С. Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. Литературный салон Салоны пушкинской поры

2017

I. Введение.

II. Альбомы салонов пушкинской поры и их отголоски в наши дни:

1. Салоны в жизни русского общества пушкинской поры.

2. Лучшие московские и петербургские салоны.

3. Салонные альбомы.

III. Заключение.

IV. Использованная литература.

Введение

Культура - это построение многоярусное. И если её высшее проявление – искусство, то « культура быта» - её фундамент.

Особенности быта любого общества интересны и познавательны, особенно если они отдалены от нас почти двумя столетиями. Они требуют расшифровки.

В каком порядке гости усаживались за стол во время званого обеда? Когда на дверце кареты изображали два герба и что это значило? Что такое бал и чем он похож на парад?

Всё это мелочи быта, но без них многое непонятно в произведениях Пушкина, Лермонтова, Толстого…Это наша история и история нашей культуры, поэтому быт наших предков нам интересен, в нём нет мелочей.

Проблемами быта как явления культуры занимались Ю. Тынянов, В. Виноградов, В. Жирмунский, Ю.Лотман.

Литературный быт пушкинской поры XIX века отразился в художественных произведениях, письмах, мемуарах Пушкина и его современников.

Салоны в жизни русского общества пушкинской поры

В 20-30 годах XIX века в Петербурге и Москве наряду с литературными обществами и кружками существовала и другая их форма – салоны, для посетителей которых литература была не профессией, а увлечением или развлечением. Салон – это политический или литературно –художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-нибудь частного лица. (Словарь Ожегова)

« В нарядном салоне было человек 30. Иные говорили между собой вполголоса, другие прислушивались, некоторые прохаживались…

Громких голосов и споров не было, так же, как и сигарок. Недалеко от дверей сидела хозяйка…в другом углу стоял чайный стол; в его соседстве шепталось между собой несколько милых девушек; возле бронзовых часов, на которых только что пробила половина одиннадцатого, грациозная женщина, утопая в бархатных креслах, занималась тремя молодыми людьми, усевшимися возле неё: они о чём-то говорили». Так описывает салон Каролина Павлова, известная поэтесса, которая сама была хозяйкой знаменитого московского салона на Сретенском бульваре. По четвергам в нём собиралась разнообразная публика. Здесь Герцен встречался с Шевырёвым, Аксаков – с Чаадаевым. Здесь спорили об исторических путях России, читали стихи и обсуждали статьи. Поэтический талант Каролины Павловой, её живой образованный разговор делал салон её приятным и привлекательным для литераторов.

В объявленный день без официального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.

Лучшие московские и петербургские салоны того времени

Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим характером. Если к княгине Волконской приходили наслаждаться музыкой и поэзией, у Дельвига собиралось общество друзей-литераторов, а в петербургских салонах Елизаветы Хитрово и графини Фикельмон собирался великосветский салон. Вся животрепе-щущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих двух родственных салонах. В них можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драмой одного из любимцев той литературной эпохи.

Совершенно другими были вечера у литератора В.Соллогуба. Кроме людей искусства здесь было много людей сановных, которые вблизи могли посмотреть на русских литераторов. В салон Соллогуба имели доступ только четыре женщины, и то при условии, что на них будут самые скромные туалеты. Это графиня Растопчина, графини Дашкова, Мусина-Пушкина и Демидова.

В салоне Карамзиных с самого начала говорили только на русском языке. После смерти писателя хозяйкой салона становится его дочь Софья Николаевна. Этот салон в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.

В салонах всегда была атмосфера доверенности. Особое место в Петербурге пушкинской поры занимал салон Софьи Дмитриевны Пономарёвой. Обаятельная, умная женщина, она сама создавала общество своего салона. Знала языки, неплохо переводила, писала. В неё были влюблены и Дельвиг, и Баратынский, и Кюхельбекер. В её салоне не было и намёка на роскошь, претензий на моду; здесь всякому было весело, свободно и легко. О салоне Пономарёвой говорит и дошедший до нашего времени альбом, который заполняли посетители её салона.

Салонные альбомы

Альбомы в пушкинскую эпоху распространяли вкус к чтению и письму, приохотили к литературе. В альбомы писали и Пушкин, и Баратынский, и Батюшков. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей салона с просьбой написать ей стихи. Получивший « задание» читал другие записи и реагировал на них. Получался разговор. Альбомная лирика – это различные мадригалы, каламбуры, эпиграммы. Альбом давал простор для своеобразной альбомной игры. Здесь, помимо стихов, можно было встретиться с наставлениями и поучениями. Например, в альбоме Пономарёвой есть следующие « Учительские наставления» Н.И.Греча: « За столом сиди прямо, с соседями не дерись и не ешь ничего без хлеба. Ходя по улицам, не заглядывайся на окна. Над старыми людьми и учителями своими не насмехайся».

Альбомы того времени и сейчас служат драгоценным источником поэтических текстов – многие из них так и не попали в печать при жизни автора, другие автор несколько раз применял к разным адресатам. Проходило время – менялись отношения между людьми. В альбомах появлялись приписки к имеющимся записям. Так А.С.Пушкин в альбом А.А.Олениной под стихотворением « Я вас любил» в 1833 году приписывает: « Плюсквамперфе - давно прошедшее».

Альбом заполнялся долго, передавался от матери к дочери. Около записей появлялись могильные кресты – знак, что автора записи уже нет на свете. Альбом не только сопровождал человека по жизни – он обозначал его отношения со смертью. Боялись писать на первом листе – существовало поверье, что тот, кто заполнит начало альбома, - умрёт. Первая запись часто появлялась на последнем листе, потом – в середине. В альбомах были не только записи, но и рисунки, активно дополняющие слова. Так к стихотворению

Давно б душа моя увяла

И охладела в сердце кровь,

Когда б меня не подкрепляли…

вместо последней строки был рисунок: якорь, крест и пылающее сердце. Смысл ясен: якорь - это надежда, крест – вера, пылающее сердце – знак любви.

В альбомах завязывалась беседа. Один пишет: « О слабостях людей молчи, о добродетелях кричи», а другой отвечает: « Добро-детель и без крику себя выкажет». В ответ на неудачный стихотворный комплимент:

Говорят, что глаза бывают зеркалом души.

Так мудрые и милые твои так хороши, -

тут же явилась отповедь:

Видал я много глаз таких,

Что в них души совсем не мало:

А поищите сердца в них, -

Так сердца будто не бывало.

Это уже отражение салонной культуры – в альбоме как бы застыла беседа, которая только что прозвучала в гостиной.

Заключение

« Альбомы распространили у нас вкус к чтению и письму – приохотили к литературе. И это ясно!..Женщины, эти лёгкие, непостоянные, ветреные, но всегда милые для нас создания – женщины делают всё, что хотят с нами, их усердными поклонниками… Благодарение женщинам! Они ввели в употребление альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. – Я даже уверен, что со времени появления альбомов у нас стали писать лучше, приятнее; выражаться свободнее, приличнее, ближе к общественному разговору».

Это строки из статьи « Об альбомах», опубликованной в 1820 году в журнале « Благонамеренный». Видимо, эта тема уже занимала современников Пушкина. В 1846 году в письме к Вульфу поэт Языков жаловался: « Альбом, в котором заключаются стихи Пушкина, - есть драгоценность, и он же должен быть сохранён, как памятник того золотого времени, когда у девиц были альбомы»

Удивительно то, что форма альбома прошла через столетие и достигла нашего времени. Нынешнее поколение, увлечённое компьютерами и плейерами, продолжает ими интересоваться. Очень хорошо, что форма салонного альбома XIX века дошла до нашего времени хотя бы в такой, несколько видоизменённой, даже опошлённой форме..

Не прошла на альбомы те мода,

Хоть продвинулись мы на сто лет.

Душу девочки в них изливают год от года,

Не таясь, не скрывая надежд.

Было время тогда золотое,

Время бурных страстей и интриг.

Вас я вижу и слышу в сей миг.

Жить учась по салонным альбомам,

Их читая друзьям на пути,

Я хочу хоть по этим шаблонам

Научиться их души спасти.

Мне кажется, что подробнее изучив альбомы того времени, пропагандируя их среди учащихся, можно было бы приохотить моих сверстников к правильному письму, творчеству.

Использованная литература

1 . Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.

3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4.

4. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2.

5. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979. (К работе имеется презентация)

Публикации раздела Литература

Салонные умницы: хозяйки литературных салонов России

Ч то происходило в салонах Российской империи, современный читатель может представить по описанию гостиной Анны Павловны Шерер из «Войны и мира». Узнаем, чем на самом деле занимались в литературных салонах, что это дало русской культуре, а также вспомним их прекрасных хозяек. Разбирается Софья Багдасарова.

Время: 1820-е
Адрес: Москва, ул. Тверская, 14

Хозяйка: княгиня Зинаида Волконская
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Евгений Боратынский, Иван Козлов, Василий Жуковский, Петр Чаадаев, Адам Мицкевич

Григорий Мясоедов. Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне княгини Зинаиды. 1907. Орловский музей

Данс и Амели Ромилли. Портрет княгини Зинаиды Волконской. 1831. ГМП

РЕЦЕПТ № 1. Тон салону задавала его хозяйка (saloniere, как называли таких дам во Франции, где и возник этот обычай). Хотя «мужские салоны» существовали в достаточном количестве, атмосфера в дамских салонах была намного изысканней, а разговоры - тоньше. Ведь подчиняться воле прекрасной светской дамы, которая ведет разговор, выбирает темы и не дает разразиться спорам, намного приятнее.

Самые блестящие салоны XIX века были там же, где высший свет, - в Петербурге. Но Зинаида Волконская, которая, фрондируя, перебралась в Москву, нарушила эту традицию. В ее роскошном доме собирались все: и офицеры, и поэты, - засыпая ее восторгами и стихами. Княгиня, помимо красоты и ума, обладала великолепным голосом и вполне могла бы стать профессиональной оперной певицей. Помимо чтений и концертов, в ее салоне устраивались дилетантские постановки итальянских опер.

Время: 1810–20-е
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 30
Хозяйка: Авдотья Голицына
Гости: Александр Пушкин, Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин, Константин Батюшков, Александр Тургенев, Владимир Мусин-Пушкин

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника. 1830-е

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Портрет Авдотьи Голицыной. 1799

РЕЦЕПТ № 2. В салонах встречались люди, принадлежавшие к разным слоям общества: здесь вельможи, дипломаты и светские львы встречались с музыкантами, писателями и художниками. Главным было не положение в иерархии двора, а интеллект, образование, бойкий ум. Где еще в то время можно было встретиться, чтобы узнать самые последние политические новости, услышать интересное обсуждение вопроса дня или новой книги, представить на суд публики собственное свежее сочинение?

Хозяйка: великая княгиня Елена Павловна
Гости: Николай Милютин, Александр Горчаков, Николай Муравьев-Амурский, Отто фон Бисмарк, Иван Аксаков, Владимир Одоевский, Федор Тютчев, Астольф де Кюстин

Неизвестный художник. Салон Олениных

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. ГРМ

РЕЦЕПТ № 3. Салоны имели свою «специализацию»: помимо литературных, они могли быть политическими, музыкальными и т. п. У салона обязательно были и завсегдатаи, и приглашенные звезды, которых выбирала хозяйка в соответствии с задуманной на сегодняшний вечер темой беседы. Чтобы разговор тек плавно, количество гостей не должно было быть слишком большим.

Например, политическую окраску имели «четверги», которые устраивала в своем Михайловском дворце великая княгиня Елена Павловна (вдова Михаила Павловича). Особенность ее салонов была в том, что на них члены императорской семьи могли общаться с теми, кто не был официально представлен ко двору, оттого они получили прозвание «морганатических вечеров». Образованная и прогрессивная, сторонница освобождения крестьян, Елена Павловна была приверженцем политических изменений - и именно в ее гостиной за свободными беседами политиков родились идеи многих из великих реформ.

Время: 1810–50-е
Адрес: Париж, Рю де Бельшас, hôtel de Tavannes
Хозяйка: Софья Свечина
Гости: архиепископ Парижа, Проспер Геранже, Виктор Кузен, Иван Гагарин, Софья Ростопчина, Эжен де Сегюр

Федор Солнцев. Гостиная в доме Олениных в Приютине. 1834. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Франсуа Жозеф Кинсон. Портрет Софьи Свечиной. 1816

РЕЦЕПТ № 4. Перед началом вечера опытная хозяйка расставляла мебель, например кресла для гостей, которые будут центром внимания, и легкие стулья - для тех, кто будет окружать их в качестве внимательных слушателей. Она умела устроить так, чтобы для всех собеседников создавались уютные группы, чтобы каждый совершенно естественно, как бы случайно оказывался рядом с тем собеседником, кто ему лучше всего подходил.

Софья Свечина, дочь статс-секретаря Екатерины II и внучка историка Болтина, сама писательница, стала католичкой и эмигрировала в Париж. Удивительно, но на родине салонов ей удалось создать свой, который пользовался огромным успехом и не потерялся среди французских собратьев. В ее парижском доме собирались не только россияне, в том числе склонные к католицизму, но и французские знаменитости.

Из истории литературного быта пушкинской поры

Тетушкин альбом

(Вместо предисловия)

Немногим менее столетия назад историк театра Н. В. Дризен разыскал в семейных архивах старинный альбом с рисунками и стихами. Альбом принадлежал его двоюродной прабабушке; стихи были частью адресованы ей, и под ними стояли имена, весьма известные в истории русской словесности пушкинского времени.

Гнедич. Измайлов. Кюхельбекер. Востоков. Илличевский. Владимир Панаев. Неизданные, неизвестные стихи.

Рисунки Кипренского и Кольмана.

С миниатюры, вставленной в переплет, на внучатого племянника смотрело лицо прабабки в расцвете молодости и красоты: черный локон развился и упал на плечо, огромные влажные глаза задумчиво-сосредоточенны, на устах полуулыбка, рука рассеянным жестом поправляет накидку. Такой она была семьдесят лет назад, когда все вокруг нее кипело жизнью и молодостью и первоклассные художники и поэты прикасались к листам ее альбома. «Салон двадцатых годов» - озаглавил Дризен статью, в которой рассказал о своей находке.

Слово «салон» для современного сознания несет в себе некий негативный оттенок, - да и во времена Дризена означало что-то искусственное, ненастоящее, лишенное значительного общественного содержания. Но это не совсем верно.

Кружок, салон, общество - все это было неотъемлемой частью литературного быта первых десятилетий девятнадцатого века. Достаточно вспомнить «Дружеское литературное общество» братьев Тургеневых и Жуковского, откуда вышло «Сельское кладбище», начавшее новую эпоху русской поэзии, или «Арзамас» - литературную школу юноши Пушкина. Если мы перелистаем превосходную книгу М. Аронсона и С. Рейсера «Литературные кружки и салоны» (1929), мы убедимся, что ведущая роль в истории русской духовной культуры пушкинского времени принадлежала именно интимному кружку.

В начале двадцатых годов салон с хозяйкой во главе - культурный факт глубокого смысла. В памяти общества сохранялось представление о французском салоне Рамбулье, собиравшем прециозных литераторов XVII века, и уже совершенно современном - салоне мадам Рекамье, прославленном во время Реставрации, где постоянно бывал Шатобриан. Эти салоны обозначались именем хозяйки, которая становилась лицом историческим. Но этого мало.

Сентиментальная эстетика - а в начале 1820-х годов в России она еще не потеряла своего значения - считала женщину «хорошего общества» основным арбитром литературного вкуса. На ее язык, очищенный от просторечия и вульгаризмов, а с другой стороны - от книжной речи и профессиональных жаргонов, - ориентировался Карамзин, реформируя язык литературы. Даже Бестужев, писатель нового поколения, пропагандируя русскую словесность, обращается к «читательницам и читателям». Так и обозначено на титульном листе знаменитой «Полярной звезды».

«Читательница», создавшая литературный кружок, - это была победа русского просвещения. Когда Рылеев и Бестужев издавали первую «Полярную звезду», они рассчитывали на меньшее: убедить читательниц оторваться от французских романов и обратить внимание на отечественную литературу.

Альбом такой читательницы - не только собрание автографов, но указание на существующую между ними связь. Он имеет четвертое измерение: его можно не только открыть, но и развернуть во времени.

В четвертом измерении оживают люди, державшие перо и кисть, они движутся, и говорят, и ведут жизнь, полную драматизма: жизнь увлечений, влюбленности, признаний и разрывов, - и перипетии ее оставляют на страницах альбомов галантные мадригалы, послания, посвящения, любовные циклы. Литераторы объединяются в кружки и партии, противоборствующие друг с другом: страсти кипят, выливаются на страницы журналов, порождают рукописную литературу. И она остается в альбомах и рукописных сборниках.

Существуют альбомы, продолжающие друг друга, дополняющие, разъясняющие, оспаривающие и отрицающие.

То, что не успел или не сумел, не захотел, наконец, рассказать нам альбом, разысканный Дризеном, досказывает второй, хранящийся ныне в рукописном собрании Пушкинского дома в Ленинграде. Лет десять назад обнаружились листы и из третьего, разрозненного и почти полностью утраченного, принадлежавшего все той же темноволосой красавице, которую впервые увидел Дризен на миниатюре альбомного переплета.

Разбросанные звенья складываются в цепь. Нам известны альбомы людей, стихи которых Дризен нашел в «тетушкином альбоме».

Альбом Измайлова и его жены. Альбом Владимира Панаева… альбом Павла Лукьяновича Яковлева…

В альбом Яковлева писали Баратынский и Пушкин.

Это была целая литература, сопоставимая с литературой дружеских посланий и писем, расцветшей пышным цветом в десятые - двадцатые годы девятнадцатого века. За ней стояла жизнь - притом не одного, но многих, составлявших литературное общество, салон, кружок.

За «тетушкиным альбомом» или, вернее, альбомами стоял не просто кружок, но одно из самых примечательных литературных объединений пушкинского Петербурга, куда входили Дельвиг, Баратынский, Гнедич, Измайлов, О. Сомов, В. Панаев; где бывали Крылов, Рылеев, Кюхельбекер, Катенин, почти весь столичный литературный мир, исключая Пушкина, уже высланного на юг.

В книге, которую держит в руке читатель, сделана попытка шаг за шагом проследить биографию этого кружка. Собирая и систематизируя, располагая в хронологической последовательности альбомные записи, печатные упоминания, мемуарные свидетельства, не изданные по большей части документы и письма, мы попытаемся воссоздать то, что от него осталось, внимательно вчитываясь и в превосходные, знакомые многим стихи, в которых отразилась его внутренняя жизнь. Задача эта сложна: домашний кружок обычно не заботится о своей истории и не ведет летописи, в отличие от общества, - и в хронике его всегда не хватает каких-то звеньев, и более всего не хватает точных дат. И потому в ней повышается роль гипотезы, - того чтения «за документом», о котором когда-то писал Ю. Н. Тынянов и которое есть неизбежное и необходимое условие всякого исследования, если оно не превращается в чтение без документа. Мы не будем скрывать этих лакун и гипотез, - ибо это тоже закон исследования.

Итак, начнем: мы в Петербурге, в конце десятых годов прошлого века.

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ВОЛЯ. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том 1-й. Беглые в Новороссие (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 Роман этот составляет совершенно исключительное явление в современной русской литературе. Беллетристика наша не может

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

ЛЕСНАЯ ГЛУШЬ. Картины народного быта. С. Максимова. 2 тома. СПб. 1871 Существует довольно распространенное мнение, что современная русская беллетристика представляет ценность очень невеликую, и надо сознаться, что в этом мнении есть значительная доля правды. Отрывки, очерки,

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Воля. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том I-й. Беглые в Новороссии (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 «Совр.», 1863, № 12, отд. II, стр. 243–252. Рецензируемые романы Г. П. Данилевского (А. Скавронского), прежде издания их книгой в

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Лесная глушь. Картины народного быта С. Максимова. 2 тома. СПб. 1871 ОЗ, 1871, № 12, отд. «Новые книги», стр. 225–229 (вып. в свет - 17 декабря). Без подписи. Авторство указано В. В. Гиппиусом - Z. f. sl. Ph., S. 184; подтверждено на основании анализа текста С. С. Борщевским - изд. 1933–1941, т. 8, стр.

Из книги Книга с множеством окон и дверей автора Клех Игорь

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества Каждая из литературоведческих школ сосредоточивалась на какой-то одной группе факторов литературного творчества. Обратимся в этой связи к культурно-исторической школе (вторая половина XIX в.). Здесь

Из книги История и повествование автора Зорин Андрей Леонидович

2. Икс, игрек и зет «крестьянского быта» Зимой 1936 года в неразобранной части погодинского архива, пролежавшей более полувека в фондах Румянцевского музея и Библиотеки имени Ленина, неожиданно обнаружилась записка, которая позволяет нам начать эту главу с детали если не

Из книги На рубеже двух столетий [Сборник в честь 60-летия А. В. Лаврова] автора Багно Всеволод Евгеньевич

Еще о Театре Красного быта* Со всех сторон раздаются голоса о необходимости создания рабочего революционного театра. Коллегии Наркомпроса пришлось отказать как Объединению Театра Красного быта1, так и Культотделу МГСПС в их требовании немедленно дать под такой театр

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПАСЬЯНСА Константин сменил имя и принес с собой в торбочке семена греческих букв.Переписчики заскрипели перьями в кельях.Красное Солнышко загнал всех в реку на рассвете. Игорь вышел в поле, но попал в плен - и Боян запел.Поп, у которого на руке было

Из книги История русской литературы. 90-е годы XX века [учебное пособие] автора Минералов Юрий Иванович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

К истории возникновения Соцкома в Институте истории искусства (Еще раз о Жирмунском[*] и формалистах) Публикуемые ниже архивные сведения взяты в основном из документов фонда Российского института истории искусств (ЦГАЛИ СПб. Ф. 82). В центре внимания оказались материалы,

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

Схематичность литературного произведения Мы остановимся здесь на одном свойстве структуры литературного произведения <…> на его схематичности. Поясню, что я под этим подразумеваю.Свойство это проявляется во всех четырех слоях литературного произведения, но ярче

Из книги Арабские поэты и народная поэзия автора Фролова Ольга Борисовна

Из книги автора

II С. Д. П Из истории литературного быта пушкинской поры Тетушкин альбом (Вместо предисловия) Немногим менее столетия назад историк театра Н. В. Дризен разыскал в семейных архивах старинный альбом с рисунками и стихами. Альбом принадлежал его двоюродной прабабушке;

Из книги автора

Из книги автора

Поэтическая лексика арабских свадебных песен. Отражение в них народного быта и социальных отношений В лирической поэзии арабов за традиционной лексикой и обычными образами, приобретающими роль символов, часто скрыт глубокий социальный смысл. Более того, социальный

Дельвиг Батюшков Жуковский Вяземский Кюхельбекер Баратынский Языков Давыдов


Салон Зинаиды Волконской 2


Дом Зинаиды Волконской Московский дом на Тверской улице принадлежал в начале 19 века Княгине З.А.Волконской. Этот дом Зинаида Волконская унаследовала от отца, князя Александра Михайловича Белосельского- Белозерского. Он был москвичом, дружил с Н.М.Карамзиным и имел прозвище “Московский Аполлон”. Князь А.М.Белосельский- Белозерский был одним из образованнейших людей своего времени. Он писал стихи на русском и французском языках, увлекался театром, собирал произведения искусства. 3


Зинаида Волконская Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792 – 1862) писательница, дочь князя А.М.Белосельского- Белозерского. С 1808 года она была фрейлиной, вскоре вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского – брата известного декабриста Сергея Григорьевича Волконского. С 1813 года по 1817 год Зинаида Александровна жила за границей, вращаясь в высших великосветских салонах. По возвращении в Петербург она занялась литературной деятельностью. С 1824 года жила в Москве, на Тверской улице, в доме 14. 4


Понедельники у Волконской Дом Зинаиды Волконской стал известнейшим салоном, который посещали обычно по понедельникам Пушкин , Жуковский, Вяземский, Одоевский, Баратынский, Веневитинов. В ее доме останавливались жены декабристов, решившие следовать за мужьями в Сибирь. В июле 1826 года здесь приняли княгиню Е.И.Трубецкую, а в декабре– Марию Николаевну – жену Сергея Волконского – брата мужа Зинаиды Александровны. 5


6 Батюшков Константин Николаевич


7 Батюшков К.Н. Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи. По воспоминаниям современников, облик Батюшкова точно отвечал представлениям людей начала XIX в. о том, каким должен быть поэт. Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его светилось вдохновение.


Батюшков - художник В самом конце 1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту, светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с Василием Львовичем Пушкин ым (дядей Пушкин а), В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. 8


«Мой гений» О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель, гений мой - любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 9


«Гремит повсюду страшный гром» Гремит повсюду страшный гром, Горами к небу вздуто море, Стихии яростные в споре, И тухнет дальний солнцев долг, И звезды падают рядами. Они покойны за столами, Они покойны. Есть перо, Бумага есть и - все добро! Не видят и не слышут И все пером гусиным пишут! 10


«Есть наслажденье…» Есть наслаждение и в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге. Я ближнего люблю, но ты, природа -мать, Для сердца ты всего дороже! С тобой, владычица, привык я Забывать И то, чем был, как был моложе, И то, чем ныне стал под холодом годов. Тобою в чувствах оживаю: Их выразить душа не знает стройных слов, И как молчать об них - не знаю. 11


12 Вяземский Петр Андреевич


Князь Вяземский Происходил из древнего Княжеского рода Вяземских. Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805-06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при педагогическом институте. Рано начал пробовать перо. Пётр Вяземский с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. 13


Поэтическая известность Широкую известность в России как поэт приобрел в 1818-19 гг. Вяземский достаточно быстро выработал собственную манеру письма, которая поражала современников «Вольтеровой остротой и силой» (А. Ф. Воейков) и одновременно вызывала ассоциации с «живой и остроумной девчонкой» (К. Н. Батюшков). 14


«Черные очи» Южные звезды! Черные очи!Неба чужого огни!Вас ли встречают взоры моиНа небе хладном бледной полночи?Юга созвездье! Сердца зенит!Сердце, любуяся вами,Южною негой, южными снамиБьется, томится, кипит.Тайным восторгом сердце объято,В вашем сгорая огне;Звуков Петрарки, песней ТоркватоИщешь в немой глубине.Тщетны порывы! Глухи напевы!В сердце нет песней, увы!Южные очи северной девы,Нежных и страстных, как вы! 15


«Вечерняя звезда» Моя вечерняя звезда,Моя последняя любовь!На потемневшие годаПриветный луч пролей ты вновь!Средь юных, невоздержных летМы любим блеск и пыл огня;Но полурадость, полусветТеперь отрадней для меня. 16


«Зачем вы, дни?..» "Зачем вы, дни?" - сказал поэт. А я спрошу: "Зачем вы, ночи?« Зачем ваш мрак сгоняет свет И занавешивает очи? И так жизнь наша коротка, И время годы быстро косит, А сон из этого клочка Едва ль не треть еще уносит. Когда б я с счастьем был знаком, О, как бы сон я ненавидел! Но клад мой, на святыню в нем Я посягателя бы видел. Счастливцу - сон? Он у него Часы блаженства похищает, А на лету и без того Он их так мало насчитает. Счастливцу сон - разрыв со всем, Чем сердце радостью дышало: Как мертвый, слеп он, глух и нем, Души как будто не бывало. Смерть называют вечным сном, А в здешнем - временно мертвеем. Зачем нам спать, когда потом Мы вдоволь выспаться успеем? 17


Баратынский Евгений Абрамович 18


19 Баратынский Е.А. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно, жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском В.Г. Белинский.


Евгений Баратынский Происходил из польского дворянского рода Боратынских, в конце XVII века выехавшего в Россию. В детстве дядькой у Баратынского был итальянец Боргезе, поэтому мальчик рано познакомился с итальянским языком. Также владел французским, принятым в доме Баратынских. В 1808 году Баратынского отдали в частный немецкий пансион в Петербурге - там он выучил немецкий язык. Из немецкого пансиона Баратынский перешёл в Пажеский Его Императорского Величества корпус. 20


В 1819 году Баратынский поступает рядовым в Лейб гвардии Егерский полк. В Петербурге он избегает старых знакомств, но обретает новые: здесь он знакомится с Дельвигом. Как дворянин Баратынский имел большую свободу, чем простые нижние чины. Вне службы ходил во фраке, жил не в общей казарме. С Дельвигом они сняли небольшую квартирку и на пару сочинили стихотворение: Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком, Жил поэт Боратынский с Дельвигом, тоже поэтом. Тихо жили они, за квартиру платили немного, В лавочку были должны, дома обедали редко… 21


Баратынский 31 января 1826 года вышел в отставку, переехав в Москву. В Москве Баратынский сошёлся с кружком московских писателей Иваном Киреевским, Николаем Языковым, Алексеем Хомяковым, Сергеем Соболевским. Известность Баратынского, как поэта, началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» и в 1827 году первого собрания лирических стихотворений 22




Дельвиг рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» - за подписью Русский). Кончил курс с первым выпуском Лицея, в 1817 г., и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме», «Новостях литературы», и альманахах 1820-х гг. В 1825 году Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. 47


«Любовь» Что есть любовь? Несвязный сон. Сцепление очарований! И ты в объятиях мечтаний То издаешь унылый стон, То дремлешь в сладком упоенье, Кидаешь руки за мечтой И оставляешь сновиденье С больной, тяжелой головой. 48


«К друзьям» Я редко пел, но весело, друзья! Моя душа свободно разливалась. О Царский сад, тебя ль забуду я? Твоей красой волшебной сживлялась Проказница фантазия моя, И со струной струна перекликалась, В согласный звон сливаясь под рукой,- И вы, друзья, любили голос мой. Вам песни в дар от сельского поэта! Любите их за то хоть, что мои. Бог весть куда умчитесь в шуме света Все вы, друзья, все радости мои! И, может быть, мечты моей Лилета Там будет мне мучением любви; А дар певца, лишь вам в пустыне милый, Как василек, не доцветет унылый. 49


50 Жуковский Василий Андреевич


Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунин а и пленной турчанки Сальхи (в крещении - Елизаветы Дементьевны Турчаниновой 51


Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк, получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство. В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в Московский Университетский благородный пансион и учился в нём четыре года. 52


В 1816 году Жуковский стал чтецом при Вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осень ю 1826 года был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II 53


54 Более половины всего написанного Жуковским составляют переводы. Жуковский открыл русскому читателю Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Гримм, Юнга и многих других.


«Светлана» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. Тускло светится луна В сумраке тумана - Молчалива и грустна Милая Светлана. "Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко. Пой, красавица: "Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое; Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое". 55


56 Языков Николай Михайлович


Биография Родился в помещичьей семье, в Симбирске. На 12-м году был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нём курса поступил в инженерный корпус; но не чувствуя призвания к занятиям математикой и увлекаясь поэзией, решил, по совету профессора словесности в Дерптском университете, известного литератора А. Ф. Воейкова, перейти в этот университет (1820). В 1819 году дебютировал в печати 57


58 Языков Н.М. Языков с самого начала своего поэтического поприща готовился к славе и триумфам. «Придет время, когда будет у меня много, очень много нового и когда стихи мои будут во сто крат достойнее...» «И тогда... о, тогда много, очень много, может быть, прекрасного меня ожидает...» «Только дай мне бог здоровья, а я наделаю чудес в мире литературном... все пойдет у меня в гору, время запляшет по моей дудке...» В письмах к родным Языков полностью сосредоточен на своих талантах и успехах в настоящем и будущем.


59 Языков Н.М. Свойством натуры является у Языкова и свободолюбие. Языков был близок здесь не к традиции Байрона, создавшего первый в европейской литературе свободолюбивый характер, а к Денису Давыдову. Давыдов и Языков - в этом их оригинальность - рисуют не общеромантический тип «исключительной» личности, а «национальный характер», овеянный романтикой удали и сильных страстей. Языков делал это осознанно и упорно. Все свойства «натуры» подаются в его стихах как свойства русского национального характера.


Д.В.Давыдову Жизни баловень счастливый,Два венка ты заслужил;Знать, Суворов справедливоГрудь тебе перекрестил:Не ошибся он в дитяти,Вырос ты - и полетел,Полон всякой благодати,Под знамена русской рати,Горд и радостен и смел. Грудь твоя горит звездами,Ты геройски добыл ихВ жарких схватках со врагами,В ратоборствах роковых;Воин, смлада знаменитый,Ты еще под шведом былИ на финские гранитыТвой скакун звучнокопытыйБлеск и топот возносил. 60


61 Давыдов Денис Васильевич


Д.Давыдов Представитель старинного дворянского рода Давыдовых. Родился в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова, служившего под командованием А. В. Суворова, в Москве. В 1801 году Давыдов поступил на службу в гвардейский кавалергардский полк, находившийся в Петербурге. В сентябре 1802 года Давыдов был произведен в корнеты, в ноябре 1803 - в поручики. В это же время начал писать стихи и басни, и в баснях стал очень едко высмеивать первых лиц государства. 62


63 Давыдов Д.В. Давыдов создал всего около пятнадцати «гусарских» песен и посланий. Объем его творчества вообще невелик, но след, оставленный им в русской поэзии, неизгладим. Манера Давыдова навсегда осталась исключительной благодаря своей прямолинейности.


«Не пробуждай…» 64


«Я Вас Люблю» 65


Салон закрыт!До новой встречи! 66


67 Поэты пушкин ской поры Своим творчеством способствовали развитию национальной литературы. Усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных -, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств.

Салон Карамзиных был уникален как по долговременности своего существования (с конца 1820-х гг. и до смерти Катерины Андреевны Карамзиной в 1851 г.), так и по своему составу, собиравшему знаковые для русской культуры имена.

"Карамзин читал нам свою историю"

Одной из замечательных форм культурной жизни русского общества рубежа XVIII-XIX вв. были салоны. Появившись в конце XVIII в. (как салон Г.Р. Державина) и ориентируясь на парижские салоны предреволюционной поры, русские салоны особенно расцвели в 1820-1830-х гг. 1 Литературные, музыкальные, политические, а чаще гармонично объединявшие и обсуждение новинок отечественных и иностранных литераторов, и музицирование в гостиных, и спор о последних политических новостях с иностранными посланниками, сохранявшие дружескую, непринужденную, игровую атмосферу, салоны становились значимым фактом отечественной культуры, порождая новые ценности, формируя историческое, политическое, эстетическое сознание своих участников 2 . Как писал С.С. Уваров, "частные, так сказать, домашние общества, состоящие из людей, соединенных между собой свободным призванием и личными талантами... имели и имеют не только у нас, но и повсюду, ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников" 3 .

Особое место в культурной жизни столицы занимал салон Карамзиных. Возникший еще при жизни историографа, салон окончательно складывается при его вдове Катерине Андреевне с конца 1820-х гг. и особенно в 1830-1840-е гг., привлекая к себе весь цвет петербургского общества. В первой половине 1820-х гг. он представлял собой кружок, объединенный интересами литературы и истории и группировавшийся вокруг Н.М. Карамзина, который "был каким-то животворным, лучезарным средоточием" 4 для своих молодых друзей.

"Вот хотя бы наше литературное общество, - вспоминал о нем уже упомянутый С.С. Уваров, - состоявшее из Дашкова, Блудова, Карамзина, Жуковского, Батюшкова и меня. Карамзин читал нам свою историю. Мы были еще молоды, но настолько образованны, чтобы он слушал наши замечания и пользовался ими" 5 . Будущий министр просвещения не зря упомянул умеренных по своим политическим взглядам "старших арзамасцев" 6: прямо над гостиной Карамзиных, живших тогда у Катерины Федоровны Муравьевой в доме N 25 по Фонтанке, собиралась в кабинете ее сына Никиты Муравьева декабристская молодежь, ведшая разговоры о том же, но с позиций прямо противоположных. "Молодые якобинцы негодовали" на "Историю..." Карамзина: "несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия... казались им верхом варварства и унижения" 7 . Историограф смотрел на молодежь с улыбкой снисходительности умудренного жизнью человека 8 и "никогда, в самых горячих прениях, не переступал границ вежливого возражения" 9 . Лишь однажды, рассердившись, позволил себе резкую фразу: "Те, которые у нас более прочих вопиют против самодержавия, носят его в крови и лимфе" 10 .

Традиции салона поддерживала вдова

После смерти Карамзина в 1826 г. заведенные им традиции поддерживала вдова историографа, Катерина Андреевна. Как писал князь А.В. Мещерский, "находясь в этой милой и гостеприимной семье, я сразу очутился в самой интеллигентной среде петербургского общества, в которой так свежа еще была память незабвенного Николая Михайловича и где по преданию собирались как прежние друзья покойного историографа, так и молодые поэты, литераторы и ученые нового поколения" 11 - "дух Карамзина как будто группировал их вокруг своей семьи" 12 . Среди известных деятелей русской культуры, в разное время посещавших салон Карамзиных, можно упомянуть А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, А.И. Тургенева, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, Ф.Н. Глинку, В.Ф. Одоевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, П.А. Плетнева, С.А. Соболевского, В.А. Соллогуба, Е.П. Ростопчину, А.О. Смирнову-Россет.

Салон Карамзиных был уникален как по долговременности своего существования (с конца 1820-х гг. и до смерти Катерины Андреевны Карамзиной в 1851 г.), так и по своему составу, собиравшему знаковые для русской культуры имена. Как писал В.А. Соллогуб, все, "что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный, милый, высоко-эстетический дом" 13 . Соллогубу вторила А.Ф. Тютчева: "так случилось, что в скромном салоне Е.А. Карамзиной в течение более двадцати лет собиралась самая культурная и образованная часть русского общества" 14 . Об этом же, но с чувством явного неодобрения, писал и И.И. Панаев, обвинявший салон Карамзиных и входивших в него литераторов в "литературном аристократизме": "Чтоб получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной - вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты" 15 .

Там Пушкин "чуждался щегольства речей"

В отзыве И.И. Панаева звучат отклики споров 1830-1831 гг. вокруг "Литературной газеты", сотрудничавших в которой А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.А. Дельвига их противники обвиняли в "литературном аристократизме", причем под этой общей формулой понимались совершенно разные вещи: Н.А. Полевой, издатель "Московского телеграфа", видел в "аристократизме" отказ от романтического бунтарства и свободолюбия, Н.И. Надеждин, наоборот, подразумевал под "аристократизмом" барское недовольство действительностью и пренебрежение к народной жизни, а Ф.В. Булгарин представлял сотрудников "Литературной газеты" чуть ли не как аристократических заговорщиков против существующих порядков 16 .

А.С. Пушкин и П.А. Вяземский энергично возражали своим оппонентам. "Ссылаясь на биографические словари Новикова и Греча, мы укажем, - писал князь П.А. Вяземский в "Литературной газете", - что большая часть писателей наших принадлежала аристократии, то есть званию, пользующемуся преимуществами, дарованными дворянству: следовательно, в России выражение литературная аристократия нимало не может быть нареканием, а напротив, оно похвальное и, что еще лучше, справедливое нарицание. Дворянские гостиные наши также не вертепы мрака и невежества: они соединяют нас с образованною Европою; в них читаются русские и чужеземные книги; в них иностранные путешественники, каковы: Гумбольдт, г-жа Сталь, Статфордт Канинг, граф Сегюр находят сочувствие и соответствие своим понятиям; в них раздаются отголоски европейского просвещения, в них, а не в домах купеческих, не в жительствах мещан, ремесленников наших" 17 .

С полемикой вокруг "литературной аристократии" связаны черновые строфы восьмой главы "Евгения Онегина", обозначенные в беловой рукописи романа как XXVI и XXVII, в которых А.С. Пушкин изображал петербургскую гостиную Татьяны как "истинно дворянскую":

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей
[В гостиной светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ничьих ушей
Живою странностью своей...] 18

Прототипом этого чернового наброска выступал, скорее всего, именно салон Карамзиных, в котором, по единодушным отзывам современников, был принят домашний, патриархальный тон, чуждавшийся "щегольства речей", и русский, "простонародный" язык для бесед, о чем свидетельствуют записки А.И. Кошелева ("эти вечера были единственные в Петербурге, где не играли в карты и где говорили по-русски...") 19 и стихотворные строки Е.П. Ростопчиной:

Там говорят и думают по-русски,
Там чувством родины проникнуты сердца;
Там чинность модная своею цепью узкой
Не душит, не теснит... 20

Пушкинское выражение "в гостиной истинно дворянской" звучало как похвала 21 , как отражение тех лучших качеств, которые были присущи старинному русскому дворянству: чувство чести и собственного достоинства, благородной дворянской гордости, почетной родословной, украшенной именами предков, прославившихся на службе Отечеству.

Споры о "литературной аристократии" продолжались и после смерти Пушкина. "Помирись с Шевыревым ради прекрасной статьи его о черной стороне нашей литературы, которую он напечатал в первой книжке "Москвитянина" на этот год, - писал в 1842 г. князь П.А. Вяземский А.И. Тургеневу. - Федоров читал ее нам на днях у Карамзиных" 22 . В статье этой С.П. Шевырев, в частности, утверждал, что лучшие представители отечественной словесности "в праздной апатии уступают главные роли литераторам-промышленникам - и вот от чего современная литература наша разбогатела деньгами и обанкротилась мыслью" 23 .

Здесь формировалось общественное мнение

Проблемы литературы составляли главный, но не единственный предмет разговоров в салоне Карамзиных. Помимо них обсуждались вопросы политические и дипломатические, шли споры по злободневным темам: "Литературы, русская и иностранная, важные события у нас и в Европе, особенно действия тогдашних великих государственных людей Англии Каннинга и Гускиссона составляли всего чаще содержание наших оживленных бесед", - вспоминал об атмосфере в салоне на рубеже 1820-1830-х гг. А.И. Кошелев 24 .

Интерес к политике и дипломатии, свойственный салону Карамзиных, не позволяет его отнести к чисто литературным салонам, обсуждение актуальных политических проблем превращало салон в важный фактор формирования общественного мнения в столице. По словам князя А.В. Мещерского, "карамзинский дом был единственный в Петербурге, в гостиной которого собиралось общество не для светских пересудов и сплетен, а исключительно для беседы и обмена мысли" 25 . "Вельможи, дипломаты, писатели, светские львы, художники - все дружески встречались на этой общей почве: здесь всегда можно было узнать самые последние политические новости, услышать интересное обсуждение вопроса дня или только что появившейся книги" 26, - свидетельствовала и А.Ф. Тютчева.

Что способствовало притягательности салона Карамзиных среди интеллектуальной элиты петербургского общества 1830-1840-х гг.? "Откуда исходило то обаяние, благодаря которому гость, переступив порог салона Карамзиных, чувствовал себя свободнее и оживленнее, мысли становились смелей, разговор живей и остроумней" 27 ? Ответ, скорее всего, кроется в прозвучавшем слове "свобода". Об этом писал П.А. Плетнев Я.К. Гроту: "В обществе Карамзиных есть то, чего нигде почти нету: свобода, а следовательно, и жизнь" 28 . Свобода от тесных рамок великосветских правил и условностей, которую давал своим посетителям карамзинский салон, особенно остро чувствовалась в 30-40-е гг. XIX в., недаром А.С. Хомяков назвал его "оазис зеленый" "среди губительных песков" и "гранитной пустыни" 29 Петербурга. В этом салоне можно было наблюдать такую картину: "После чаю молодежь играла в горелки, а там пустились в танцы" 30 . По словам А.И. Кошелева, вечера у Карамзиных "освежали и питали наши души и умы, что в тогдашней петербургской душной атмосфере было для нас особенно полезно" 31 .


Чай с тартинками - непременный ритуал

Кроме свободы особую привлекательность карамзинскому салону придавал его подчеркнуто домашний характер: "принимали попросту, семейно" 32 . У завсегдатаев салона был свой язык, в игровой форме отражавший черты домашней жизни Карамзиных, например, "привычка панталоны звать летописями". Дело в том, что старый слуга Карамзиных Лука часто сидел "в позе турка" и кроил себе панталоны, на что В.А. Жуковский придумал анекдот: "Карамзин, - говорил Жуковский, - видел что-то белое и думал, что это летописи". После этого молодежь карамзинского салона стала называть панталоны летописями 33 .

Карамзины несколько раз меняли место жительства, но обстановка их приемов оставалась неизменной: в центре гостиной располагался овальный стол с большим самоваром, за которым Катерина Андреевна или дочь историографа Софья Николаевна разливали гостям чай и угощали их тонкими тартинками из хлеба с маслом - "и все гости находили, что ничего не могло быть вкуснее чая, сливок и тартинок карамзинского салона" 34 . По поэтическому признанию Е.П. Ростопчиной,

При этом зрелище в нас сердце оживает,
За круговым столом, у яркого огня,
Хлад зимний, светский хлад оно позабывает
И, умиленное, внезапно постигает
Поэзию домашнего житья... 35

Скорее всего, домашний уют привлекал к Карамзиным и молодого Пушкина: "не имея семейной жизни, он ее всегда искал у других, и ему уютно было у Карамзиных" 36 , - писала А.О. Смирнова-Россет. Тем обиднее сознавать, что на глазах у столь уважаемой поэтом Катерины Андреевны, в этом близком для него доме позже разворачивалась предсмертная трагедия Пушкина 37 , что Карамзиными был принят и обласкан Дантес, о котором Софья Николаевна писала брату теплые и сочувственные строки, понимание же пушкинского состояния и осознание катастрофы пришло лишь с гибелью поэта.

После смерти Пушкина в дом Карамзиных В.А. Жуковским был введен М.Ю. Лермонтов, ставший хорошим другом Софьи Николаевны. "Sophie Карамзина без ума от его таланта" 38 , - сообщал Я.К. Гроту П.А. Плетнев. Весной 1840 г., перед второй ссылкой на Кавказ, Лермонтов написал в карамзинском салоне свое знаменитое стихотворение "Тучи" ("Тучки небесные, вечные странники!") 39 . Автограф стихотворения не сохранился, но существует список, сделанный рукой Софьи Николаевны 40 .

Именно Софья Николаевна, старшая дочь Н.М. Карамзина от его первого брака с Е.И. Протасовой, задавала тон в салоне Карамзиных. По свидетельству А.В. Мещерского, "Софья Николаевна была, поистине, движущей пружиной, направляющей и оживляющей разговор, как в общей, так и в частной беседе. Она имела удивительный талант всех приветствовать, рассадить и группировать гостей согласно их вкусам и симпатиям, находя вечно новые темы для разговора и выказывая ко всему живейшее и непринужденное участие... Она в этом случае напоминала знаменитую г-жу Рекамье" 41 . Схожим образом определяла роль Софьи Николаевны и А.Ф. Тютчева: "Бедная и дорогая Софи, я как сейчас вижу, как она, подобно усердной пчелке, порхает от одной группы гостей к другой, соединяя одних, разъединяя других, подхватывая остроумное слово, анекдот, отмечая изящный туалет... вступая в разговор с какой-нибудь одинокой дамой, поощряя застенчивую и скромную дебютантку, одним словом, доводя умение обходиться в обществе до степени искусства и почти добродетели" 42 .

Как заметил Ю.М. Лотман, "описанная в воспоминаниях Тютчевой картина настолько напоминает сцену из "Войны и мира" Толстого, что трудно отказаться от мысли о том, что Толстому были доступны тогда еще не опубликованные мемуары Тютчевой. Эмоциональная оценка в романе Толстого прямо противоположна, но это тем более подчеркивает сходство самой картины" 43 . Это свидетельствовало о перерождении позднего салона Карамзиных в "машину безликого светского общения".

В пору своего расцвета карамзинский салон представлял собой замечательное явление русской культуры и общественно-политической мысли. С одной стороны, он являлся знаменательным фактом истории русской литературы, связанным с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других представителей золотого века отечественной культуры, читавших здесь свои произведения. С другой стороны, он важен для истории общественно-политической мысли как один из факторов создания общественного мнения в Петербурге. В обоих случаях главным представляется то, что салон Карамзиных создавал особую интеллектуальную и эмоциональную атмосферу диалога, свободного обмена мыслями и чувствами, являющуюся необходимым условием для любого творчества.

Примечания
1. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 7.
2. Вацуро В.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989. С. 256.
3. Уваров С.С. Литературные воспоминания // "Арзамас": Сборник. В 2 кн. Кн.1. Мемуарные свидетельства; Накануне "Арзамаса"; Арзамасские документы. М., 1994. С. 41.
4. Вяземский П.А. Записные книжки // Карамзин: Pro et contra. Сост. Л.А. Сапченко. СПб., 2006. С. 456.
5. Цит. по: Аронсон М.И. Кружки и салоны // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 67.
6. Общество "Арзамас" (1815-1818 гг.) объединяло сторонников карамзинского направления в литературе.
7. Пушкин А.С. Карамзин // Собр. соч. в 6 томах. Т. 6. М., 1969. С. 384.
8. Например, Карамзин так отзывался о Н.И. Тургеневе: "Он страшный либералист, но добрый, хотя иногда и косо смотрит на меня, потому что я объявил себя не-либералистом" (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 253).
9. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 100.
10. Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). М., 1963. С. 24.
11. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841 // Русский архив. 1901. N 1. С. 101.
12. Смирнова А.О. Автобиографические записки // Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. Под ред. С.В. Житомирской. М., 1989. С. 192.
13. Воспоминания графа В.А.Соллогуба // Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века. М.-Л., 1930. С. 214.
14. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров. М., 2008. С. 18.
15. Панаев И.И. Литературные воспоминания // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 206.
16. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 134-136.
17. Вяземский П.А. Объяснение некоторых современных вопросов литературных. Статья I. О духе партий; о литературной аристократии // Вяземский П.А. Избранное / П.А. Вяземский. Сост., автор вступ. ст. и коммент. П.В. Акульшин. М., 2010. С. 138-139.
18. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. С. 711; Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных // Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 годов. М.-Л., 1960. С. 24-25.
19. Кошелев А.И. Записки // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 209.
20. Ростопчина Е.П. Где мне хорошо. 1838 // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 208.
21. Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных...С. 25-26.
22. Цит. по: Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 214.
23. Там же. С. 213.
24. Кошелев А.И. Мои воспоминания об А.С.Хомякове // Кошелев А.И. Избранные труды / А.И. Кошелев; Сост., авторы вступ. ст. и коммент. П.В.Акульшин, В.А.Горнов. М., 2010. С. 324.
25. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841... С. 101.
26. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С.19.
27. Там же. С.19.
28. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. Т. 1. СПб., 1896. С. 647.
29. Хомяков А.С. В альбом С.Н. Карамзиной // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М., 2001. С. 215.
30. Переписка Я.К. Грота с П.А.Плетневым. Т. 1... С. 260.
31. Кошелев А.И. Мои воспоминания об А.С. Хомякове... С. 324.
32. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841... С. 101.
33. Смирнова А.О. Автобиографические записки... С. 179.
34. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С. 22.
35. Ростопчина Е.П. Где мне хорошо... С. 208.
36. Смирнова А.О. Автобиографические записки... С. 179.
37. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры: Очерки литературной и светской жизни Санкт-Петербурга. СПб., 2008. С. 359-360.
38. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. Т. 1. СПб., 1896. С. 158.
39. Измайлов Н.В. Пушкин и семейство Карамзиных... С. 27.
40. Муравьева И.А. Салоны пушкинской поры... С. 383.
41. Из моей старины. Воспоминания князя А.В. Мещерского. 1841...С. 102.
42. Тютчева А.Ф. Воспоминания. При дворе двух императоров... С. 19.
43. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004. С. 96.

Поделиться