Тест опросник сан самочувствие активность настроение. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников). Типовая карта методики САН

Тест САН - разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: "самочувствие", "уровень напряженности", "эмоциональный фон", "мотивация". САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций

Цель методики САН : Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН . Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие - сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность - сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение - сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 - о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Тест с вопросами

1.

Самочувствие хорошее

3 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный

Вопросы на самочувствие находятся под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; на активность – под номерами 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Что касается вопросов на настроение, то они находятся под номерами 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30..
Интерпретация

Во время обработки, каждая оценка принимает определенное значение и соответствует тому или иному количеству баллов:

1. тройка соответствует плохому самочувствию и низкой активности, а также отвратительному настроению – этот индекс принимается за 1 балл;

2. двойка – за два балла;

3. единица – за 3 балла.

Так мы двигаемся тройки с противоположной стороны шкалы, она соответствует 7 баллов.

Положительное состояние – это более высокие баллы, а отрицательное - более низкие. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое в целом. Кроме того, опросник сан рассчитывает самочувствие, активность, настроение по отдельности.

Анализируя функциональное состояние, очень важными являются значения не только отдельных показателей, но и результат их соотношения. Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают. Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с настроением.

В интернете каждый может пройти опросник сан онлайн. Все, что необходимо для этого – отвечать на поставленные вопросы.

Получив результаты по каждой категории, их делят на десять. Средний балл шкалы равняется четырем. Оценки, которые превышают данный показатель, говорят о том, что человек хорошо себя чувствует, находится в благоприятном состоянии. Если же показатели ниже четверки, то это свидетельствует о неблагоприятном состоянии человека, который прошел тест. Нормальные оценки состояния находятся в пределах пяти – пяти с половиной баллов.

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность - 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как: 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.



Обработка результатов.

При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.

Вариант 1 . Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.

Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Интерпретация. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0-5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.

Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.

Интерпретация.

1-3 балла - человек, у которого преобладает плохое настроение

3,5-4,5 балла - человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

5-7 баллов - человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение

Типовая карта методики САН

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.

(Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.- М., 2006.)

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Ф.И.О.________ возраст______ класс _____ дата______

“+” признаки7 6 5 4 3 2 1 “-”признаки

1.Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

3. Активный

Пассивный

4. Подвижный

Малоподвижный

5. Весёлый

Грустный

6. Хорошее настроение

Плохое настроение

7. Работоспособный

Разбитый

8. Полный сил

Обессиленный

9. Быстрый

Медлительный

10. Деятельный

Бездеятельный

11. Счастливый

Несчастный

12. Жизнерадостный

13. Расслабленный

Напряжённый

14. Здоровый

15. Увлечённый

Безучастный

16. Неравнодушный

Равнодушный

17. Восторженный

18. Радостный

Печальный

19. Отдохнувший

20. Свежий

Изнурённый

21. С ясным сознанием

Сонливый

22. Желание работать

Желание отдохнуть

23. Спокойный

Возбуждённый

24. Оптимистичный

Пессимистичный

25. Выносливый

Утомляемый

26. Бодрый

27. Соображать легко

Соображать трудно

28. Внимательный

Рассеянный

29. Полный надежд

Разочарованный

30. Довольный

Недовольный

Обработка данных. При подсчёте крайняя степень выраженности положительного признака оценивается в 7 баллов, крайняя степень выраженности отрицательного признака оценивается в 1 балл , средняя степень - в 4 балла ; не забывать о существовании промежуточных степеней , которые оцениваются соответственно 6, 5, 3, 2 баллами. Баллы группируются в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них:

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам) : 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-6 баллов (подсчёт ведётся по всем трём шкалам в отдельности - самочувствие, активность, настроение).

Примечание. Данным тестом можно пользоваться как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедуновой).

Цель: изучение психологической атмосферы в коллективе.

Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворённость

Неудовлетворённость

Увлечённость

Равнодушие

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Успешность

Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Методика « Наши отношения»

(Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.,1988.)

Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

      Наш класс очень дружный и сплочённый.

      Наш класс дружный.

      В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

      В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

      Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

      Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

        В нашем классе принято помогать без напоминания.

        В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

        В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит ученик.

        В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

        В нашем классе не принято помогать друг другу.

        В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН.

Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН

Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро - первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками важно разбирать каждую пару слов, чтобы у испытуемого не возникло непонимания сути вопроса.

Инструкция по организации диагностики:

Файл: Стимульный материал

Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)

Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 - 2 очка, 3 - 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 - в 6, 3 - в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное - высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

По общей сумме - от 10 до 70 баллов - можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 - плохой показатель;
  • от 30 до 50 - средний;
  • больше 50 - высокий.

Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:

  • больше 4 - благоприятное состояние;
  • 5–5,5 - нормальные показатели;
  • меньше 4 - плохое значение.

Первые испытания методики состоялись на группе студентов 1 Московского медицинского института имени Сеченова. Средние показатели у испытуемых были в диапазоне от 5 до 5,5 баллов. В начале 2000-х эксперимент был повторён. У той же возрастной группы учащихся значения снизились до 3–3,5 баллов.

Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.

Методика САН - удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.

Поделиться