других стран. Даже беглый взгляд на карту мира, на пунктир русских слов позволит представить историческую карту героических путешествий, открытий, поселений, а в последствии и горестных переселений в поисках лучшей жизни.

Древние славяне Киевской Руси проложили знаменитый путь «из варяг в греки» - из Балтийского моря в Черное. Афанасий Никитин ходил «за три моря». Сохранилось в памяти народной и имя легендарного Садко, ходившего на ладьях в далекие страны. Потомки новгородцев - русские поморы - уже в XV веке знали северные моря - Белое и Баренцево. И вот на карте Севера находим имена - мыс Старостина, мыс Дежнева, пролив Беринга, мыс Челюскина, море Лаптевых.

Иван Старостин оседло жил на Груманте (таково старое имя острова Шпицбергена), его предки знали этот остров уже с 1426 года. Смелые поморы плавали за моржовыми клыками и салом, к XVI веку в лоциях описали около 3200 миль заполярных областей. Эта история открытия и освоения северных морей стоит за именем Старостин, но и само имя как русский флаг стоит на карте.

Мыс Дежнева. Это имя не так давно появилось на картах мира. 26 июня 1648 года С.И Дежнев вместе с Ф.А. Поповым с 90 казаками вышел из устья Колымы на семи кочах. Семен Дежнев отправляется по Северному Ледовитому океану и в сентябре огибает мыс Большой Каменный Нос, как называл его сам Дежнев. Так было совершено открытие: Азия и Америка разделены проливом. Это было великое географическое открытие, но сам Дежнев не ведал этого, а его отчет о плавании почти сто лет пролежал в Якутском архиве. В 1664 году Дежнев побывал в Москве. Известен царский указ: «За ево, Сенькину, службу и за прииск рыбья зуба, за кость и за раны поверстать в атаманы». И еще одно важное свидетельство. Мировая карта (атлас), составленная в 1784 году в Нюрнберге, отмечет «пролив Дежнева». И все же открытие Дежнева оставалось в тени. Петр I, чтобы установить истину, посылает опытного моряка ВитусаБоринга. И в 1728 году проливу было присвоено имя Беринга. И только в 1898 году по инициативе Русского географического общества почтен и Дежнев. Мыс Большой Каменный Нос переименован в мыс Дежнева. Ныне на самой крайней северо-восточной точке нашей страны стоит подобно флагу русское имя - Дежнев.

Берег Прончищева, бухта Прончищевой, мыс Челюскина- эти имена не только отмечают географические пункты, но и могут быть символом верности, дружбы и любви. На судне «Якут» отважные мореходы пробились во льдах и достигли максимальной по тем временам (1736) северной широты (77?29 ? , с учетом несовершенных приборов возможно и 77?55 ?). В конце обратного тяжкого пути Василий Прончищев умер, а через несколько дней умерла и сопровождающая его жена - Мария Проничищева. Экспедицию довел лейтенант Семен Челюскин. Глубокое благоговение и благодарность должны пробуждать, такие имена на карте Таймыра, как берег Прончищева и бухтаПрончищевой. Их трудами приобрела свой общий вид карта побережья Северного Ледовитого океана, которую мы видим сегодня, и которая стала достояньем всего человечества.

Память о героях Арктики запечатлена в именах братьев Лаптевых - пролив Дмитрия Лаптева, берег Харитона Лаптева (работа на контурной карте нанести и подписать эти географические объекты).

План путешествия

Прибытие. Морской переход Лонгьир – Баренцбург
Прилет в Лонгьирбюен. Программа ориентирована на прилет из Осло дневным или вечерним рейсом авиакомпаний Norwegian или SAS. Встреча в аэропорту гидом с табличкой «Grumant», трансфер в порт пос. Лонгьирбюен. Переодевание, подбор экипировки, упаковка вещей и в путь! Нас ждет морской переход в Баренцбург!
22:00 Выход в море. Во время путешествия, в основном, мы будем перемещаться по морю на морских открытых лодках PplarCircel норвежского производства. Это большие, восьмиметровые, высокопрочные, созданные норвежскими корабелами специально для морских путешествий в Арктике, лодки, оснащенные мощными моторами Yamaha (200 л.с.), эхолотами, аварийными маяками и морской радиосвязью. Этой лодке не страшно даже весьма серьезное волнение на море. Для тепла и обеспечение безопасности, вы будете облачены в специальные, аварийные арктические гидрокостюмы норвежской фирмы Helly Hansen, которые позволят и тепло сохранить, и ветер остановить и придать всем уверенности на море во время морских переходов.
От Лонгьира до Баренцбурга около 50 километров по Исфьорду. По пути мы увидим живописные скалистые берега, покинутый в 60-е годы поселок Грумант, бухту Колсбей, мыс Хеер и попадем в Грёнфьорд, на восточном берегу которого, более 90 лет назад голандскими шахтёрами был основан поселок Баренцбург. Если повезет, мы встретим кого-нибудь из морских млекопитающих – дельфинов, китов, белух или нерп с лахтаками – все они частые гости побережья Грёнфьорда. Путь до Баренцбурга займет около 1,5 - 2 часов.
По прибытии в Баренцбург, мы размещаемся в двухместных номерах современного и уютного отеля «Баренцбург». Легкий ужин-перекус нас будет ждать прямо в номере отеля.

Знакомство с Баренцбургом. Треккинг на ручьи Брайда
10:00 Поздний Завтрак. 11:00 Обзорная экскурсия по поселку и посещение экспозиций Музейно-выставочного центра Баренцбурга «ArtArcticGallery», посвященных истории освоения Шпицбергена и Арктики. Кроме основной археологической экспозиции, посвященной поморам-промысловикам и российским исследователям 15-19 веков, вы также познакомитесь с уникальными предметами зимовья Виллема Баренца на Новой земле (1596 год), а также сменными выставками художников, и другими экспозициями, объединенных темой Арктики.
Баренцбург – российская «столица» Шпицбергена. Поселок основан в 1921 году голландцами, как угледобывающий рудник. С 1932 года принадлежит Государственному Тресту «Арктикуголь», который представляет экономические интересы России на Шпицбергене. Баренцбург сегодня - это современный арктический поселок, основой которого по-прежнему является самая северная российская угледобывающая шахта, но параллельно развивается и арктический туризм. Баренцбург сочетает в себе современное развитие Арктики с историями и традициями прошлого. Население поселка – около 500 человек, в том числе около 70 детей.
14:00 Обед в ресторане отеля. 15:00 Сегодня нас ждет путешествие к водопадам на ручье Брайда. Мы спускаемся в порт и на уже ставшем знакомым катере «PolarCirkel» пересекаем Грёнфьорд. Морской переход будет совсем небольшим, а прогулка к живописным водопадам займет около 4 часов (около 6-8 км). Это будет ознакомительный треккинговый маршрут, который позволит вам понять особенности рельефа, подбор экипировки, а гидам - уровень подготовки группы.
20:00 Ужин в ресторане пивоварни «Красный медведь» с дегустацией самого северного российского «живого» пива, сваренного здесь же, и блюдами традиционной русской северной кухни. Вы конечно, попробуете любимую всеми треску, выловленную нашими руками в Грёнфьорде во время осенней путины.

Каяки на мысе Старостина. Треккинг к мысу Фестнинген. В этот день мы предложим всем желающим совершить экскурсию в действующую шахту (за доп. плату)
Эта экскурсия не только интересна, но и уникальна! Это единственная существующая в мире экскурсия в действующую угольную шахту. Подготовка маршрута и согласования всеми надзорными органами России и Норвегии заняли у нас около двух лет. Но это того стоило! Во время экскурсии вы пройдете по двум штольням, и узнаете много интересного о добыче угля. "Маркшейдер", "сланцевая пыль", "ламповая", "анкерная крепь", "пикеты", "воздушный шлюз", "наклонный ход", "лава", "забой", "горный удар" – все эти термины обретут смысл и понимание во время двухчасовой экскурсии, которую проводят профессиональные шахтеры.
09:30 Завтрак. 10:30 Снова надеваем гидрокостюмы и собираемся в наше следующее путешествие.
Сегодня путь будет лежать на противоположную сторону Грёнфьорда к мысу Старостина. Небольшой двухкиллометровый переход по тундре до озера Линнея, где нас будут ждать двухместные морские каяки. Затем, все желающие, после проведения инструктажа и небольшого обучающего занятия смогут поучаствовать в небольшом водном маршруте по озеру Линнея продолжительностью от 1,5 до 2,5 часов и протяженностью от 4-5 до 10 километров.
Те же, кто не готовы к участию в каякинге, могут прогуляться с гидом пешком в живописных окрестностях.
15:00 Обед-пикник в промысловой избе на мысе Старостина.
Мыс Старостина – Очень интересное, живописное и атмосферное место. Мыс назван в честь легендарного помора-промысловика Ивана Старостина, который провел на Шпицбергене 39 зим, причем последние пятнадцать лет жил на архипелаге постоянно, не возвращаясь на материк. Его главное становище располагалось в устье реки Руссекейла, недалеко от входа в Грёнфьорд. Гиды покажут вам реконструкцию зимовья Старостина и поморского поминального креста, заведут в действующую промысловую избу. А ещё мыс Старостина и окрестности были натурой во время съёмок норвежского фильма «Операция «Арктика»».
Затем, желающие могут совершить треккинговую прогулку вдоль побережья бухты Руссекейла до мыса Фестнинген, на котором находится маяк, указывающий кораблям вход в Грёнфьорд. Протяженность пути составит около 6 километров. Остальные могут насладиться еще какое-то время красотами мыса Старостина и на катере также перейти до мыса Фестнинген, где группы встретятся.
Возвращение в Баренцбург. 19:00 Ужин в ресторане отеля.

Морской день.
08:00 Завтрак. 09:00 И снова в путь! Нас ждет увлекательный морской маршрут «Баренцбург – Имербукта – бухта Трюгхамна». Имербукта, название которой уходит корнями в скандинавскую мифологию, по праву можно считать одним их самых величественных и уединенных мест архипелага. Самая привлекательная сторона бухты та, где расположен ледник Эсмарк, протянувшийся на 15 км. В бухте Трюгхамна вы увидите остатки поморских поселений XVIII вв., а на горе Альхорн – живописнейшие птичьи базары. Ланч-перекус на маршруте. Далее мы пересечем на лодке вход в Исфьорд и направимся к шхерам западного берега Шпицбергена, где можно встретить моржей и нерп. На мысе Линнея вы сможете сфотографировать огромный череп кита и выпить чашечку кофе в уютном кафе небольшой гостиницы «Ис-фьорд-радио».
18:00 Ужин в ресторане отеля «Баренцбург». Сегодняшний вечер мы предлагаем посвятить посещению хаски-фермы (за доп.плату).
Дружелюбные и веселые собаки разных ездовых пород - сибирский и аляскинский хаски, самоед, аляскинский маламут, якутская лайка и чукотская ездовая с удовольствием познакомятся с Вами.
Мы расскажем Вам о том, чем примечательны собаки каждой из пород, какой вклад они внесли в историю освоения Арктики и какую роль играют сейчас. Желающие смогут совершить небольшую пешую прогулку на мыс Хеер, взяв с собой «пушистых сопровождающих». Каждый участник похода снабжается специальным поясом, к которому пристегивается 1 или 2 собаки. И вперед! Целью прогулки будет норвежская корабельная пушка, которая во время Второй Мировой войны отражала атаку «Тирпица». Самые нетерпеливые смогут воспользоваться велосипедом или велокартом в сопровождении гида.

Морской переход Баренцбург – Колсбей – Грумант – Пирамида
09:30 Завтрак. Сбор и упаковка вещей – сегодня мы покидаем Баренцбург.
Наш следующий маршрут посвящен истории первого российского рудника Грумант и поселка Колсбей, связанных с именем русского полярного исследователя Владимира Русанова. Снова на наших морских лодках мы отправляемся вдоль берега к законсервированному поселку Колсбей.
Переход к домику Русанова и уже не использующейся узкоколейке. Пешая часть маршрута составит около 5 км. После окончания маршрута мы берем курс на Адвентфьорд и буквально через полчаса окажемся снова в Лонгьире, где и начиналось наше путешествие.
Лонгьирбюен (он же Лонгьир, Longyearbyen) – административный центр архипелага и столица провинции Свальбард (норвежское название Шпицбергена). Это самый северный населенный пункт с количеством жителей более тысячи человек (около 1 800), а также самый северный международный аэропорт в мире.
Небольшая остановка позволит нам немного передохнуть и согреться, а также немного познакомиться с норвежской столицей Шпицбергена, прежде чем мы продолжим морское путешествие на север Исфьорда к легендарному поселку Пирамида.
21:00 – 22:00 Размещение в двухместных комфортабельных номерах отеля «Пирамида». Ужин в ресторане отеля, в бережно сохранившихся интерьерах советской эпохи.

Знакомство с Пирамидой. Ледник Норденшельда.
Завтрак. Сегодня наш путь лежит к фронту ледника Норденшельда. Это настоящая фотоохота на ледник! Если повезет, можно будет сделать уникальные кадры отколовшихся айсбергов и грибовидных льдин.
Обед в ресторане отеля.
Пешая прогулка по окрестностям, а затем, обзорная экскурсия по поселку, которая позволит окунуться в атмосферу счастливых «полярников» 80-х, живших в то время в реализованном в Пирамиде проекте «социализма с человеческим лицом».

Пирамида – поселок, названный в честь горы Пирамида, у подножья которой был возведен. Основан в 1910-11 г.г. шведскими рудокопами, затем в 1927 году права на рудник были приобретены трестом «Северлес», который в 1931 в свою очередь передал права Тресту «Арктикуголь». В 1946 году началось планомерное освоение угольного месторождения. В 70-80-е годы здесь практически была построена идеальная модель социализма. Норвежский король Харальд V, посетивший Пирамиду в 1995 году назвал ее «жемчужиной архипелага». В 1998 г. Пирамида была законсервирована, однако ее образцовая инфраструктура, созданная в советское время, сохранилась до наших дней. В поселке, окруженном горами и ледниками, нет интернета, телевидения и телефонной связи. Поэтому каждое посещение Пирамиды – это время, проведенное наедине с Арктикой. Самобытность поселка отмечают все, кому довелось провести здесь хотя бы несколько часов. Сегодня Пирамида притягивает не только туристов, но и деятелей искусства и культуры, журналистов, фрирайдеров со всего мира. Регулярно, поселок Пирамида оказывается в топе различных мировых рейтингов интереснейших мест и путешествий на планете.
Ужин в ресторане отеля.

Опубликовано 21.03.2017

Описание

Сокращенный вариант летнего путешествия по Шпицбергену на моторных лодках с небольшими треккинговыми выходами, которые не включает посещение поселка Пирамида

Маршрут

Лонгьирбюен - Исфьорд - Грумант - Баренцбург - Грёньорд - мыс Коккеринесет - бухта Руссекейла - мыс Старостина - Имербукта – бухта Трюгхамна - Колсбей - Лонгьирбюен

В цену включено

все проживание и питание по программе
все экскурсионное обслуживание
трансферы аэропорт - Лонгьир - аэропорт
аренда морских маломерных судов (скоростной PIB Polarcircle, катер "Баренцбург"). Все суда имеют сертификаты безопасности и все необходимые документы для морских каботажных путешествий
необходимое оборудование и снаряжение, в том числе снаряжение обеспечения безопасности: рации, сигнальные ракеты, GPS-навигаторы, спутниковый телефон, специальные морские спасательные костюмы для перемещения на открытых лодках, оружие на случай встречи с белым медведем
сопровождение гидом-проводником
страховка, покрывающая расходы на проведение спасательных работ и эвакуацию в случае возникновения экстренной ситуации.


Даты и наличие мест

12.6 19.6 26.6 3.7 10.7 17.7 24.7 31.7 7.8 14.8 21.8 28.8 4.9

Программа тура

День 1. Лонгьир - Баренцбург

Прилет в Лонгьирбюен. Программа ориентирована на прилет из Осло вечерним рейсом дискаунтера «Norwegian», но вы также можете прилететь компанией SAS.
Встреча в аэропорту гидом с табличкой «Grumant», трансфер в порт пос Лонгьирбюен. Переодевание, подбор экипировки, упаковка вещей и в путь! Нас ждет морской переход в Баренцбург!

Во время путешествия в основном, мы будем перемещаться по морю на морских открытых катерах «Поларциркуль» норвежского производства. Это большие, восьмиметровые, высокопрочные, созданные норвежскими корабелами специально для морских путешествий в Арктике, лодки, оснащенные мощными моторами Yamaha (200 л.с.), эхолотами, аварийными маяками и морской радиосвязью. Лодка открытая. Для тепла и обеспечение безопасности, вы будете облачены в специальные, аварийные арктические гидрокостюмы норвежской фирмы Helly Hansen, которые позволят и тепло сохранить, и ветер остановить и придать всем уверенности на море во время морских переходов.
От Лоньира до Баренцбурга около 50 километров по Ис-фьорду. По пути мы увидим живописные скалистые берега, покинутый в 60-е годы поселок Грумант, бухту Колсбей, мыс Хеер и попадем в Грёнфьорд, на восточном берегу которого, более 90 лет назад был основан голландскими шахтерами поселок Баренцбург. Если повезет, мы встретим кого-нибудь из морских млекопитающих – дельфинов, китов, белух или нерп с лахтаками – все они частые гости побережья Грёнфьорда. Путь до Баренцбурга займет около 1,5 - 2 часов.

По прибытии в Баренцбург мы размещаемся в двухместных номерах современного и уютного отеля «Баренцбург» . Легкий ужин-перекус нас будет ждать прямо в номере отеля.

День 2. Баренцбург – Гренфьорд

Завтрак в отеле. Сегодня нас ждет путешествие к водопадам на ручье Брайда.
Мы спускаемся в порт и на уже ставшем знакомым катере «ПоларЦиркуль» пересекаем Грёньорд. Морской переход будет совсем небольшим, а прогулка к живописным водопадам займет около 4 часов. Это будет ознакомительный треккинговый маршрут, который позволит нам понять особенности рельфа, экипировки и подготовки группы.
По возвращению в Баренцбург - обед в ресторане отеля.
Обзорная экскурсия по поселку и посещение уникальной коллекции предметов поморской культуры в краеведческом музее «Помор».
Для желающих будут предложены прогулки по Баренцбургу и ближайшим окрестностям, ведь едва ли вам сразу же захочется спать – на улице светло, как днем, и организм еще не успел перестроиться к местным реалиям Арктики – полярному дню, который длится более 120 суток! Кстати, вечерние прогулки в программе будут у нас доброй ежедневной традицией. Также мы обязательно должны будем подняться на близлежащую гору Олаф, чтобы полюбоваться панорамой окрестностей Баренцбурга. Есть еще одно интересное место – мыс Хеер, на котором находится интереснейший исторический объект – норвежская корабельная пушка, которая во время Второй Мировой войны отразила атаку «Тирпица».
Ужин в ресторане отеля.

День 3. Баренцбург – Гренфьорд - озеро Конгресс мыс Старостина – возвращение в Баренцбург

Завтрак в отеле.
​Снова надеваем гидрокостюмы и собираемся в наше следующее путешествие. Сегодня путь будет лежать на противоположную сторону Грен-фьорда к мысу Коккеринесет , где в XVIII веке находилось большое поморское поселение. Планируется множество остановок и фотопауз на протяжении всего пути в самых интересных местах.
После высадки на берег Грен-фьорда наш путь лежит по каньону к уникальному карстовому озеру с сероводородными источниками. Посетив озеро Конгресс, мы отправимся по долине озера Линнея к бухте Руссекейла и мысу Старостина. История этого места связана с жизнью одного из самых знаменитых поморов – Иваном Старостиным, прозимовавшим на Груманте (так называли Шпицберген поморы, еще до официального открытия архипелага Виллемом Баренцем) 32 зим. Тогда Старостин был едва ли не единственным постоянным жителем архипелага. Ведь в те времена промысловики приходили сюда только на короткий летний сезон. По количеству зимовок Иван Старостин установил рекорд, который не смог побить никто из людей, зимовавших на Шпицбергене.
В зависимости от погоды и состояния трассы маршрута треккинг может составлять 15-20 км. Обед на маршруте.
На мысе Старостина нас будет ждать наша экспедиционная лодка.
А в Баренцбурге по возвращении ужин с дегустацией самого северного в мире «живого» пива «Красный медведь», сваренного на самой северной пивоварне в мире, здесь же, в Баренцбурге.

День 4. Баренцбург – Имербукта – бухта Трюгхамна

Завтрак в отеле.
И снова в путь! Нас ждет увлекательный маршрут Баренцбург – Имербукта – бухта Трюгхамна.
Имербукта, название которой уходит корнями в скандинавскую мифологию, по праву можно считать одним их самых величественных и уединенных мест архипелага. Самая привлекательная сторона бухты та, где расположен ледник Эсмарк, протянувшийся на 15 км. В бухте Трюгхамна вы увидите остатки поморских поселений XVIII вв., а на горе Альхорн – живописнейшие птичьи базары. Ланч-перекус на маршруте.
Далее мы пересечем на лодке вход в Ис-фьорд и направимся к шхерам западного берега Шпицбергена, где можно встретить моржей и нерп. На мысе Линнея вы сможете сфотографировать огромный череп кита и выпить чашечку кофе в уютном кафе небольшой гостиницы «Ис-фьорд-радио».
На обратном пути мы пройдем рядом с мысом Фестнинген и островом, на котором находится маяк, указывающий кораблям вход в Грен-фьорд.
По возвращении – ужин в ресторане отеля «Баренцбург»

День 5. Баренцбург – Грумант - Колсбей - Лонгьир

Завтрак в отеле. Сбор и упаковка вещей – сегодня мы покидаем Баренцбург.
Наш следующий маршрут посвящен истории первого российского рудника Грумант и поселка Колсбей, связанных с именем русского полярного исследователя Владимира Русанова. Снова на наших морских лодках мы отправляемся вдоль берега к законсервированному поселку Колсбей.
Переход к домику Русанова и уже не использующейся узкоколейке. Пешая часть маршрута составит около 5 км. После окончания маршрута мы берем курс на Адвентфьорд и буквально через полчаса окажемся снова в Лонгьире, где и начиналось наше путешествие.
Размещаемся в хостеле «Русский дом» (3-4хместные номера).
Сдача снаряжения, перепаковка вещей и Отвальная (так называли поморы в старину праздничную трапезу перед отъездом) в одном ресторане «KROA. На краю света».
Ночной трансфер в аэропорт и вылет на материк одним из регулярных рейсов.

Если переправиться из Баренцбурга через залив Грёнфьорд к так называемой Камеронке, качающей воду из озера Стемме, путь к мысу Старостина идет далее на север на расстояние 8 км вдоль побережья через мыс Фестнинген, который несложно опознать по маяку на небольшом островке поблизости.

Здесь берег поворачивает на запад, и до мыса Старостина остается всего четыре километра. В районе мыса на карте можно увидеть множество русских названий: горный отрог Старостин - аксла, на продолжении которого находится одноименный мыс, а к западу от него располагаются две небольшие бухты - Соловецкая и Руссекейла. На востоке залива Хорнсунн находится гора Старостина.

Отдавая должное свои предшественникам, эти названия ввел в использование крупнейший шведский исследователь Адольф Эрик Норденшельд, почти полтора века назад обнаруживший поблизости русские развалины и поморскую могилу самого Ермила (по другим сведениям - Ивана) Старостина, о котором ему рассказали норвежские промысловики. По их словам, этот помор 39 раз (по некоторым данным - 32) зимовал на Шпицбергене, причем 15 лет он зимовал безвыездно. В одной из статей по истории архипелага норвежский дипломат Л. Анкер пишет, что «по количеству зимовок Иван Старостин установил рекорд, который не смог побить никто из людей, зимовавших на Шпицбергене». Не без оснований автор называет Старостина «патриархом» Шпицбергена.

В подтверждение суверенитета своей страны норвежские картографы переиначили исходные русские названия на свой лад, однако сохранили поморские корни, тем самым отдавая дань памяти нашим первооткрывателям.

История не сохранила ни даты, ни места рождения Старостина. Известно лишь, что его предки были выходцами из Новгорода и на западном берегу Шпицбергена имели избы. По некоторым сведениям, предки Старостина промышляли на Шпицбергене еще с XVI века. Именитый помор был похоронен в 1826 году на мысе, где когда-то стояла его изба и который ныне носит его имя. Могила и дом известного помора не сохранились.

В 1955 и 1960 гг. на мысе Старостина экспедицией скандинавских археологов был раскопан большой жилищно-хозяйственный комплекс, в который входили жилое помещение, баня, кузница, различные хозяйственные постройки.

Неподалеку от дома, по данным историка Х. Л. Норберга, находилось кладбище, насчитывавшее более 20 захоронений. Однако на момент раскопок скандинавская экспедиция не застала здесь уже ни одной могилы, а Норденшельд, очевидно, был последним, кому показали захоронение поморского зимовщика.

В состав местного поморского поселения предположительно входил и дом на противоположном берегу реки Линнея, раскопанный в 1978 году советскими археологами. Сегодня на мысе Старостина есть реконструкция поморской избы, норвежский охотничий домик с надписью Russekeila с небольшой экспозицией, посвященной Старостину и мемориальный крест - новодел, к месту захоронения Старостина отношения не имеющий. Как выглядел дом великого помора, и где именно покоятся его останки, вероятно, так и останется загадкой. Старостин словно «растворился» в арктическом воздухе, превратившись в бесплотный дух и легенду здешних мест.

Однако из исторических архивов известно, что в конце XIX века один из потомков Ивана Старостина подал министру государственных имуществ России прошение о денежной субсидии и разрешении поселиться на Шпицбергене, но царское правительство отказало ему в содействии.

Мыс Старостина оставил свой след и в истории советского освоения архипелага. Когда русское правительство приобрело в 1932 году у голландцев рудник Баренцбург, для его дальнейшего освоения к берегам Шпицбергена направился ледокольный пароход «Малыгин», оказавшийся накануне нового 1933 года в пургу на каменной отмели вблизи мыса Старостина. Обошлось без жертв.

Уже в январе 1933 года на спасение этого судна направился ледокол «Ленин» и спасатель «Руслан». Спустя три месяца эпроновцы под руководством Ф.И.Крылова завершили спасательные работы, отбуксировав аварийное судно в Баренцбург. После «Малыгин» и «Руслан» направились в Мурманск, но на выходе из Исфьорда в условиях снежного шторма с пургой потеряли друг друга из видимости. Затем прервалась радиосвязь, хотя береговые радиостанции продолжали прием радио с «Руслана», постепенно превращавшийся в трагический репортаж: «Вода прорвалась в машинное отделение, заливает кочегарку, вычерпываем вручную», «продержимся на плаву недолго, шлем последний привет», «доживаем последние минуты», «малыгинцам последний привет».

«Малыгин» благополучно добрался до Мурманска. Спустя неделю норвежское промысловое судно Ringsall встретило в Гренландском море обледеневшую шлюпку, в которой оказалось три полуживых моряка, поведавших о гибели судна «Руслан».

Поделиться